Первое посещение Нижегородского театрального училища им. Е. Евстигнеева стало для меня шоком. Впечатление было, что я попала в ирреальный мир, где все так открыты друг другу, рады и благожелательны. Я пришла туда, чтобы подготовить интервью с Татьяной Васильевной Цыганковой, человеком, отдавшим этому учебному заведению 42 года жизни и до прошлого года бывшим неизменным его директором. И теперь понимаю, почему она так предана своему делу. Здесь настолько живая, настолько непосредственная атмосфера: студенты общаются, сидя прямо на полу, педагоги знают в лицо учащегося любого курса, кто-то репетирует танец, кто-то перетаскивает декорации (которые лежат буквально повсюду). Все это невероятно повышает настроение и осознание того, как счастливы мы, что есть у нас такое училище, и работают в нем такие люди.
О вас не так много информации. Я не нашла ни одного полного интервью. Почему?
- Не знаю, наверное, не интересуются. Я не ищу популярности.
Как вы сегодня чувствуете себя в роли преподавателя, а не директора училища им. Е. Евстигнеева?
- Вы знаете, я ведь преподавала все это время. Все 42 года работы в училище. Должна сказать, что эту работу я люблю больше, чем административную. Я люблю студентов, люблю с ними общаться, преподавать. Именно в этом я вижу смысл. А в административной работе при наших условиях с очень скудным финансированием работать сложно. То, что хотелось бы сделать, я не могу воплотить.
Вы всегда подчеркиваете свою привязанность к юному поколении. Студенты театрального училища - особенные, не похожие на других…
- Здесь вот в чем дело. Есть два типа личности: эмоциональный и рациональный. Мы же берем эмоциональных людей на курс. На первый взгляд может показаться, что человек рациональный - лучше, серьезнее и т.д. На самом деле все великие ученые, деятели культуры - представители эмоционального типа. Они интереснее, богаче, живее. Их интуитивные оценки очень точны. Может быть, наши студенты не так много знают, многие из них плохо учились в школе, но тяга к знаниям, опыту у них есть. Этим они интересны.
Я уверена, что если молодой человек попадает в нормальную обстановку, развивается, то он в любом случае лучше человека зрелого. Взрослый человек как будто обрастает ракушками, а юноша открыт. Пусть он открыт и для зла, но ведь и для добра тоже.
То есть, многочисленные высказывания об упадке образования, уровне нравственности и культуры вы не поддерживаете?
- Упадок образования в нашей стране, конечно, есть. Люди власти должны понимать, что опираться нужно на образованных людей, здоровых нравственно и физически, с гражданской позицией. Если бы это было так, наша страна находилась бы давно в другом положении.
Дети, которые к нам приходят, безусловно, запущены. Могу честно сказать, что у них наблюдается отставание в общем развитии. Они мало читали, мало что видели. Но при этом они наделены живым умом, живым воображением, они тянутся к добру и любви. И заниматься с ними – единственно благородное дело. Падение нравов - не из-за плохих детей, а потому что мы плохо к этим детям относимся.
У вас такое творческое учебное заведение. Тем временем, я заметила постановление директора, в котором очень строго прописана дисциплина для студентов. Меры строгие, вплоть до отчисления.
- Это не должно удивлять. Недаром старые актеры всегда говорили, что театр – это храм. С расшатыванием общей культуры в стране расшатывается и отношение общества к театру.
Приобретение актерской профессии – это постоянный тренинг. Я знаю, что сейчас есть практика заочного актерского образования. Я этого не поддерживаю. Это сравнимо с обучением будущих врачей. Это атмосфера каждодневной работы. Сценические движения и акробатика – это тренинг тела, сценическая речь – тренинг речевого аппарата, артикуляции, вокал, мастерство актера со всеми актерскими навыками. При этом сейчас школа не занимается плотно гуманитарными науками. Приходят дети, которые в руках книжку ни разу не держали. Поэтому нужно давать им уроки русского языка, истории, философии. Артист – это дисциплина. А в театральном училище она должна быть солдатской.
Молодежь сейчас долго определяется с выбором профессии. Студенты театрального училища сразу нацелены на профессиональную актерскую карьеру?
- Я бы сказала, что мы находимся в более выгодном положении, чем театральный вуз. Мы даем очень хорошее, я бы сказала, лицейское, среднее образование в сочетании практических и теоретических дисциплин. Мы шлифуем тело, голос, речь, внешность, учим вести себя в обществе. Прибавьте к этому прекрасное преподавание гуманитарных предметов. Все выпускники в дальнейшем получают высшее образование. И я считаю это нашей заслугой.
Если в течение обучения студент обнаруживает, что актерская профессия не для него, то он не пропадет в дальнейшем. Он поступает на филологический факультет, в институт иностранных языков. Кто-то занимается бизнесом. Наше образование очень полезно в этом плане, с умением себя подать. Более нужного и благородного заведения, чем театральное училище не придумаешь.
Если говорить все же об актерской профессии, видите ли вы перспективу для учащихся именно в Нижнем Новгороде?
- Среди нижегородских актеров есть прекрасные артисты, которые могли бы украсить любой столичный театр. Но сегодня положение для театрального актера чрезвычайно сложное. Раньше он работал в театре и раз в год, скажем, снимался в кинофильме. Сейчас социальная ситуация изменилась. Популярность дают только сериалы, и только среди определенной публики, которая их смотрит. Сейчас театры такой популярности не дают. У нас их посещает 7% всего населения страны.
Но есть еще одна сторона, на мой взгляд, чудовищная. В течение долгого времени русский театр выстраивался по системе, предложенной Станиславским. Это система «театр-дом». Во главе театра стоял режиссер, являющийся для труппы художественным авторитетом. Он внимательно и вдумчиво отбирал репертуар, наблюдал за ростом каждого артиста. Все это ушло, так как пришли бойкие полуграмотные люди, с технократическим мышлением. Они провозгласили, что Станиславский устарел.
Теперь у театра есть директор, который приглашает режиссеров для разовой постановки. Режиссер ставит спектакль в течение двух месяцев и покидает труппу. А спектакль должен рождаться, как дитя, в родовых муках! Если такое будет продолжаться и дальше, театр и зрителя мы потеряем окончательно.
Но такая ситуация характерна лишь для столичных театров?
- Вовсе нет. Посмотрите, в театре драмы им. Горького нет режиссера, в «Комедии» нет, ТЮЗ развалился из-за «котовасии» со сменой руководства. И их новому прекрасному режиссеру Шрайману будет сложно восстановить былую творческую атмосферу.
Нужно заниматься делом. К примеру, построить, наконец, новый оперный театр, потому что в эту развалюху никто не пойдет.
Большое внимание нужно уделять репертуару. В театре должна быть классика, зарубежная драматургия и экспериментальный спектакль. Но авангард – это не всегда хорошо. За него легко спрятаться. Нужны глубокие работы. В ТЮЗе сейчас идет «Визит дамы», прекрасная работа. А из-за того, что везде предлагаются только развлечения, образовался целый социальный слой россиян, которым кроме этого ничего не нужно. Авангард только тот хорош, который ложится, во-первых, на талант, а во-вторых, на образованность.
В Нижнем Новгороде есть театр, ставящий современные пьесы. Это «Зоопарк». Пожалуй, одна из самых популярных трупп в городе. На их спектаклях всегда аншлаги, они активно гастролируют.
- Это интересные ребята. Они занимаются новой современной драматургией. Но им тоже нужен режиссер. По отношению к ним ведется нечестная политика. Им сложно найти площадку. Как ни странно, но в «Доме актера» с них требуют аренду. Артисты оказываются в каком-то рабстве.
Директор ГЦСИ Арсенал Анна Гор на прошедшем недавно бизнес-форуме отметила, что все слишком много уделяют внимания ЧМ по футболу 2018 года. А между тем в этом году исполняеися 150 лет со дня рождения Максима Горького…
- И я с ней совершенно согласна. Масштаб этой личности в рамках российской и мировой культуры огромен. И потом, что это за безумие с этими соревнованиями? Все думают только об Олимпиаде. Тем более, что эти события к народу не имеют никакого отношения. Даже купить абонемент в бассейн может далеко не каждый.
Возвращаясь к ситуации в училище. Вы надеетесь, что новый директор сможет сделать что-то новое, добиться внимания и поддержки властей?
- Я вижу, что у него есть желание работать. Он человек молодой, энергичный и профессионал. Пока он работает неполный сезон. И я надеюсь, что в будущем у него все получится.