Актер театра и кино Константин Хабенский приехал в столицу Приволжья, чтобы открыть фестиваль «Малая сцена большой жизни», который с успехом прошел 3 — 5 марта. В трех спектаклях артист лично принял участие и вышел на сцену вместе с ребятами. О самых важных моментах в работе с детьми, о благотворительной и социальной функциях мероприятия, а также о том, какое впечатление произвел на него город, Константин Юрьевич рассказал нижегородским журналистам.
О Нижнем Новгороде
«Я много времени провел в Нижнем Новгороде, работая над сериалом „Метод“. И сейчас, проезжая по улицам, я так или иначе связываю некоторые памятные места либо со съемками, либо с моментами отдыха. У меня только хорошие воспоминания. Для проведения фестиваля Нижний Новгород был выбран потому, что он оказался готов к событию такого масштаба. Мы договаривались об этом еще летом. Возможно, этот фестиваль на многое откроет нам глаза.»
О творчестве и милосердии
«Все собранные от продажи билетов на фестивальные спектакли средства пойдут на помощь детям. Часть денег будет направлена на поддержку студий, другую часть мы перечислим тяжелобольным ребятам. До этого мы на протяжении двух лет показывали в разных городах благотворительный музыкальный спектакль „Поколение Маугли“. Он стал визитной карточкой наших студий. Мы смогли собрать огромное количество денег для ребят, которые нуждаются в медицинской помощи. В первую очередь это заслуга наших студийцев, которые пожертвовали и своим свободным временем, и силами, и энергией. Так или иначе, они вошли в историю благотворительности и милосердия. Ребята уже не понаслышке знают, как важно протянуть руку своему ровеснику. После этого стали возникать заявки на новые спектакли, и мы стали воплощать наши задумки. Все эти постановки имеют благотворительный характер, и заработанные деньги идут на поддержку студий или больных ребят. Человеческое милосердие, как и творчество, не имеет границ.»
Главное — не испортить
«Я бы с удовольствием вышел на сцену и в большем количестве постановок, но, к сожалению, на воскресенье, когда я должен был работать с новосибирской студией, у меня был запланирован свой спектакль в Москве. Впрочем, ребята и без меня прекрасно справляются. Идея принять участие в постановках возникла очень просто. Хотелось привлечь больше внимания к спектаклям и сделать из фестиваля настоящее городское событие. Не скажу, что какая-то постановка мне нравится больше, а какая-то меньше. Самое важное — не испортить то, что делают дети для взрослых зрителей, а это действительно очень сложно.»
Осознанный выбор
«Я занимаюсь с детьми, потому что мне это интересно. Если бы мне это не нравилось, меня бы никакие коврижки в эту сторону не заманили. И с каждым годом результат и то, что я вижу, меня поражает. С ребятам я по-другому начинаю дышать. Я помню, какими они были, когда мы открывались два года назад. Сейчас это совершенно другие люди. Меня радует, что я имею какое-то отношение к их формированию. Мы так или иначе открываем друг в друге что-то новое. Мастерству быть искренним и отдавать все что у тебя есть учиться не надо. Если бы маленький Костя Хабенский попал в такую студию, он бы более осознанно выбрал профессию актера. Или, может быть, так же осознанно ее не выбрал. По крайней мере, я бы имел об этой профессии представление.»
О фестивальных спектаклях
«Репертуар фестиваля уникален, так как это наши сочинения. Во всех спектаклях так или иначе есть элементы пластики. Ребята выпускают свои истории, которых нет нигде. Очень интересна задумка „Ногов ковчег“ нижегородской студии. Изначально заявка была на 15 минут, но я дал задание доработать сюжет. Сейчас уже наработано 40 — 45 минут. Это стало настоящим открытием, так как студия достаточно молодая, и она вдруг „выстрелила“ ногами, пластикой и слаженностью. На открытии показана часть постановки. Важно понимать, что во всех спектаклях дети играют для взрослых, поднимая серьезные проблемы. Зрители должны ответить сами себе, готовы ли они выслушать их не всегда удобные вопросы. Я пытаюсь отвечать вместе с ними, но я не знаю ответов, так как это жизнь.»
О планах на будущее
«От того, как зрители примут первый фестиваль, зависит то, будет ли второй. Более того, у меня была идея совместить несколько городов и сделать большой „межГОРОДетский“ спектакль. Пока еще не знаю, под каким названием он будет идти.»
Говорить правду
«О подводных камнях профессии актера ребятам рассказывать не надо. Они уже о многим знают. Некоторые начали сниматься в кино, играют в художественных фильмах. Но иногда дело доходит до совсем профессиональный вещей, мне приходится давать объяснения. Все остальное они постигают сами на своей прекрасной молодой шкуре. Во многом это заслуга педагогов. В каждой студии, в каждом городе это настоящая команда, которая сама создает свою атмосферу, свои правила игры и взаимоотношения. Когда я приезжаю, как художественный руководитель, говорю правду. Наверное, это неожиданно, иногда жестко, но, как мне кажется, это всегда идет на пользу и студийцам, и педагогам. В этом моя задача. Я не знаю, кому что пригодится в жизни. Я прошу детей не торопиться, видеть друг друга, направлять энергию не в кулисы, а на сцену. Я не стараюсь добиваться глубочайшего технического проживания роли. Важно, чтобы зрители в зале понимали, что это не актерство, а честные слова.»
Надежда Кей
Фото автора