Одним из первых городов России, где появился электрический трамвай, стал Нижний Новгород. Городу удалось сохранить сеть стальных нитей не только в центре, но и на периферии. А одним из самых популярных маршрутов является «двойка» — еще его называют «городским кольцом». По нему, кстати, уже начинают ходить ретро-трамваи, специально закупленные администрацией для создания особой атмосферы слияния истории и современности.
Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию по центру города на трамвае, в ходе которой узнаем любопытные и порой неожиданные факты о Нижнем, и увидим, какие разные здания можно увидеть по соседству друг с другом.
Ждать «двойку» на площади Лядова долго не приходится. С лязгом вагон тихонько несет нас в сторону улицы Ильинской. Однако пока мы еще не покинули площадь, стоит сказать пару слов о ней. Многие нижегородцы знают, как долго длится эпопея с переименованием площади. В течение нескольких лет ей пытались дать название Крестовоздвиженская или же Монастырская, а объясняли это активисты тем, что такие имена подходят ей больше, нежели имя Лядова. Революционный деятель Мартын Лядов не внес никакого вклада в историю города и уж тем более площади, но его фамилия легко запоминается жителям и гостям. К ней все привыкли, и поэтому пока большинство голосует за сохранение названия «площадь Лядова», отвергая все нововведения.
До Ильинской мы доезжаем быстро, и первое, что бросается в глаза — огромное количество старинных деревянных построек. Одни выглядят достаточно ветхо, в других же заметно внимание к ним со стороны владельцев и реставраторов. Когда-то здесь селились ремесленники и купцы, а еще находилась городская застава, то есть окраина старинного города. Застройка, сохранившаяся с тех времен, имеет ценность для Нижнего Новгорода, как для мегаполиса с 800-летней историей. Здесь также соседствуют друг с другом здания в стилях модерн, авангард, модернизм и так далее. Высотная доминанта улицы — белоснежная колокольня Вознесенской церкви.
Проезжать по Ильинке, как ее называют местные, хочется не спеша, чтобы успеть рассмотреть все многообразие ее застройки. Здесь трудно найти два действительно похожих друг на друга здания. Но вот уже трамвай поворачивает направо, выезжая на улицу Добролюбова, уютную и короткую. В отличие от площади Лядова, эта улица с личностью того, в чью честь она названа, действительно связана. Детские и юношеские годы Николая Добролюбова прошли совсем рядом, в одном из домов на Октябрьской улице, куда мы и направляемся. По пути мы проезжаем мимо нарядного храма — это церковь Жен-Мироносиц на Верхнем посаде.
Наш вагон с усилием карабкается вверх, прямо к Большой Покровской улице. Она пересекает трамвайные пути и асфальтовую дорогу, являясь при этом пешеходной. Нам повезло, ведь трамвай проезжает по одному из самых красивых мест на Покровке — мимо сквера имени Свердлова. Здесь приятно пахнет деревом от новых настилов и скамеек, развеваются на ветру цветные флажки и блестят на солнце советские значки, которые продают барахольщики. Сквер уже исторически является местом работы блошиного рынка по выходным, а купить тут можно что угодно — от подстаканника с судном «Метеор» до настенного ковра.
Уже через пару минут мы достигли местечка под названием Черный пруд. Альтернативное название пруда, который когда-то был на этом месте — Поганый. А все дело в том, что именно здесь было место, где собирались сточные воды с округи. В 1831 году купец Медовиков на свои деньги вычистил пруд и посадил там сад, и каждый год, 1 мая, устраивал там праздники. На водной глади красовался плавучий храм, на берегу стояла лодочная станция. Зимой пруд превращался в каток. Сейчас тут находится небольшой благоустроенный сквер с фонтаном и детской площадкой. На площадке, кстати, можно увидеть огромный рыбий скелет. К счастью, деревянный. Так что мало что сейчас напоминает в этом уютном месте о прошлом, в том числе о Поганом водоеме.
А вот на улице Пискунова самые внимательные рассмотрят из окна трамвая настоящий артефакт из прошлого. Речь идет о куске частокола, или вала, как его чаще называют, имея в виду также насыпь, на которой этот частокол стоит. Это единственный в городе уцелевший фрагмент фортификационных дерево-земляных укреплений XVII века. Это означает, что когда-то граница города была именно здесь, и горожане всеми силами старались защитить себя со всех сторон.
Далее мы двигаемся в сторону площади Сенной. Это название характерно для многих населенных пунктов России, и, как мы можем догадаться, связано оно с сеном. В 1828 году сюда перенесли базар, где торговали сеном. Убрать его подальше от центра решили потому, что в таком месте о чистоте не могло быть и речи. Двести лет назад вы вряд ли бы задержались тут надолго из-за куч сухой травы и запаха, зато сейчас на Сенной сразу несколько точек притяжения: тут возвели колесо обозрения, благоустроили территорию, рядом находится выход к канатной дороге (для нижегородцев это не развлечение, а средство передвижения).
С Сенной площади трамвай сворачивает на улицу Белинского. Она тоже в свое время была окраиной города, когда он постепенно стал разрастаться, и нужно было где-то построить лесные склады. Именно они и задали текущее положение Белинки (как вы уже поняли, в Нижнем Новгороде многие улицы в обиходной речи сокращаются до простых наименований).
Одно из красивейших сооружений здесь — храм Всемилостивого спаса. Присмотритесь, что отличает его от других храмов? Наверняка вы отметите, что он имеет черные купола, что встречается не так уж часто. Такие можно увидеть на монастырских храмах, так как черный — цвет монашества. После революции это был один из немногих приходов в городе, которые продолжали действовать. По правую руку от нас снова парк — на этот раз имени Кулибина. Когда-то здесь было кладбище, но сейчас от мрачной атмосферы не осталось и следа. Зато здесь жива память о великом изобретателе Иване Кулибине. Именно под сенью деревьев этого парка он покоится, а это место отмечено памятным камнем.
Улица Белинского — одна из самых динамично развивающихся в Нижнем Новгороде. Она сохраняет свое очарование, наполняясь при этом новыми знаковыми объектами. Вы обязательно заметите масштабную стройку сразу после того, как минуете парк имени Кулибина. Здесь возводится современный жилой комплекс «Континенталь», который архитекторам весьма удачно удалось вписать в существующую застройку. Дело в том, что кроме корпусов в 18 и 12 этажей будет построен и так называемый дом-аристократ высотой в пять этажей. В его внешнем оформлении используют архитектурные приемы, которые визуально приближают к постройку к солидным купеческим особнякам.
Удивительно, но виды, которые откроются с верхних этажей жилого комплекса «Континенталь» после его сдачи в 2022 году намного обширнее, чем городское кольцо, путь по которому мы почти завершили. Квартиры обещают стать настоящими смотровыми площадками, откуда получится любоваться и исторической застройкой, и знаменитыми нижегородскими закатами. А панорамные окна, эркеры и удачное расположение сопутствуют тому, чтобы получать неповторимые впечатления на высоте птичьего полета.
Что же касается нас, то мы почти завершили мини-тур, так как впереди уже виднеется площадь Лядова, откуда мы и начали свой путь. И остается только завидовать тем, кому довелось жить в самом центре города с богатой историей. Или тем, кто принял для себя решение поселиться здесь — например, будущим владельцам квартир в ЖК «Континенталь».