Одного из самых ярких представителей современного искусства в Италии - Риккардо Мурелли - нередко называют творцом новой формации. Он не только талантливый художник и скульптор, но и философ. Особое значение Риккардо уделяет эмоциональной составляющей своих произведений, экспериментируя с цветом, формой и материалами.
- Здравствуйте, Риккардо. Вы родились в 1975 году в Риме в семье архитекторов. Каким образом сей факт повлиял на Вашу карьеру, если не сказать больше, – на судьбу?
- Да, все верно. Однако среди моих близких родственников были не только архитекторы. Например, мой дед со стороны отца работал с деревом, принимал участие в реконструкции Ватикана. Другой дедушка был инженером. Конечно, все это просто не могло не повлиять на мою дальнейшую судьбу. Я как бы вобрал в себя возможность работы и с деревом, и с бумагой, и с чернилами. По идее, сейчас я делаю то же самое, что делали мои родственники. Отличие в том, что я не создаю полезных вещей – лишь скульптуры.
- Ваши произведения искусства – это не только объекты эстетического наполнения среды, но и своего рода воплощение философской концепции интроспекции – самосозерцания, метафоры человеческого опыта. Что Вы хотите сказать своими работами?
- Да ничего не хочу. Шучу, конечно. Хотя на самом деле у меня нет цели что-то кому-то сказать. Я лишь предлагаю пространство, в котором могут находиться люди. Мое искусство – это не портреты. Это геометрическое искусство, вписанное в пространство. Я работаю с прямыми линиями, потому что именно линии – это то, что мы замечаем во всех окружающих нас объектах в первую очередь.
- Вы работаете в различных техниках: скульптуре из дерева и металла, гравюре, живописи, - и различных масштабах – от небольших графических листов до крупных инсталляций в архитектуре и парковых пространствах. В какой технике нравится работать больше всего?
- Если честно, то мне все техники близки. Я работаю как в макро-, так и микромасштабах, в двухмерном и трехмерном пространствах. Но мне действительно очень нравится работать с классическими формами, с бумагой, изгибами. Понимаете, в моих работах нет чего-то, что я люблю больше. Мои произведения – это диалог двухмерного и трехмерного пространства.
- Есть такое выражение: «Все великое создано до нас, а все остальное – вариации на тему». Вы согласны с этим утверждением?
- Да, конечно. Я не историк искусства, но, когда смотрю на работы молодых художников, не могу не видеть у них отсылки к работам других мастеров. Еще древнегреческий философ Сократ говорил, что все находится в нашем сознании. И когда мы встречаем кого-либо или что-то делаем, у нас как бы появляется ключик к дверце, открыв которую мы можем видеть то, что уже было в нас давным-давно.
- Говорят, что вдохновение не приходит, а ураганом влетает в душу. Так вот, каким образом оно «влетает» в Вашу душу? Откуда Вы черпаете идеи для своих шедевров?
- О, ко мне в душу вдохновение «влетает» каждый раз по-разному. Вообще, у меня очень необычный мозг. Стоит мне начать наблюдать за происходящим вокруг, как вдруг ко мне приходит муза. К примеру, когда я наблюдаю за линиями урбанистической застройки с борта самолета. Нередко черпаю вдохновение из природы. Выгляните в окно. Какие прекрасные деревья! Они ведь тоже состоят из линий, и наш мозг их считывает. Еще раз повторюсь, что мое искусство сконцентрировано на работе с линиями.
- Ваши работы украшают галереи Италии, Голландии, Китая, а также находятся в частных коллекциях Европы и США. Какие из них вызывают особую гордость?
- Знаете, мои работы… Они находятся в маленьких, но хороших галереях, где выставляются лишь 6-7 художников. А насчет гордости… Трудно сказать.
- Ну, хорошо. Тогда поговорим о проблемах в современном искусстве. По Вашему мнению, с какими проблемами сегодня приходится сталкиваться современным художникам?
- Хороший вопрос, потому что проблемы действительно есть. Я не буду называть имена, но, к примеру, у некоторых российских художников существует проблема с галереями. У этих ребят и резюме хорошее, и персональные выставки в Европе за плечами, но зачастую в России галереи не хотят платить молодым художникам. К сожалению, и в Европе можно столкнуться с такой проблемой. Но в России столько хороших художников. Они великолепны! Нам необходимо больше инвестировать в искусство. Сейчас огромное количество бизнесменов, но они не хотят вкладывать деньги в искусство. У меня есть знакомые художники в России, которым уже 60 лет, но у них нет средств к существованию.
- Кто должен заниматься привлечением инвесторов? Не сами же художники должны этим заниматься.
- Я не знаю. Меня ведь тоже эта проблема касается. К тому же у меня есть семья, и приходится много вкладывать в нее. К концу каждого месяца денег вообще нет. Сейчас жить только искусством не очень-то просто.
- Сейчас вообще непросто жить при всей простоте существования. А политикой Вы интересуетесь?
- О, нет. Давайте не будем о политике. Это очень скучная тема. Для меня, во всяком случае.
- Всемирно известный русский писатель Лев Толстой говорил: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни». Что для Вас служит идеалом?
- Сейчас все то, что я делаю, - я делаю для своего сына, которому одиннадцать лет. Я хочу видеть его счастливым. Если говорить о творческих планах, то в моей жизни есть какие-то проекты, некоторые из них довольно крупные. Однако это лишь наброски, потому что сложно найти средства на развитие этих проектов. Вообще, пообщавшись со мной, можно понять, насколько я простой человек. Какие идеалы? О чем вы? (смеется).
- Коль скоро разговор зашел о Вашем сыне, скажите, есть ли у него способности к рисованию?
- Да! Мой сын гений! Он много читает, лучший ученик в классе. Говоря о детях, хочу отметить, что они – это самое ценное, что есть у нас в жизни. Причем я имею ввиду всех детей, не только родных. Я ведь работаю в нескольких благотворительных организациях в Италии. Так вот, деятельность этих организаций направлена на улучшение жизни детей, которым не очень повезло в жизни. И вот что я понял. Если уделять таким детям хотя бы один день в неделю, то мы можем сделать для них очень много. Дети – это центр мира.
- Риккардо, Вам приходится много путешествовать по миру. Назовите, пожалуйста, Вашу любимую страну.
- Мне трудно выделить какую-либо страну. Я действительно много путешествую. Буквально исколесил Китай. Какое-то время жил в Дюссельдорфе и Венеции. В течение двух последних лет я часто приезжал к вам в Россию. Планирую посетить громадные просторы Сибири. В общем, я много где был. Однако, положа руку на сердце, могу признаться, что не люблю США. Уж простите (улыбается).
- Как выяснилось, Вы частый гость в России. А в Нижнем Новгороде Вы впервые?
- Да, это мой первый визит.
- И как впечатления?
- Потрясающие! Боюсь только, что у меня не так много времени, чтобы в полной мере насладиться красотой этого города. Мне бы хотелось вернуться сюда на пару деньков, чтобы более обстоятельно его посмотреть. Кстати, я очень рад, что у меня появилась возможность впервые увидеть мою любимую реку Волгу.
- Почему Вам важно работать именно здесь, в России?
- Здесь я каждый день узнаю что-то новое. Местные жители что-то дают мне, и я что-то даю им взамен. Это своего рода культурный обмен.