В данном случае это словосочетание не несет за собой никакого пошлого подтекста. Это позиция нового министра культуры Сергея Александровича Горина. Он давно и активно поддерживает креативные молодежные движения и предлагает вынести многие мероприятия на улицу, на открытое пространство. Цель — задействовать в процессе творчества самих нижегородцев. Кроме того, он ясно видит картину единого культурного пространства в регионе и, кажется, готов к новым проектам и формам их воплощения.
Начну с прямого вопроса про бюджет. На 2014 год на культуру Нижегородской области выделено 886 миллионов рублей, что составляет 1,1%. По вашему мнению, это достаточная сумма для такого крупного субъекта?
На самом деле, это не совсем так. Ведь система эстетического образования по статьям расходов идет по линии образования, а не культуры. То есть не учитываются подведомственные нам учреждения. В целом получается около 1,7 миллиардов рублей.
Хорошо, но на что же пойдут тогда 886 миллионов?
На содержание учреждений культуры: коммунальные услуги, содержание помещений, заработная плата сотрудников. На что же еще нужны деньги?
Непосредственно на проведение мероприятий...
Конечно, это же все заложено в бюджете. Предусмотрено проведение всевозможных фестивалей: театрального искусства, народного творчества, XIII Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова, выставочная деятельность и многое другое. Область обделена не будет, в десятку лучших регионов по объемам финансирования культуры мы точно входим.
Важно и то, что работникам культуры как и ряду других категорий бюджетников повышается заработная плата. У них появился стимул, желание сохранить себя на работе, укрепиться на ней. Об этом говорит и то, что в учреждениях, где проходят различные курсы повышения квалификации, сейчас наблюдается движение, наплыв желающих учиться, совершенствоваться в профессии.
Среди этой десятки, конечно, Москва, Санкт-Петербург. Но это столицы. А среди городов-миллионников, в провинции? Ведь есть Пермь, Екатеринбург, Новосибирск…
Вы знаете, если где-то много шумят, это не значит, что все хорошо. В одном из городов, которые вы назвали, дошумелись до того, что решили отделить Сибирь от всей России. И если где-то проходят масштабные пиар-акции, то с культурой там может быть далеко не все в порядке. Вы назвали регион, где какие-то тусовки проходят постоянно, причем на хорошую тематику, однако, учреждения культуры там содержатся в никудышном состоянии.
Когда вы вступали на должность министра, вы говорили о двух вещах: сохранение того, что удалось добиться в Нижегородской области и поддержка новых молодежных направлений. Расскажите об этом поподробнее.
Во-первых, это сохранение единого пространства. Я уже говорил о том, что здесь соприкасаются два уровня власти: муниципальная и государственная. И граница их соприкосновений должна быть размыта. То, что одно финансируется из местного бюджета, а другое из федерального, не должно разделять учреждения культуры ни по идеологии, ни по направлениям деятельности, ни по требованию к качествам самой работы. Мы — единое сообщество, и мне бы очень хотелось, чтобы взаимодействие между нами было, например, как в театре: синтез литературы, музыки, танца… Чтобы творческие союзы больше взаимодействовали между собой, и, думаю, мы будем работать в этом направлении.
Что же касается молодежи, то дело в том, что это наиболее активная и креативная часть населения. Они постоянно находятся в поиске, изобретая все новые формы искусства. И все больше его форм уходит на улицу, в открытое пространство: граффити, уличные танцы, представления, музыкальные фестивали, огненные шоу, гигантские мыльные пузыри. И это мы должны поддерживать, так как там много интересного и хорошего. Не стоит замыкаться в стенах какого-то учреждения. И потом… Порой пространство концертного зала оказывается ловушкой. Представьте, сели вы в середину зала, но то, что вы видите или слышите, не идет на сердце. Однако встать и уйти не получится. Неудобно, да и потревожите тех, кому происходящее нравится. На улице все гораздо проще.
Уже можно говорить, ждут ли нижегородцев подобные проекты в следующем году?
Мне бы больше хотелось обратить внимание на самодеятельное творчество людей. Речь идет не об оценке как таковой, а о самотворчестве, стремлении к красоте. Некоторые люди творят руками такое, что сложно себе вообразить. Вот недавно у нас проходил фестиваль «Душа России», на котором свои работы представил 12-летний мальчик. Это были куклы и какие-то изделия наподобие яиц Фаберже. Это что-то невероятное! Выполнено все из разных материалов: металла, тканей, дерева… В свои годы он уже художник. Это стремление к мастеровому делу нужно поддерживать, ведь любой человек хочет этим поделиться, значит, нужен зритель. Наша задача — помочь людям самореализоваться. Для этого нужно провести несколько фестивалей. Например, фестиваль самодеятельных художников, подготовить выставку. Было бы хорошо, если бы были представлены все районы области. Или представить самодеятельные театры, фестиваль непрофессиональных поэтов и писателей, музыкантов, танцоров. Все это, опять же, хорошо провести летом, на улице. Замыкаясь на профессиональном искусстве, люди лишаются возможности участвовать в процессе.
В Нижегородской области делают ставку на народные художественные промыслы. В последнее время это направление активно развивают, популяризируют. Это красиво, но интересно больше туристам, чем коренным жителям.
Мы привыкли к матрешкам, да. Но ведь в регионе развиты десятки промыслов: художественная роспись, золотое шитье, филигрань, изделия из металла и кости,
ковернинские лошадки, вязание. То, что делает Денис Иванович (Денис Лабуза, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, — прим. ред.), это очень важно. Он талантливый и увлеченный человек, который заботится о сохранении традиций. Я больше говорю именно о массовом творчестве. Но и здесь мы с ним единомышленники, поддерживаем друг друга.
А как все обстоит с развитием детского творчества? Будут ли какие-то игровые проекты? Не все же детям сидеть в музыкальных школах и давать отчетные концерты.
Поверьте, музыкальная школа — это невероятно творческий и живой процесс. В любом образовании есть непреложные основы, которые нужно знать, постичь их, и творить на их основе. Какие-то вещи требуют педагоги строго, но потом начинается созидание.
Нужно самим сходить и посмотреть на детей. Ведь там происходит что-то каждый вечер. Я не говорю об академических концертах, а дополнительных мероприятиях. Например, вечер, посвященный тому или иному композитору. Поверьте, если детям предоставить музыкальную школу без преподавателей на день, то они сами наготовят различных ансамблей, программ.
Возможно, но это в Нижнем Новгороде все так красиво. Есть площадки по типу «Арсенала». А в районах? Там детям тоже нужно развиваться.
Вы ошибаетесь. В последние годы я все больше обращаю внимание на один факт: люди по своему развитию везде одинаковые. Различия между сельским и городским жителем стираются и в уровне знаний, и в уровне потребностей в творчестве, в культуре. Есть проблемы с доступностью. Но и это решается за счет мобильности населения благодаря автомобилям и активному использованию интернета.
Вам не кажется, что государство перекладывает сейчас функции нравственного воспитания не на культуру, а на религию. В частности, вводятся уроки православной культуры…
Это, скорее, не «перекладывает», а «дополняет». В идеале, чтобы исповедовать что то, нужно хорошо это знать. На этих уроках даются первоначальные знания о той или иной религии. Вообще, заниматься воспитанием, образованием и развитием ребенка — это первостепенная задача семьи. Наше население, к несчастью, это плохо понимает. Возможно, государство ведет недостаточную работу по формированию у населения правильного представления о том, какова должна быть семья.
Но сложно научить чему-то, если сам имеешь об этом плохое представление. Привить любовь к красоте. Не лучше бы было школьникам знакомиться с историей мирового кинематографа, искусства, театра?
Как вы считаете, нужны ли в школе нынешние предметы?
Конечно.
Я считаю, ребенку было бы интересно узнать разные точки зрения на происхождение мира. Ведь что такое религия? Читая Коран или Библию, изучая буддизм, вы знакомитесь с обобщенным опытом существования на земле человека. Как должны относиться люди друг к другу, к явлениям природы, к обществу в целом. Например, часто возникающая тема однополых браков. Все мировые религии, а значит предыдущий мировой человеческий опыт, это осуждали. Что же произошло сейчас? Какое-то разрушение сознания.
На территории нашего региона традиционно проживает много народностей, много конфессий. Однако и нас задели межэтнические волнения. Вот недавнее событие в Арзамасе…
Я думаю, что здесь идет речь лишь о бытовом конфликте, не без воздействия алкогольного опьянения. А вот как это преподнесли, вопрос другой. Я сам жил в селе, где были и русские, и татары, и мордва. Мальчишки из соседних деревень порой конфликтовали друг с другом, но не на национальной почве, а, как бы это сказать, на местечковой. Поэтому данным столкновениям не нужно придавать межнациональную окраску.
Но я ведь говорю не о гражданах России (ведь и Татарстан, и Башкирия, и Кавказ — это территория Российской Федерации), а о внешней миграции. Волнения и агрессивные настроения в обществе есть, на них не закроешь глаза. Вы не считаете, что сами диаспоры закрыты, в частности, и от культурного пространства нашей страны?
Я так не думаю. Дело в том, что активисты каких-либо общин — это образованные и интеллигентные люди, которые знают, что они делают, и их деятельность направлена на жизнь в мире и дружбе. Создание национальных общин — это нормальный, положительный процесс. Задача любого приезжего, сохранив свою культуру, влиться в ту среду, в которую он попал.
Хотелось бы узнать ваше мнение о грядущих масштабных спортивных событиях в нашей стране. Вот в 2018 году Нижний Новгород будет принимать чемпионат мира по футболу. Тем временем это год 150-летия Максима Горького. Не отодвинет футбольный праздник это событие?
Горький — величина мировая, и принадлежит он не только Нижнему Новгороду. Чемпионатов мира по футболу будет много, а Горький — один. Отмечу, что его книги переведены на десятки языков мира, а тираж изданий его произведений не превысил еще ни одни писатель. Его пьесы актуальны и по сей день. Помню, как в 2000 году на Горьковские чтения с докладом приехал заведующий кафедрой русского языка Токийского университета. И он говорил о том, что в Японии очень актуальна пьеса «На дне».Работа уже идет, мы планируем подготовить целый ряд мероприятий к юбилею писателя.
А что вы думаете об эстафете Олимпийского огня? Не слишком много пафоса придают этому мероприятию?
Привлечение внимания к этому событию через пронесение огня — важное дело. Огонь должен гореть в душе каждого человека, тогда все почувствуют свою причастность к происходящему.