Top.Mail.Ru

Как развивается цифровизация автоперевозок в Нижегородской области

209
18+

Как развивается цифровизация автоперевозок в Нижегородской области - фото 1

Нижегородская область играет ключевую роль на рынке грузоперевозок благодаря своему расположению на пересечении крупнейших магистралей. Сейчас сфера перевозок активно цифровизируется, улучшается экономика. Разбираемся, какие решения принимают заводы и предприятия региона, и как государство в целом влияет на ситуацию.

Что происходит на рынке грузоперевозок в Нижегородской области

Приволжский федеральный округ всегда был одним из ключевых в организации грузоперевозок, так как через него проходят крупнейшие транспортные коридоры — «Север-Юг» и «Запад-Восток». За последние годы роль региона в грузоперевозках усилилась — в том числе и благодаря большому интересу россиян к маркетплейсам.

Нижегородская область имеет выгодное расположение, автодороги соединяют Нижний Новгород с Москвой, Казанью, Саранском, Владимиром, Саратовом. Кроме того, в конце прошлого года платная трасса М-12 «Восток» была открыта на всех участках от Москвы до Казани. Она соединит Челябинск, Тюмень, Екатеринбург с Москвой скоростным маршрутом уже к концу 2024 года. В будущем дорогу планируется дотянуть до Владивостока. Все это оказывает благоприятное влияние на развитие грузоперевозок в Нижегородской области.

Благодаря государственной поддержке в регионе активно развивается логистическая инфраструктура: строятся складские комплексы, оптово-распределительные центры, логистические парки. Это позволит повысить объемы грузоперевозок по России.

В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в Нижегородской области отремонтируют почти 400 километров автомобильных дорог. В регионе планируют построить новые выезды на федеральные трассы, реконструировать и расширить магистрали. А значит, доставлять грузы станет быстрее и удобнее. С 1 апреля на отдельных участках федеральных трасс в Нижегородской области начался плановый ремонт.

Тренды и тенденции

В последние годы развитие логистики в РФ в Нижегородской области в частности определяется следующими трендами:

  1. Изменение географии маршрутов. За последние два года многим компаниям пришлось перестроить привычные маршруты — и в некоторых случаях это привело к удорожанию перевозок. Выросла нагрузка на автоперевозки внутри страны, в связи с чем у нижегородских компаний появилась потребность в автоматизации процессов и оптимизации расходов.
  2. Перевозка сборных грузов. Дешевле построить оптимальный маршрут, проходящий через несколько пунктов, чем отправлять в каждый отдельного перевозчика. Вручную его просчитать довольно трудно, поэтому компании используют ИТ-инструменты. По данным «Магистрали», ИТ-платформы для дальнобойщиков и владельцев грузов, более 40% заводов и предприятий Нижегородской области заинтересованы в цифровизации, около 75% хотят таким образом снизить расходы.
  3. Экологичность. Во всем мире — и в России в том числе — заинтересованы в сокращении углеродного следа на планете. Оптимизация логистики в регионе поможет сократить количество перевозок и, соответственно, уменьшить объем выбросов CO2.
  4. Электронный документооборот. Государство поддерживает полный переход бизнеса на ЭДО — так, в 2021 году была принята Национальная система прослеживаемости (НСП), и все документы в ее рамках должны проходить через ЭДО. А сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится проект об обязательной системе электронных перевозочных документов.

Все эти тренды тесным образом связаны с цифровизацией и автоматизацией логистики. Сейчас Правительство активно способствует внедрению цифровых инструментов в сферу грузоперевозок. Так, в 2023 году была внедрена Стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса, в которой были указаны такие проекты, как:

  • бесшовная грузовая логистика;
  • создание беспилотных логистических коридоров;
  • цифровое управление транспортной системой.

Все это невозможно реализовать без специализированных инструментов, поэтому нижегородские компании начинают активнее внедрять цифровые решения, которые помогут автоматизировать процессы и вывести аналитику на новый уровень.

Какие технологии применяются для оптимизации

Все инструменты, которые используются для автоматизации логистики, можно условно разделить на три группы.

Платформы для ведения ЭДО

Электронный документооборот позволяет мгновенно согласовывать доставку грузов, подписывать накладные и счета-фактуры и отслеживать отправку денег. Электронные документы не потеряются и не испортятся, они доступны в базе в любое время, их легко найти и проверить по запросу вышестоящих органов. Сейчас в России работают более 30 сертифицированных операторов ЭДО, также у некоторых систем управления поставками есть функция ведения документооборота.

Инструменты для мониторинга

Это различные GPS-трекеры, NFC-метки на товарах, системы управления складской логистикой (WMS), системы учета транспорта (TMS), системы для приема заявок и отслеживания платежей (1С). Динамика развития цифровизации в регионе приведет к росту спроса на аналитику и инструменты автоматизации бизнес-процессов, которые помогут улучшить экономику компаний.

Роботизация логистики

Для этого используются роботы для складов, которые определяют и подсчитывают количество поставок, роботы-погрузчики, беспилотные грузовые автомобили, «умные» дороги с безбарьерной системой взимания платы и автоматическим оповещением об опасных ситуациях. Эти технологии пока используются не повсеместно, но в будущем они могут стать более распространенными.

Что тормозит развитие цифровизации в Нижегородской области

Несмотря на очевидные плюсы цифровых инструментов и поддержку цифровизации со стороны правительства, многие компании отказываются от внедрения технологичных решений. Основные причины:

  1. Недоверие к сохранности данных. Не все хотят делиться своими персональными данными и клиентскими базами. Перевозчики опасаются, что злоумышленники могут проникнуть в цифровые системы и скачать информацию для своих целей.
  2. Сложность внедрения цифровых систем. Чтобы начать пользоваться ей, нужно интегрировать ее с другими системами (если они есть), выделить место на сервере или докупить его, настроить под свой бизнес. Все это может занять много времени.
  3. Долгий процесс обучения команды. В компании обычно уже есть налаженные процессы, и внедрение нововведений может вызвать сопротивление со стороны коллектива. Поэтому руководители бизнеса принимают решение не трогать процессы, пока они работают.

 

Цифровизация активно охватывает разные сферы, потому что поддерживается на всех уровнях, в том числе Правительством и президентом РФ. Поэтому она и дальше будет развиваться в Нижегородской области, влияя на экономику как отдельных заводов и предприятий, так и всего региона. Цифровизация транспортной логистики — одна из ключевых задач государства на ближайшие годы (Указание Президента РФ от 2 Января 2024 года № Пр-26).

По нашим данным, цифровизация поможет заводам и предприятиям повысить свою экономическую эффективность от 8 до 16%. Кроме того, оцифровка бизнеса будет способствовать решению кадрового дефицита. Все это приведет к укреплению устойчивости бизнеса и ускорению темпов развития потенциала региональной промышленности, — рассказал Алексей Федотов, директор по развитию бизнеса «Яндекс».

Через Приволжский федеральный округ сегодня проходят крупнейшие транспортные коридоры — «Север-Юг» и «Запад-Восток», роль в грузоперевозках растет, как и потребность рынка в цифровизации процессов, которая неизбежна.