Мы начинаем серию обзоров, посвященных растущему рынку внедорожников. Будут рассмотрены предложения в различных ценовых категориях — с тем, чтобы помочь всем желающим приобрести автомобиль повышенной проходимости в соответствии с личными предпочтениями и финансовыми возможностями. Особое внимание уделим подержанным машинам — не все же могут позволить себе новый кроссовер, а тем более — полноценный джип. Между тем, на вторичном рынке есть достаточно много интересных предложений, правильно воспользовавшись которыми можно обзавестись хорошим аппаратом, да при этом еще и прилично сэкономить. Но прежде стоит кое-что прояснить.
А нужен ли вам внедорожник?
В самом деле, если вы — сугубо городской житель, у которого нет ни дачи, ни домика в деревне, и на море привыкли добираться исключительно поездом или самолетом, то для чего вам иметь Нечто с высоким клиренсом, большими колесами, часто — довольно прожорливое, громоздкое и дорогое?
Для солидности. Да, престиж штука такая… Она может вывернуть наизнанку сначала мозги, а потом и кошелек, но, согласитесь, покупать дорогую машину на последние деньги, как минимум, неосмотрительно, потому что владение такой тачкой может оказаться не по карману. Но мысли об этом часто приходят потом, а в момент покупки, находясь в дилерском центре, человек ощущает себя большим и значительным, потому что еще чуть-чуть и он уедет на знаковом для него автомобиле, иногда -премиальном. И с пустым кошельком, содержимого которого даже на самую дешевую опцию не хватило…
Случалось слышать о таких клиентах от самих продавцов. Хотя, с другой стороны, уж лучше так, чем надевать кредитное ярмо и года три-четыре-пять отказывать себе во всем. К тому же, если очередной кризис жахнет и, не дай Бог, работу потеряете, то нечем банку платить будет, и тогда не исключено, что и с машиной придется расстаться, и еще кое с чем.
Вспомним декабрь 2014-го. Одни скупали все подряд, в том числе и машины, другие получали от банков грозные СМС с требованием срочно погасить долги по кредитам. И таких «адресатов» очень много. Мрачно? Согласен, но лучше хотя бы раз проиграть в голове эти крайности, чтобы потом не сесть в лужу. А уж коли сели — терпите. Вы же хотели престижную тачку, теперь, будьте добры, соответствуйте ей. Хотя лучше бы наоборот. Один мой знакомый продал китайский кроссовер, который подходил ему по всем параметрам и, добавив энную сумму, купил подозрительно недорогой Range Rover времен атаки Аль-Каиды на небоскребы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Максимальная комплектация, пневмоподвеска и все дела, только не по себе товарищу стало, когда узнал, сколько будет стоить у официала замена какой-то там «пимпочки». А так — все хорошо, кроме того, что «Рэндж» и этот парень ну никак не «монтируются» друг с другом. Грубо говоря, не по Сеньке шапка, однако, если очень хочется…
Так что вынесенный в подзаголовок вопрос и в самом деле бесполезный. Коли человек вбил себе в голову, что ему нужен большой и престижный джип, долго рассуждать, взвешивая все «за» и «против» он не будет. Но тогда уже сама жизнь чуть позже может его «подкорректировать» (о людях состоятельных мы не говорим, они живут в иной реальности).
Для наших дорожных и климатических условий. Это уже немного теплее. Зимой преодолевать родные дворы с «бронированными» льдом глубокими колеями, сидя за рулем какого-нибудь низко посаженного хэтча или седана, просто страшно: бамперы, пороги и все, что под днищем на раз-два можно смять, ободрать или оторвать. Весной, когда дороги напоминают поле боя после бомбежки, картина не лучше: не успел увернуться от ямы — и вот уже погнут диск, вырвано целиком колесо, разбита подвеска.
Отсюда вывод: автомобиль с большими колесами, высоким клиренсом и короткими свесами в таких обстоятельствах на самом деле уместен. Колесная формула 4×4 здесь совсем не обязательна, значит, выбирая между конкретными внедорожниками, кроссоверами и входящими в моду «высокими хэтчбеками», можно сэкономить приличные деньги. И мы обязательно расскажем об этом в предстоящих обзорах.
Для вылазок на природу без экстрима. Совсем тепло. Пахнет использованием «спецтехники» по ее прямому назначению. Без полноценного джипа здесь также можно обойтись, взяв, к примеру,
Для экстремального бездорожья. Горячо. Вот здесь уже не обойтись без полного привода, блокировок, понижающей и всего того, что делает автомобиль отъявленным «проходимцем». Не помешают также лебедка, топор, лопата, охотничьи сапоги…
Владельцам джипов, купленных для повышения самооценки, можно не беспокоиться — поцарапаете кузов, диски, отлетит чего-нибудь… Попортится машина. Рухнет престиж. Всем остальным останется только выбрать между подержанным и новым джипом, с чем мы, конечно, поможем. Ну, а грязь найдете сами.
С терминами разберемся?
В принципе, вопрос тоже бесполезный, потому что купил — и поехал, и до абажура тебе тонкости «классификации». Это слово мы взяли в кавычки не случайно. Внедорожником, вседорожником, полноприводником, джипом, кроссовером могут обозвать любое транспортное средство повышенной проходимости. Так проще. Если же подойти к теме с упорством зануды, то придется кое-что уточнить, то есть разложить все по полочкам. Чтобы самим не путаться, других не путать, и вообще…
Предвидим нетерпеливые возгласы: «Мы все это знаем!». Знаем, что знаете. И все же, попробуйте ответить на вопрос: «Почему чистокровного „проходимца“ никогда не назовут кроссовером, а какой-нибудь хиленький переднеприводный «паркетник», при случае, легко произведут во „внедорожник“?» Путаница в терминах, стремление выдать желаемое за действительное, легкое лукавство? Да какая разница. Давайте-ка лучше расставим все точки над «i».
Итак, ВНЕДОРОЖНИК, он же в обиходе ДЖИП. Для того, чтобы отнести автомобиль к этому классу, необходимо наличие определенной суммы отличительных качеств, таких как рамная конструкция, зависимая (как правило) подвеска с неразрезными мостами (отсюда — лучшая геометрическая проходимость, надежность, однако есть минус — совершенно неудобно пользоваться машиной в городе и на трассе), механическая блокировка межколесного и межосевого дифференциалов, понижающая передача, ну и, конечно же, постоянный или подключаемый полный привод.
В джипах механизмы задействования второй оси, блокировки, управление понижающей передачей, как правило, объединяются в раздаточную коробку и это, пожалуй, главный признак настоящего «проходимца». Короче, полный привод еще не дает права именовать автомобиль внедорожником или, проще говоря, джипом.
Хотя… В последние годы это славное племя усиленно эволюционирует, а точнее, увы, деградирует: рама интегрируется в кузов, мосты заменяются независимой подвеской, механические блокировки — электронными системами, что далеко не лучшим образом влияет на проходимость. Иными словами, «поголовье» настоящих внедорожников неуклонно сокращается. К «честным» джипам сегодня можно отнести разве что
Теперь о слове «джип». Редкий случай, когда название марки (Jeep) становится нарицательным. Как правило, джипами считают все внедорожники (к кроссоверам это слово применяют разве что совсем уж дремучие люди). Очень удобно, между прочим. Во-первых, коротко и ясно, во-вторых, избавляешь себя от необходимости повторяться, в — третьих, джип — это звучит круто! Появился даже целый класс водителей, гордо именующих себя джиперами. Кстати, до сих пор непонятно, откуда взялось это «jeep», есть на этот счет даже несколько версий, но мы оставим их «перемалывание» специалистам.
КРОССОВЕР, он же ВСЕДОРОЖНИК, он же ПОЛНОПРИВОДНИК, он же ПАРКЕТНИК. Писатель-сатирик (возможно, вы даже догадываетесь, кто именно) сказал бы, что это — выкидыш джипа. В смысле, очень похожий, но способный лишь на преодоление не слишком пересеченной местности. По сути, это гибрид легкового автомобиля и внедорожника, причем, от последнего ему досталось совсем немного: большие колеса, увеличенный дорожный просвет (как правило, не превышающий 195 мм), усиленная, но не дотягивающая по прочности и надежности до джиповской, подвеска, часто, но не всегда — полный привод, подключаемый посредством специальных устройств.
Одно из самых распространенных — электронноуправляемая муфта Haldex. В автомобилях, ею оснащенных, за подключение задней оси отвечает своего рода интеллектуальный центр, куда стекается информация от различных систем автомобиля. До тех пор, пока все идет нормально, компьютер направляет на переднюю ось до 95 процентов крутящего момента. Но как только возникает пробуксовка одного из передних колес, сигнал об этом поступает в систему управления электронной муфты: ее диски сжимаются и до 50 процентов тяги мгновенно перекидывается на заднюю ось. Очень похоже на работу блокировки межосевого дифференциала настоящего джипа, только здесь — электронная имитация.
А с имитациями на крутом бездорожье делать нечего. Поэтому кроссовер больше подходит для города с его «засадами» в виде высоких бордюров, ледяных надолбов, зубодробительных трамвайных переездов и так далее, и тому подобное. Выезды на природу ему также не противопоказаны, но тут надо под ноги смотреть, не джип, все-таки (рама, раздатка, конкретная внедорожная подвеска кроссу по рангу не положены).
В плане же комфорта, управляемости и динамики вседорожнику цены нет. Особенно если он относится к премиальному сегменту, лучшими представителями которого, как известно, слывут
Если слова «полноприводник», «паркетник» придумали автомобильные журналисты (чтобы не повторяться в текстах), то термин SUV или (дословно — спортивный утилитарный автомобиль) — результат изощренной работы мысли маркетологов. Им обозначается сегмент практичных автомобилей для активного отдыха, к коим и относятся кроссоверы. К этому же сегменту можно причислить пикапы, с которыми, правда, могут возникнуть затруднения такого рода: если этот легкий «грузовичок» обладает всеми качествами полноценного внедорожника, то он уже, вроде, и не SUV, а джип с небольшой грузовой платформой.
Если и дальше будем погружаться в эти дебри, то узнаем, что есть еще и такая градация, как CUV (Crossover Utility Vehicle). Она не очень прижилась, да лучше и вовсе о ней забыть, чтоб вконец не запутаться. Ведь SUV и CUV — это, все равно, что «белый верх — черный низ» и «черный верх — белый низ», то есть, практически, одно и то же. Авторство термина CUV принадлежит компании Chrysler, которая ввела его в обиход в 1987 году для обозначения своих полноприводных универсалов. И заплела всем мозги, потому что нашлись последователи, а у них — «толкователи», которые разбились (условно, конечно) на два лагеря: одни считают, что к сегменту CUV принадлежат только полноприводные кроссоверы, а сегмент SUV объединяет все то же самое, но с моноприводом. Или наоборот — сейчас уже никто не разберется.
Шутка юмора еще и в том, что тот же
Оставим маркетинг маркетологам. Для нас куда важнее выбрать машину в соответствии с задачами, которые предстоит решать, помня при этом, что полноценный джип в городе не нужен, а кроссоверу нечего делать на экстремальном бездорожье. Только при таком подходе можно реально сэкономить на покупке автомобиля, а потом — не разориться на его обслуживании.
Подержанный или новый?
Это решать вам, однако несколько соображений, наверное, не помешают. Абсолютно новый аппарат, конечно, лучше бэушного, но, опять, как уже говорилось выше, вопрос в том, где его использовать и как.
На взгляд автора, трепетное отношение к машинам, когда они выполняют для владельца роль статус-симовола, исключает их постоянную эксплуатацию в суровых условиях: тут достаточно того, что по боковинам пройдутся ветки деревьев, и все! Автомобиль потеряет товарный вид, а вы — покой.
И на кой? Если по жизни, а не для внешнего эффекта, нужен джип, то лучше остановить свой выбор на подержанной машине. Точно будет больше пользы, особенно, когда денег мало. С кроссоверами — та же история.
Да, на поиск подходящего, вполне еще приличного, а не убитого автомобиля, потребуется время и чуточку везения. Но затея того стоит. У автора есть несколько знакомых, которые принципиально не покупают новые автомобили. Ход мыслей у них такой: новенькая машина, едва выкатившись из дилерского центра, теряет в цене до 20 процентов, так зачем «переплачивать»? По большому счету, в момент покупки она мгновенно превращается в «секонд хенд», так почему бы сразу не наведаться на вторичный рынок?
И вот здесь очень часто срабатывает правило: на ловца и зверь бежит. Особенно, если этот «ловец» разбирается в технике, и не покупается ни на какие уловки ушлых продавцов. Таким, как правило, везет, и рано или поздно, в руки им попадает автомобиль, на котором они ездят без особых хлопот, пока не надоест. Остальным надо усвоить несколько правил.
Как выбирать?
Тщательно. Лучше — с привлечением хорошего и неравнодушного специалиста. Даже если вы в себе уверены, все равно ведь что-нибудь упустите, ну, просто потому, что глаз замылился, а он, товарищ ваш, подстрахует, оценит дефект, отговорит от покупки или настоятельно посоветует брать.
Предположим, такого друга нет. Тогда встречу с продавцом надо организовать в сервисе, лучше — авторизованном, а накануне позвонить туда и договориться о диагностике автомобиля. Это потребует некоторого времени и денег, зато вы не купите кота в мешке, от которого можно ожидать любого сюрприза. Если владелец автомобиля под разными предлогами будет уклоняться от такой проверки, стоит насторожиться, а то и вовсе отказаться от покупки.
Но прежде определитесь, какой внедорожник (кроссовер) вы будете покупать: отечественный, европейский, японский, американский? Это важно, потому что цены здесь очень разные, иногда не сильно отличающиеся от стоимости нового автомобиля. В основном, это касается «японцев». Дело в том, что некоторые автомобили из Страны восходящего солнца после трех — пяти лет эксплуатации теряют в цене 30, максимум 33 процента, а их немецкие «коллеги» — все 40 и чуть более. И если не достает денег на подержанный внедорожник
Как видим, нюансов множество и хватит их не на одну статью, поэтому обозначим лишь основные моменты. Покупая машину на автомобильном аукционе, у частного владельца или за границей, обязательно выясните ситуацию с запчастями. Может случиться так, что их днем с огнем не найдешь. Или ждать придется очень долго. Стоит ли тогда огород городить?
Старайтесь выбирать автомобиль с тем двигателем, который вам нужен, а не с тем, что есть. Для езды по бездорожью, конечно, требуется агрегат помощнее, а в городе и более слабого хватит. Тогда не придется усиленно кормить сеть АЗС, которой только давай. То же касается и трансмиссии: для города предпочтительнее «автомат», преодолевать конкретное бездорожье лучше, все-таки, на «механике».
Имейте в виду: у автомобилей привезенных из Америки, подвеска, как правило, в хорошем состоянии, а вот двигатель и трансмиссия могут подложить свинью. Тамошние водилы газуют не хуже наших, но при этом не стремятся менять масло и прочие жидкости согласно рекомендациям производителя. Отсюда — преждевременный износ моторов, коробок передач, редукторов и это — еще один аргумент в пользу диагностики на стадии знакомства с автомобилем, пока вы еще не выложили за него деньги.
При покупке премиального внедорожника (кроссовера), а такой случай описан в самом начале статьи, на пробег обращайте особое внимание, потому что пневмоподвеска, если она есть, ходит максимум 150 тысяч километров. Затем ей потребуется дорогой ремонт, который может довести семью до дефолта.
Осмотр внедорожника начинайте с днища. Ранняя и активная коррозия может говорить о нещадной эксплуатации автомобиля. Не исключено, что потребуется дальнейшая диагностика. Вообще, состояние рамы и подвески многое может рассказать о здоровье «проходимца». Но вот парадокс: если они выглядят неважно, но, как выясняется, еще поживут, то это, в некоторых случаях лучше, чем идеальный «низ». У нормального джипа, если тот не по паркету шаркал, он не может быть таким по определению, значит, поработал «мастер — косметолог», призванной максимально замаскировать нежелательные дефекты.
С отечественными автомобилями проще. Во-первых, потому что они в разы дешевле некоторых своих импортных собратьев. Во-вторых, от них знаешь, чего ожидать, потому что опыт эксплуатации накоплен огромный. В-третьих, ремонт для кого-то может и влетит в копеечку, но уж никак не разорит.
Возьмем, к примеру, Chevrolet Niva. 50 000 километров пробега говорят о том, что потребуется ремонт всей подвески. На ста тысячах надо всерьез заняться мотором: сначала он начинает «есть» масло, что происходит из-за потери эластичности маслосъемных колпачков, затем летит топливный насос, вслед за ним — датчик холостого хода и так далее. На десерт — прогоревшая прокладка блока цилиндров.
После пяти лет эксплуатации, а такая машина вполне может рассматриваться в качестве кандидата на приобретение, требуют замены тормозные шланги, даже если внешне они никаких вопросов не вызывают. Передних тормозных дисков хватит максимум на 65 — 70 тысяч километров, колодок на 40.
Зная возраст машины, реальный пробег и большинство ее изъянов, выяснив стоимость запчастей, вы еще до покупки составите точную калькуляцию работ, которые обязательно придется выполнить, и если итог не устроит, вовремя откажетесь от приобретения.
Наконец, неплохо уточнить, какое место в рейтинге угонщиков занимает модель, на которую вы положили глаз. Если она пользуется криминальным спросом, то юридической чистоте сделки стоит уделить самое пристальное внимание, впрочем, это касается любой крупной покупки. Иначе экономия на приобретении подержанной машины выйдет боком.
Эти советы — вовсе не догма, а руководство к действию, которое может быть дополнено личным опытом каждого. Но прислушаться к ним стоит. Бесполезными они могут оказаться только в одном случае: когда человек годы потратил на поиск определенной модели, спал и видел ее во сне, и теперь готов пренебречь всеми мерами предосторожности ради своей мечты. Но это уже — его выбор.
Поехали?
Сэкономить на покупке автомобиля — святое дело. Взять при этом вполне еще дееспособную машину — высший пилотаж. Остается определиться с суммой, желательно — с моделью, запастись терпением — и вперед. А мы поможем прозондировать рынок. Начнем с подержанных внедорожников в ценовой категории до 400 000 рублей. Такие автомобили, оказывается, еще встречаются. Для того, чтобы не попасть с ними впросак (как, впрочем, и со всеми остальными) и была написана эта статья. Надеемся, что не без пользы. В общем, успехов!