Год назад предпринимателям стала доступна возможность использовать QR-коды для приема оплаты через Систему быстрых платежей (СБП). С этого момента в системе зарегистрировалось более 25 тысяч компаний и ИП. Почему же бизнес обратил внимание на новую технологию, рассказала директор по развитию Делобанка (Банковская группа СКБ-банка) Ирина Кузьмина.
Зачем в России появился новый способ приема безналичных платежей?
Делобанк стремится экономить не только время, но и деньги своих клиентов — этим мы особенно гордимся. Именно поэтому мы реализовали сервис оплаты покупки по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП), благодаря чему удалось значительно снизить комиссию на приеме платежей. Как мы все прекрасно знаем — сэкономил, значит заработал. Предприниматели давно были недовольны высокими комиссиями на эквайринг — 1,8–2,2% от суммы платежа. С куайрингом (оплата по QR-коду через СБП) ее удалось снизить до 5 раз. По последним данным Банка России россияне уже совершили 110 тысяч переводов в пользу юрлиц, оплачивая товары и услуги, на сумму свыше 500 млн рублей. При этом объемы операций растут на 30% ежемесячно.
С чем связана такая популярность куайринга?
Куайринг отличает не только низкая стоимость, но и простота в подключении. Не требуются какие-либо дополнительные расходы и оборудование. Нет необходимости приобретать терминал, программное обеспечение и проходить сертификацию, как в случае с подключением к эквайрингу. Предприниматель сам выбирает один из нескольких способов использования QR-кода.
Первый способ — это «QR-наклейка». Такой способ идеально подойдет для точек с небольшим потоком людей. Многоразовый код распечатывается и выставляется в удобном для покупателя месте. Покупатель считывает QR-код своим смартфоном, вводит сумму и подтверждает платеж, после чего банк отправляет кассиру уведомление о поступившем платеже.
Второй вариант — «QR-код на кассе». Этот способ больше подойдет для торговых точек, уже оснащенных кассами или иным оборудованием, на котором можно показать QR-код. Для покупателя код отобразится одним из способов: на экране кассы/платежного терминала, на экране любого стороннего приложения либо на платежной странице при оплате на сайте. Покупатель считает QR-код банковским приложением на смартфоне, проверит детали и подтвердит платеж, после чего банк также отправит кассиру уведомление о поступившем платеже.
Подойдет ли куайринг интернет-магазинам?
Специально для онлайн-торговли был разработана возможность мгновенной оплаты, когда покупатель наводит камеру телефона на QR-код, размещенный в интернет-магазине, открыть приложение банка и подтвердить платеж — деньги сразу переведутся с счета покупателя на счет онлайн-магазина. Онлайн-оплата по QR-коду на сайте — это аналог интернет-эквайринга, только более дешевый и удобный. Клиенту интернет-магазина не нужно вносить данные карты на сайте, достаточно отсканировать размещенный QR-код.
Кроме того, куайринг расширяет возможности бизнеса. Например, благодаря этому сервису бизнес оперативно может перейти в формат доставки: QR-код удобно сгенерировать в интернет-банке или мобильном приложении, распечатать и раздать курьерам. Покупателю остается просто считать этот код при помощи камеры смартфона и совершить платеж.
Насколько часто покупатели используют новую технологию при оплате товаров?
Средний чек при оплате по QR-коду планомерно увеличивается. Сегодня он составляет 2 тысячи рублей. Рост среднего чека свидетельствует о том, что покупатели начинают больше доверять новому способу оплаты при совершении более дорогостоящих покупок. Мы отмечаем рост популярности куайринга среди предприятий общественного питания, салонов красоты, транспортных компаний — организаторов доставок, и АЗС.
Какие перспективы развития у куайринга?
Интерес к куайрингу проявляют не только предприниматели, но финтех-компании. Они стали обращать внимание на эту технологию, разрабатывая платформы для приема платежей по QR-кодам. Недавно клиентам Делобанка стала доступна технология softPOS, заменяющая торговый терминал для безналичной оплаты с использованием QR-кода.
Перспективы и преимущества в том, что QR-код вмещает большой объем данных относительно обычного штрих-кода. В этом кроется множество возможностей! Кроме легкости использования в любом сегменте бизнеса, СБП можно будет использовать в бытовых ситуациях. Например, в системах доступа на парковке или на счетчиках для оплаты электроэнергии. Удобство и доступность быстро становится неотъемлемой частью нашей жизни.
Фото: ДелоБанк