Всего несколько дней осталось у нижегородцев, чтобы «вживую» познакомиться с творчеством одного из самых известных художников Рунета — Васи Ложкина. Его забавные коты с человеческими проблемами и чувствами покорили пользователей всемирной паутины, а хлесткие и злободневные подписи к рисункам разошлись на цитаты. 5 марта Алексей Куделин (именно так зовут художника по паспорту) впервые привез в столицу Приволжья свои работы, стиль которых он определил как «мультиреализм». Автор также обещает приехать на закрытие выставки, которое состоится 7 апреля. У всех желающих будет возможность получить автограф культового художника.
О том, почему его творчеством интересуется руководство мясокомбинатов, как дети и взрослые выражают свое признание и о планах на будущее Вася Ложкин рассказал нижегородским журналистам на пресс-конференции перед открытием выставки.
О поклонниках и почитателях
«Мои картины покупают разные люди. Иногда родители приобретают их для детей. Несколько раз даже специально заказывали нравоучительные рисунки. Часто покупают подчиненные для начальников на юбилеи. Есть люди, которые сами на основе моих картин что-то делают. Дети присылают фотографии с рисунками по мотивам моих произведений. Взрослые вышивают моих персонажей, а некоторые даже делают татуировки с их изображением.»
О вдохновении
«Мне часто задают стандартные вопросы: откуда берутся сюжеты для картин и почему коты. Я не знаю, это происходит само по себе. Чем-то вдохновить меня невозможно. Наверное, это связано с фазами Луны.»
О заработке
«Мой основной заработок сейчас — это корпоративные заказы. Я делаю подарки на юбилеи и Новый год, календари со своими картинами. Часть обращаются мясокомбинаты, но это и понятно — коты, колбаса… И еще почему-то айтишники. Я делал работы для крупных организаций, связанных с интернетом. Там все абстрактно и довольно сложно рисовать, надо что-то смешное придумать, и в то же время нет какого-то предмета, как, допустим, у продуктовых компаний, где все просто.»
О мультиреализме
«Термин „мультиреализм“ придумали участники питерской организации „Колдовские художники“. Это некая художественная секта. Я сам не из Питера, бываю там наездами, поэтому у них я как почетный член. Картины, которые я рисую, чем-то похожи на их творчество по мироощущению. По сути, мои работы — это некий репортаж из мультипликационного мира, который существует в параллельной реальности.»
О недоброжелателях
«Люди могут увидеть в картине даже то, чего там и близко нет. С этим ничего не сделать. Может, мое подсознание гражданина выплескивает какие-то проблемы на рисунки, но я не стараюсь вложить в них остросоциальный смысл в отличие от тех же мультиреалистов, которые осуждают какие-то явления. Я ничего не осуждаю, а наоборот, воспеваю. Мы живем в информационном мире, и для меня какой-нибудь депутат или начальник сам по себе интересен. При этом совершенно необязательно давать строгую категоричную оценку. Но люди воспринимают по-разному. Некоторым нравится, некоторые говорят, что это не искусство, а какая-то фигня. Но я спокойно к этому отношусь. Было немного обидно из-за пристального внимания к картине „Великая прекрасная Россия“. Какое-то время об этом говорили, потом забыли. Для меня она не ключевая. Сама ситуация, даже не картина, связана с политикой, соответственно, на этом пиарились все кому не лень, особенно борцы с режимом, поэтому она и присутствует в информационном пространстве, но особой роли не играет.»
Об изобразительном искусстве
«Честно говоря, я вообще не очень люблю изобразительное искусство. Это правда, я не ценитель живописи. Хотя иногда, если оказываюсь на каких-то выставках или в музеях, с удовольствием смотрю, но не фанатею от всего этого. Как и все советские дети, я воспитан на классических произведениях Васнецова, Саврасова, Шишкина, Сурикова. Это я люблю, нравятся пейзажи. Когда бываю в Санкт-Петербурге, обязательно иду в Русский музей или в Эрмитаж. Дома висят две картины, которые жена купила в Доминиканской республике — яркая полуабстрактная живопись. На самом деле мир изобразительного искусства очень большой, широкий и интересный, и художников нельзя обобщать в этом смысле.»
Об отношении к граффити
«Раньше я создавал декорации в театре, потом разрисовывал стены в кабаках. Но со временем понял, что это не мой профиль. Однажды, когда мой ребенок еще ходил в детский сад, ко мне подошла воспитательница и сказала: „Ты же художник, разрисуй нам беседку“. Я посмотрел на эту кирпичную стену, потом нашел на сайте объявлений каких-то 15-летних пацанов, которые пришли с баллончиками и все сделали, изобразили что-то из „Смешариков“. Рисование на стене — совершенно другая техника, и у тех, кто это умеет делать, получается гораздо лучше. Хотя в целом я к граффити отношусь отрицательно. Изобразительное искусство — вещь субъективная. Одним нравится то, что нарисовано на доме, другим это кажется уродливым, чудовищным и ужасным. Если раскрашивать стены, то лучше у себя во дворе, с согласия всех членов семьи и других жильцов.»
О домашних питомцах
«Дома у меня есть кот. Правда, не рыжий, как многие персонажи моих работ, а коричневый. Откликается обычно на „Сволочь“.»
О планах на будущее
«Сейчас думаю попробовать что-то сделать с „Союзмультфильмом“, но это еще пока вилами на воде писано. Все на уровне идей и договоренностей, так как упирается в деньги. Недавно задумался о том, чтобы создать книгу о персонажах, присутствующих на моих рисунках. На самом деле их не так много, и они переходят из картины в картину. Они сами по себе являются инструментом, а я помещаю их в некие обстоятельства. Сейчас я как раз хочу сделать новую книгу — не просто каталог картин или альбом, а что-то вроде справочника-путеводителя по персонажам. Были предложения поработать иллюстратором, но я обычно отказываю. Мои картины сами по себе законченные произведения.»
О секрете успеха
«Все очень просто! У меня красивые картинки, которые дарят людям радость!»
Фото и фоторепродукции: Надежда Кей