Периодическая таблица, стеклянные чаши и колбы, сложные формулы и зрелищные реакции — все это совсем скоро станет привычным для восьмиклассников, которые теперь гордо зовутся менделеевцами. 13 декабря ребята из средней школы № 27 города Дзержинска — участники проекта «Менделеевские классы» приехали в ННГУ имени Лобачевского и познакомились со своими наставниками.
Проект «Менделеевские классы» разработан Российским химико-технологическим университетом имени Менделеева и реализуется в общеобразовательных школах при поддержке Федерального экологического оператора в рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности». В его основе — принципиально новый подход к преподаванию химии, который даст ученикам больше практики и позволит оценить перспективы химической отрасли в регионе. В Нижегородской области первый ориентированный на глубокое изучение химии в рамках инициативы класс открылся в 2021 году на базе школы № 27 г. Дзержинска.
Особенностью проекта является увеличение учебных часов не только по химии, но и по математике. А для ребят, которые входят в состав профильных классов, проводятся торжественные церемонии посвящения в менделеевцы. В конце обучения вместе с аттестатом об окончании школы ребята смогут получить диплом «химика-лаборанта». Усовершенствованный формат профильного обучения развивает у школьников навык логического мышления, умение работать в команде, тренирует внимание, что крайне важно при проведении исследовательских работ.
Детям-мендеелвцам предстоит защищать свои проекты, которые зачастую выходят за рамки простых школьных опытов. Так, в прошлом году в Дзержинске ребята изучали экологическую ситуацию в родном городе — проверяли качество питьевой воды, оценивали влияние общественного транспорта на окружающую среду и так далее. В процессе ученикам помогали преподаватели вузов, сотрудники предприятий и даже медики. Защита работ также даёт мальчишкам и девчонкам первые навыки серьёзных публичных выступлений.
На текущий момент день в восьмом и девятом менделеевских классах Дзержинска учатся 29 ребят.
В ННГУ ученики приехали не случайно. Химический факультет стал одним из первых в годы становления университета- в прошлом году и вузу, и химфаку исполнилось 105 лет. Действующие кафедры охватывают все области данного научного направления. Каждый год отсюда выпускается порядка 660 студентов, которые устраиваются на работу на крупные предприятия региона и страны. В их числе — «Газпром трансгаз», Российский федеральный ядерный центр, СИБУР-нефтехим и так далее.
Знакомство с ННГУ для ребят не обошлось простой прогулкой по помещениям. Они смогли увидеть работу главного стеклодува университета — Талата Гусейнова, работающего здесь уже 58 лет. Преподаватель тепло встретил гостей в своей мастерской и рассказал им, как проходят будни человека такой необычной профессии. Кроме физического здоровья и крепких рук, стеклодув должен быть внимательным и обладать чувством меры, ведь его ремесло можно назвать ювелирным. Школьники стали свидетелями рождения елочных игрушек из обычных стеклянных заготовок, а в финале встречи получили два украшения в подарок.
После шоу из огня и стекла пришло время напрячь умы, что ничуть не напугало менделеевцев. Вместе с преподавателем они занялись решением химических задач повышенной сложности. Один из самых активных учеников Александр Шилов поделился своими впечатлениями:
Задачи были непростыми, но если хорошенько подумать, решение можно найти достаточно быстро. Химию мы изучаем только первый год, но предмет оказался настолько увлекательным, что я им заинтересовался. Нам рассказали, на каких предприятиях в наши дни нужны химики, и это настраивает учиться еще усерднее. Больше всего от сегодняшнего дня я жду опытов в лаборатории, потому что это будет для меня чем-то новым.
По словам декана химического факультета, доктора химических наук Алексея Маркина, огромное влияние на путь ученика оказывает учитель, и поэтому важно внедрять принципиально новые подходы к образованию, особенно когда дело касается точных наук. Профессор и сам пришел в эту сферу благодаря своему учителю, которая смогла стать примером увлеченного человека и профессионала, способного поделиться знаниями.
Настолько крупный проект как «Менделеевские классы» можно назвать долгосрочным. Результаты первых лет будут видны в перспективе, но уже сейчас можно рассмотреть направления дальнейшей работы. На мой взгляд, система наставничества, которая является частью проекта, должна внедряться еще до восьмого класса. Современная наука развивается как междисциплинарная, и решение актуальных задач возможно лишь на стыке наук. Химики работают с медиками, гуманитарии — с математиками и так далее. И очень важно дать детям понимание того, что каждая наука не существует сама по себе, а является частью целого мира, — говорит Алексей Маркин.
После решения задач дети наконец смогли встретиться со своими наставниками. Они выбираются из числа научных сотрудников вуза, которые готовы безвозмездно помочь юным химикам и взять их под свою опеку на время проекта. Каждый наставник начнет курировать двух менделеевцев, но темы работ у детей при этом будут разными.
В числе наставников уже второй год подряд числится аспирантка химического факультета ННГУ Екатерина Качалова. Как призналась девушка, ребята, которые стали ее мини-командой, показались приятными, общительными и увлеченными.
В прошлом году проекты детей, которых я курировала, оказались в числе лучших. Поэтому мы вместе с детьми минувшей осенью отправились в Менделеевскую экологическую экспедицию в Ленинградскую область. Это была насыщенная поездка, в ходе которой мы посетили Финский залив и взяли пробы воды, чтобы проанализировать ее состав и выявить экологические проблемы региона. Эксперименты проводились также в заказниках и в местах накопленного экологического ущерба. Но кроме ответственной работы мы успели интересно провести время и, конечно же, увидеть достопримечательности Питера, — вспоминает наставница.
После беседы с помощниками дети наконец-то смогли перевоплотиться в настоящих химиков: надеть халаты, взять реактивы и многочисленные пробирки. Все эксперименты, которые проводились в лаборатории, были безопасными для ребят, которые внимательно прослушали инструктаж. Одними из самых зрелищных были опыты с жидким азотом, в ходе которых добровольцы даже смогли прикоснуться к веществу без вреда для здоровья. Также преподаватель помог ученикам провести лабораторные работы в группах. Дети с восторгом наблюдали за реакциями, происходящими прямо на их глазах, и активно снимали происходящее для своих страничек в соцсетях.
Организаторы проекта приготовили для детей сувениры — это стильные шоперы с портретом Менделеева и нагрудные значки, носить которые молодые исследователи пообещали с гордостью.
Проект «Менделеевская классы» призван повысить уровень преподавания химии и других естественно-научных дисциплин в российских школах. Кроме того, это влияет на выбор профессии среди школьников, которые после насыщенных встреч и любопытных экспериментов видят предмет уже не только как набор формул, но и как путь для самореализации и примирения творческих навыков. На сегодняшний день «Менделеевские классы» открыты в шести регионах страны: Нижегородской, Курганской, Иркутской, Кировской, Саратовской областях и Удмуртской Республике.