Top.Mail.Ru

Как нижегородцы удовлетворяют свою тягу к прекрасному

17

Порой становится недостаточно изнуряющих занятий в спортзале, обворожительных конных прогулок, охоты и рыбалки, заманчивых огней ночных клубов и кафе… Особенно в те моменты, когда в глубине души просыпается непреодолимая тяга к прекрасному. И вот тогда, когда потребность души становится выше финансовой меркантильности, мы все же сдаемся и идем… Но вот куда? Куда сегодня нижегородцы отправляются, чтобы найти пищу не только для ума, но и для души?

К примеру, пользуется популярностью Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина, который вот уже 77 лет радует нижегородцев своими интересными постановками, ежегодно выпуская в свет два или три новых названия - как правило - это спектакль, балет и опера. 

«У нас театр репертуарный, именно поэтому первая задача, которая стоит перед театром оперы и балета, сохранить весь идущий репертуар. Основу репертуара составляют классические названия оперных и балетных спектаклей, а также современные музыкальные произведения, такие как: оперетта Исаака Дунаевского «Белая акация», а также музыкальные спектакли «Летучая мышь», «Сильва» и «Моя прекрасная леди». Это именно те спектакли, которые традиционно очень любимы зрителями, и на сегодняшний день являются золотым фондом нашего театра», - поделилась директор театра, заслуженный работник культуры Российской Федерации Анна Дмитриевна Ермакова.

«Спектакли, которые мы выпускаем, стараемся делать в качественном оформлении для того, чтобы зритель, пришедший в театр, не испытывал недоумения из-за того, что происходит на сцене, - продолжила Анна Ермакова. – Наш театр очень дорожит своим зрителем, потому что ради него, собственно говоря, театр и существует. Между тем, работать становится все сложнее: у театра появилась очень большая конкуренция не только и не столько в рамках города, сколько в рамках страны, а также на международной арене».

По словам Анны Дмитриевны, скромные возможности, которыми располагает театр, иногда не позволяют удерживать ведущих мастеров сцены. «Вот реальный пример: в настоящее время в Астрахани строится Музыкальный театр, на строительство которого, по-видимому, выделена крупная сумма денег, так как именно туда переманивают наших репертуарных артистов. В свою очередь, наши мастера, имея зарплату там в два раза выше, чем получают у нас сейчас, уезжают. И хотя Астраханский театр еще по-настоящему не работает в полную силу, но от нас туда уже уехало 4 человека», - с сожалением отметила директор театра.

Конкуренция состоит еще и в том, что наших уже готовых исполнителей приглашают в зарубежные страны для постоянной контрактной работы. Обидно становится от того, что талантливых людей, которых готовят и воспитывают здесь - в России, переманивают. Из чувства такта Анна Дмитриевна не стала называть имена тех, кто покинул ряды театра, покинул страну… Отметила лишь, что уезжают в такие страны, как: Польша, Германия, США… «Разные страны интересуются нашими артистами. Тем не менее, мы обеспечиваем свой репертуар и возможность нижегородцев приходить в наш театр и встречаться с лучшими произведениями мировой и отечественной классики» - добавила она.

А кому же из нас не хотелось хотя бы раз в жизни заглянуть за кулисы и узнать – какая она – эта театральная жизнь? Или хотя бы поинтересоваться, сколько платят артистам за то, что на сцене они воплощают свой творческий талант, получая при этом деньги, овации, любовь и признание зрителей?


Анна Ермакова отметила, что среди других бюджетных учреждений зарплата сотрудников оперного театра выглядят вполне прилично. Так, средняя зарплата в театре - 11,5 тыс.рублей, среди солистов оперы – 14 тыс.рублей, артистов хора и оркестра – 11 тыс.рублей, а у артистов балета зарплата составляет около 13 тыс.рублей. На первый взгляд эти цифры кажутся скромными, но совсем другое дело, как это выглядит на самом деле.

В свою очередь, на вопрос, касающийся заработной платы артистов ТЮЗа, главный режиссер Театра юного зрителя, номинант премии "Золотая маска" Владимир Александрович Золотарь ответил так: «А я не хочу озвучивать ее по той причине, что сумму средних зарплат озвучивают вслух, как правило, без подоходного налога и различных надбавок и разовых премий артистам. Если учитывать абсолютно все эти факторы, то реальные деньги, которые человек получает на руки, будут отличаться от озвученных цифр. Я знаю, например, что многие нижегородские ведущие артисты получают около 7 тыс.рублей. На это прожить невозможно, а людям, тем более таким молодым, как в нашем театре, пора заводить семью и детей. Когда же у тебя койка места или в лучшем случае комната в общежитии, а театр не имеет никакой возможности снимать жилье более приличное, то одного только творческого интереса перестает в этот момент хватать».

«Вне всякого сомнения, творческий интерес есть у всех, но люди начинают уходить в более благополучные театры и удерживать молодых, амбициозных людей в театре с каждым часом становится все сложнее. В этом вопросе я мрачно-пессимистичен. Мой прогноз таков: если что-то не начнет в лучшую сторону меняться, а в связи с последними событиями, изменения предстоят только в худшую сторону, то мы начнем терять молодую часть труппы. В конце концов, мы уже начали ее терять, потому что с уходом Алексея Манцигина из ТЮЗа в конце позапрошлого сезона, встали такие спектакли, как: «Собачье сердце», «Ромео и Джульетта»… И лишь сейчас, тяжело, в параллели с основной постановочной работой, мы все же движемся к тому, чтобы возобновить спектакль «Собачье сердце» с новым исполнителем», - добавил Владимир Золотарь.

«Это не только грустно, но и тяжело, потому что люди знают, что даже не в очень далеких от Нижегородской области регионах средняя зарплата артиста в театре – 23 тыс.рублей, - продолжил Владимир Александрович. - В то время, как такие ведущие артисты, как наш Максим Новиков, который держит на себе практически весь репертуар, получает там за 30 тыс.рублей. Понимаете, наступит такой момент, когда молодые талантливые люди уйдут из театра. И что тогда? Ведь мы – Театр юного зрителя - а это значит, что мы особенно, как, возможно, ни один другой театр города, испытываем потребность в молодых людях, потому что они еще хоть как-то могут вести с нашим юным зрителем диалог на равных. Может их у нас и любой театр требует, но ТЮЗ – особенно, потому что у него специфика такая».

Кроме того, главный режиссер ТЮЗа сделал довольно смелое заявление: «К сожалению, приходится констатировать тот факт, что нижегородский театр – нищий, и при этом ТЮЗ – один из самых нищих. Дело в том, что с 2012 годы мы обязаны будем 40% коммунальных услуг этого гигантского здания оплачивать сами. Не из бюджета области, как это было прежде, а из собственных внебюджетных средств театра. В то время, как эти деньги раньше шли на собственные нужды театра, в том числе и на надбавки, некоторые из которых – обязательные – для персонала театра. И, собственно, на создание спектаклей. Ни для кого не секрет, что на те деньги, вернее, на те копейки, которые мы получаем из областного бюджета, ставить спектакли совершенно нереально. При этом мы обязаны делать 5 спектаклей в сезон, а на это денег выделяется столько, сколько и на один большой спектакль не хватает».

Похоже, что этот указ о 40% ударит по ТЮЗу более всего. По словам Владимир Золотаря,  самая большая статья расходов идет как раз на то, чтобы протопить «этот огромный каменный мешок». При этом он продолжил: «Тем не менее, планы строим, переговоры ведем и хотим сочинить интересный, содержательный сезон – только это становится хоть какой-то альтернативой, чтобы сохранить в театре труппу, и, конечно же, сохранить наших зрителей».

«Например, мы собрали полный зал 16 сентября, когда выпустили новый спектакль "Гроза". Далее по плану нам предстоит выпустить «Женитьбу Фигаро» Бомарше. После чего в ТЮЗе пройдет специфический российский фестиваль «Колесо», на который приедут порядка 50 экспертов самого разного толка: от директоров театров до театральных критиков и режиссеров. Одним словом, профессионалы театра из самых разных уголков страны собираются в рамках фестиваля и просматривают репертуар детско-юношеских театров для того, чтобы оценить и спрогнозировать: куда же движутся детско-юношеские театры в России», - добавил главный режиссер ТЮЗа.

Фестиваль «Колесо» - это своего рода экспертная оценка состояния театров на сегодняшний день. По мнению Владимира Золотаря, это мероприятие ценится еще и потому, что местные власти реагируют на театр одним образом, зрители – совершенно другим, а вот когда приезжает команда независимых профессионалов – это уже третья, возможно, самая главная оценка профессионалов в своем роде. И речь идет не о школьных отметках «5» или «2», а о своеобразной диагностике: куда конкретный театр движется, надо ли двигаться в этом направлении и какие предпринять художественные ходы и экономические решения.

И если главному режиссеру ТЮЗа приходится с осторожностью строить планы на вторую половину сезона, то директор театра оперы и балета рассказала о 5-летнем плане развития театра, согласно которому в следующем году планируется поставить большой детский спектакль «Белоснежка и семь гномов». «Далее мы приступим к опере Джузеппе Верди «Аида», а затем планируем заменить «изношенный» балет «Лебединое озеро», - поделилась планами Анна Ермакова. - Я считаю, что несмотря на все сложности, наш современный театр находится в стабильном состоянии. Об этом свидетельствует то, что стабильно выпускаются премьеры, которые, в свою очередь, стабильно получают высокую оценку как критиков, так и публики. Кроме того, когда регулярно зал наполнен больше, чем на половину - это уже радует, потому что у нас весьма непростой жанр и нельзя рассчитывать, что на каждый оперный спектакль будет приходить 1000 человек».

Анна Ермакова: «Естественно, мы не можем сравниваться со столичными театрами, а если говорить о том, как мы выглядим на уровне театров областного подчинения, то мне кажется, что мы находимся где-то на среднем уровне. Да и вообще, проводить какие-либо сравнения сложно, потому что каждый регион выстраивает взаимоотношения с театром по-своему. И тем не менее, когда наши театры выезжают на фестивали, то я знаю, что они всегда там очень хорошо выглядят и никогда не приезжают оттуда с пустыми руками. Более того, артисты, как правило, приезжают отмеченными фестивальными наградами. Все это говорит о том, что у нас хорошие театры в городе».

«А что касается непосредственно Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им.А.С. Пушкина, то я думаю, что этот театр всегда имел высокий рейтинг, а также отличную оценку у нижегородской публики. Наш театр уже 77-й год существует, и он всегда занимал свое особое место в культурной жизни города. Мне кажется, что он всегда таковым и останется: в меру консервативным, но театром стабильным и уважающим классические традиции», - добавила Анна Дмитриевна.

Кроме того, в подтверждение своих слов Анна Ермакова привела аргумент, с которым сложно поспорить: «Театр и сейчас находится в очень стабильном состоянии, и это касается как репертуара, так и перспектив развития. Ведь если бы это было не так, вряд ли бы нам стали строить новое здание оперного театра и вкладывать в нас эти миллионы, вы со мной согласны?». На сегодняшний день уже принято решение и практически заканчивается работа над созданием проектно-сметной документации. Начало следующего года, по словам Анны Дмитриевны, может стать и началом строительства нового здания оперного театра, который будет построен на территории парка им. А.С. Пушкина, в том месте, где сейчас расположен ресторан «Онегин».

«И если бы не было государства, то не было бы и оперного театра, потому что основное бремя финансовой ответственности театра и наполнения бюджета несет на себе именно государство, - добавила директор. - Мы же зарабатываем не более 8-10%, в то время, как остальные 90% - это те деньги, которое дает государство на содержание нашего театра».

Ситуация, которая сложилась в оперном театре, разительно отличается от той, что происходит сейчас в стенах ТЮЗа. Только редкие студийные театры, в которых маленькие коллективы и нет огромных зданий, могут позволить себе не зависеть от денег, и при этом организовывать интересную и насыщенную жизнь, считает Владимир Золотарь. «А если речь идет о большом театре – то это очень дорогая забава для государства, и так было во все времена. При этом всегда было известно, что драматический театр – дело скорее убыточное, чем прибыльное. Театр существует, пока он нужен государству. К сожалению, в настоящее время мы переживаем такой период, когда такой массовый театр в регионах не нужен. Сейчас поддерживаются лишь единичные театры, которые, грубо говоря, считаются высшим достоянием государства», - добавил главный режиссер ТЮЗа.

«И здесь Нижегородская область следует за всей Россией, подписываясь под тем, что ей театр тоже не сильно нужен, - комментирует Владимир Золотарь. - Это еще здорово, что большие деньги тратятся на новое здание театра оперы и балета им. А.С.Пушкина. Но в это же самое время ведущие мастера и солисты оперного театра, насколько мне известно, пишут петицию об ужасающем состоянием дел в театре. Хотя, при определенных условиях, доведенные до отчаяния ведущие солисты наших ведущих театров могли написать точно такую же петицию».

Владимир Золотарь: «С другими нижегородскими театрами у нас нет прямых форм сотрудничества, впрочем, как нет и конкуренции: как мы можем конкурировать с оперным театром, если мы не ставим оперу? Разные ниши и у нас с нижегородской драмой. Да и в любом театральном процессе оперный зритель – это один зритель, зритель театра драмы им.Горького – это другой, а ТЮЗа – это уже третий зритель. Не спорю, мы имеем хорошего, доброго, любящего своих артистов театрального зрителя… Но при этом наш зритель не видел того, что составляет сегодняшнюю гордость российского, и я уж не говорю, европейского, театра».

«В то время, как зрителя надо воспитывать и показывать хороший театр, - продолжил главный режиссер ТЮЗа. - Но здесь мы столкнулись с проблемой: в Нижнем нет ни одного серьезного фестиваля, как, например, в той же Перми, куда приезжают крупнейшие мировые величины российского и европейского театра. Что мы можем предложить вместо этого? Только Горьковский театральный фестиваль, предварительные итоги которого пока сложно прогнозировать. Но, изучая афишу, я уже вижу, что это не выйдет за рамки того привычного, что мы итак видим здесь. И это не будет, в моем понимании, резким рывком в развитии нижегородского зрителя».

«Мы очень редко, к сожалению, становимся свидетелями воистину серьезных гастролей, - сокрушается Владимир Александрович. - А о московских театрах мы имеем очень смутное представление по антрепризам, и то среднего качества. Поэтому у меня складывается такое впечатление, что мы находимся в консервной банке, в которой замариновались вместе со своим зрителем».

Владимир Золотарь: «Сказать, что нижегородская театральная жизнь бурна и активно развивается, я, простите, просто не рискну. Она течет скорее вопреки, чем благодаря. Я бы даже сравнил нижегородскую театральную жизнь с рекой Волгой. У каждого региона свой менталитет. И если сравнивать с Сибирью и Уралом, где я долгое время жил и работал, то, на мой взгляд, нижегородцы более спокойные и закрытые люди. Они менее открыты эмоционально и менее внутренне динамичны».

«Да и саму жизнь нижегородцев можно сравнить с течением Волги, которая течет широко, спокойно и размеренно. И наша жизнь такая же: попал в этот поток – значит все хорошо и комфортно. Не попал – борись значит всю жизнь с течением. В этом есть свои минусы и плюсы: попадая в нормальное движение – тебе комфортно, все понятно, тебя не ждут какие-то катастрофические всплески. С другой стороны, в этом кроется и минус: в какой-то момент становится скучно без этого эффекта неожиданности», - добавил в заключение главный режиссер ТЮЗа.

Между тем, культурная жизнь нижегородцев не ограничивается ТЮЗом, а также театром оперы и балета, в нашем городе есть не менее замечательные театры «Комедiя», «Преображение», «ZooПарк», а также известные далеко за пределами области Арсенал и Нижегородская филармония. Всего не перечесть. А может и у вас есть излюбленные места, где вы любите бывать? Или же такие места, о которых хотелось бы узнать побольше? Поделитесь, и возможно, в следующий раз мы расскажем именно о «вашем» месте.