Бодрое «дзынь» теперь может раздаться у вас за спиной, где бы вы ни прогуливались — у набережной Волги, на площади Минина или по любой из улиц исторического центра Нижнего Новгорода. Так требуют дать им дорогу клиенты сервисов аренды электросамокатов. Скорость, а также немалый вес самого транспортного средства, делают соседство с ними не всегда безопасным. Как итог — обескураженные прохожие шарахаются по сторонам до следующего подобного инцидента.
Электросамокаты уже пару месяцев делят нижегородское общество на два лагеря. Одни не прочь прокатиться на них с ветерком по пешеходным и не только участкам улиц, другие требуют ограничить работу сервисов или вовсе запретить их.
Двухколесная оккупация
Сервисы краткосрочной аренды самокатов начали массово появляться в Нижнем Новгороде весной 2021 года. При этом такую услугу, быстро ответив на запросы молодежи, предоставили сразу несколько компаний. «Стайки» самокатов возникли во всех людных местах, что избавило владельцев сервисов от затрат на рекламу — двухколесный транспорт продвигал себя сам.
Парковки организованы и на многих остановках общественного транспорта, где самокаты порой даже вытесняют людей с облагороженной территории и путаются у них под ногами. Так произошло, например, на остановке «улица Лебедева» в Приокском районе. Неподалеку, в ЖК «Гагаринские высоты», самокаты и вовсе расставили у выходов из домов. Они оттуда, правда, вскоре исчезли.
После завершения периода краткосрочной аренды самокат обычно возвращают на виртуальную парковку — место, отмеченное в приложении. Но нередко аппараты остаются стоять или даже лежать в самых неожиданных местах — например, однажды самокат был обнаружен на метромосту.
Пользоваться ими несложно: нужно скачать приложение, авторизироваться и привязать карту для оплаты. Тут же перечисляются правила: водителю самоката должно быть не менее 18 лет, на нем он может находиться лишь в одиночку. Несоблюдение этих правил, как и правил дорожного движения, чревато последствиями. При этом даже взрослый человек не застрахован от аварии — такие случаи в Нижнем Новгороде уже были.
Какие будут приняты меры? (спойлер: самокаты не запретят)
Самокатчикам не рады в пешеходной зоне: многие из них лишают мирно гуляющих граждан спокойствия на тротуаре, бесцеремонно сигналя им в спину. При этом все понимают, что на дорогах электросамокату тоже не место. Запрещать данный вид передвижения нижегородские депутаты не намерены, но становится понятно, что пора наводить порядок.
Конечно, электросамокаты — это экологический, современный транспорт. Он присутствует во всех крупных городах России и Европы, поэтому запрещать его нет никакого смысла. Другой разговор, что поступают нарекания по поводу безопасности, связанной с передвижением на электросамокатах, — говорит мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. Вопрос удобства передвижения на электросамокатах был поднят в ходе большого интервью с ИА «В городе N».
Заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по Нижнему Новгороду Алексей Кожанов в ходе заседании постоянной комиссии городской Думы уточнил, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, которыми должны руководствоваться пешеходы. Однако это не спасет новые сервисы от регулирования их работы в скором времени.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Введены ограничения скорости на Большой Покровской и Нижне-Волжской набережной. Теперь при выезде на эти улицы электросамокат не разгоняется выше 15 км/ч. При этом стандартная максимальная скорость данного транспортного средства — 25 км/ч. Ограничение «вшито» в программное обеспечение и включается автоматически.
По словам директора департамента развития предпринимательства в Нижнем Новгороде Александра Симагина, с самого начала работы сервисов краткосрочной аренды электросамокатов в их отношении ведется мониторинг. Однако есть смысл перейти на сотрудничество с ними в формате соглашения, к чему сейчас и ведется подготовка.
Одним из ограничений может стать запрет на езду на электросамокатах в ходе массовых мероприятий, когда ГИБДД перекрывает улицы. Дело в том, что во время празднования Дня России на набережной произошло два инцидента. В первом случае девушка просто упала с самоката и была госпитализирована, во втором два самокатчика столкнулись друг с другом. Отсутствие движения автомобилей дает свободу не только пешеходам, вследствие чего высокая скорость самокатов и невнимательность приводит к травмам.
Всего на данный момент в Нижнем Новгороде зафиксировано 18 ДТП электросамокатами, в двух из них были пострадавшие — одному из них 25 лет, другому 37 лет. Со смертельным исходом аварий мы пока не регистрировали. Чаще всего аварии происходят по пятницам и воскресеньям, а если рассматривать временные промежутки, то нередко это случается с 17:00 до 18:00, таких происшествий в этот период было пять, — рассказал в ходе доклада Алексей Кожанов.
Своими наработками в ходе заседания комиссии по транспорту и дорожному хозяйству поделился и депутат Законодательного собрания Артем Баранов. Он рассказал о подготовленных поправках, которые уже поддержало как региональное, так и федеральное министерство транспорта.
В первую очередь речь идет о запрете на перевозку детей, причем не только на электросамокатах, но и на всех средствах индивидуальной мобильности. Сюда можно отнести гироскутеры, сигвеи, моноколеса и прочие вещи. Второе — это обязательное использование средств защиты при перемещении по дорогам. Третье — это ограничение скорости на пешеходных зонах до 15 км/ч, — рассказал Артем Баранов.
Он уточнил, что речь идет не о свободном рынке электросамокатов, а только о сетях их аренды. То есть, тех граждан, кто купит свой собственный самокат и будет на нем кататься, это не коснется. Стоит отметить, что такие, в сравнении с пользователями сервисов аренды, пока в меньшинстве.
С проблемой знаком и мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. Он акцентирует внимание на том, что человек на электросамокате — уже не совсем пешеход и может нанести вред другому человеку, если в него врежется:
Мы с коллегами прорабатывали возможность введения мер, которые бы повысили безопасность. В частности, на определенных участках необходимо ограничить скорость передвижения. Думаю, мы примем такие решения по пешеходным улицам, потому что пешеходы должны иметь приоритет.
Из точки, А в точку Б выехал электросамокат…
Наш корреспондент решила лично испытать новомодное средство передвижения и отправилась в центр Нижнего Новгорода. Найти сами самокаты не составило труда: их можно увидеть во всех проходных точках, у большинства людных остановок и возле торговых центров. Однако найти самокат с остатком заряда аккумулятора выше 40% не так-то просто. Впрочем, на получасовую поездку хватает и этого.
Журналист преодолела три маршрута:
— от набережной Федоровского через улицу Ильинскую до сквера имени Свердлова;
— от площади Минина через Верхне-Волжскую набережную до площади сенной;
— от улицы Пискунова через Алексеевскую, Горького и Белинского до ТРЦ «Небо».
На таких территориях можно не переживать, что в нужный момент рядом не окажется «виртуальной парковки» — они встречаются достаточно часто. На периферии города картина иная, там разброс между парковками выше. На самокатах есть специальная подставка под смартфон, а в приложении можно следить, какой маршрут пройден, сколько времени длится аренда и сколько придется за нее заплатить.
На набережной Федоровского кататься действительно приятно — там не слишком большая плотность пешеходов, а также мало машин. Но вот на таких улицах, как Ильинская или Алексеевская, мчаться с ветерком не получится. Тротуары узкие, ребристая брусчатка местами разбита, перекрестки идут один за другим, да и пешеходы не хотят дискомфорта. При пересечении дороги по зебре правильным будет слезть с самоката и пройти пешком, но многие этого не делают, что создает риск для их жизни и убивает нервные клетки водителей.
В среднем получасовая поездка на самокате обходится в 200 рублей. За это время я неспешно проехала по первому из своих маршрутов, периодически останавливаясь, чтобы перейти дорогу. Также пришлось немного «забуксовать» во дворах между пешеходным мостиком и Ильинкой, так как найти там ровный съезд из-за разницы высот удалось не сразу, а сам самокат достаточно тяжелый, чтобы нести его в руках. Финишировала я в сквере имени Свердлова. Такси по этому маршруту обошлось бы мне дешевле раза в два и раза в четыре быстрее, а вот эмоций было бы меньше, — рассказала наш корреспондент после поездки.
В здоровом теле — здоровый вжух
Любой электрический транспорт выглядит более полезной альтернативой транспорту на бензине или дизельном топливе. Часто сравнения производят по показателям экологичности и бесшумности. Важно также, как чувствует себя человек, передвигаясь тем или иным способом, где он находится: на свежем воздухе или же в тесном салоне, где все еще требуют соблюдать социальную дистанцию. Однако если сравнить самокат с велосипедом, то второй вряд ли проиграет. Руководитель «Городских проектов» в Нижнем Новгороде Алексей Садомовский объясняет, почему:
Конечно, электросамокат гораздо экологичнее автомобиля, и если мы сравниваем с ним, то да, самокат — это путь к более здоровому обществу. Но штука в том, что водитель электросамоката неподвижен, есть опасения, что засилье электросамокатов критически снизит двигательную активность людей. В этом плане, конечно, велосипед более предпочтительный вид транспорта на средних дистанциях, а на коротких — ноги, ходить пешком полезнее и экологичнее даже самоката.
По мнению Алексея Садомовского разногласия вокруг электросамокатов связаны не с их техническими характеристиками, а с тем, что для них не создана инфраструктура. Выходом может стать организация специальных полос по примеру велосипедных. Однако во многих российских городах велодорожки не образуют собой единую сеть, а существуют обрывками в разных районах, так что об удобстве для самокатчиков придется говорить еще не скоро.
Электросамокаты очень удобны для поездок средней длины как альтернатива автомобилю. Они занимают в десятки раз меньше места на дороге. Их можно использовать как средство подвоза к общественному транспорту, их можно всегда возить в багажнике, чтобы не ехать в загруженный центр на машине, например, а припарковаться пораньше, а до места назначения доехать на самокате. Главной проблемой, подчеркну, является отсутствие условий для бесконфликтной езды как на самокате так и на велосипеде у нас в городе. Если вы загоняете самокаты на узкие тротуары и наполненные пешеходами улицы, тут какими бы вежливыми ни были люди, эксцессы неизбежны, — заключил Садомовский.
А пока нижегородские власти не приняли конкретных решений о том, как регулировать сервисы проката, можно лишь заключить, что электросамокаты — прекрасная возможность действительно держать социальную дистанцию, чаще находиться на открытом воздухе и беречь окружающую среду. Однако обратную сторону медали делят между собой неумение граждан ими пользоваться, незнание ПДД, и, наконец, отсутствие мест, где самокатчик будет не лишним. При этом важно, чтобы приоритет на тротуарах никто не отнимал у пешеходов.