Движение – это жизнь! Руководствуясь этим принципом, прославленного спортсмена, чемпиона России и внука известного конструктора и кораблестроителя Ростислава Алексеева Глеба Сулоева я застала по пути из Нижнего Новгорода в Москву. Пока мы ехали в машине по Нижнему, знаменитый яхтсмен успел рассказать о непреодолимой увлеченности парусным спортом и желании постичь максимум удовольствия от жизни. Глеб Сулоев постоянно находится в движении, желание развиваться и работать над собой не дают ему застрять на каком-либо этапе развития. Да это и не в его правилах.
- Как отразилась на вашей жизни слава вашего дедушки - выдающегося нижегородского конструктора судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов Ростислава Евгеньевича Алексеева?
- Отрицательно сказалась на мне эта слава: дед мой был героем. А кто я по сравнению с ним? К сожалению, меня часто сравнивают с дедом, и это сравнение, как правило, бывает не в мою пользу.
- Это он привил вам любовь к парусному спорту?
- Скорее, это заслуга моих родителей. Дедушка в свое время привел мою маму в яхт-клуб, где за ним была закреплена лодка. Прежде мама была лишь пассажиром, теперь же ей предстояло научиться управлять лодкой. И если вначале все ее усилия вызывали лишь веселые насмешки мужчин, то вскоре мама освоилась и заслужила уважение среди яхтсменов. Именно в яхт-клубе мои родители познакомились: дружба и уважение постепенно переросли в более сильное и яркое чувство – любовь. По их стопам и мы с братом пришли в парусный спорт. Увлечение парусом у нас в крови.
У детей тоже есть тяга к свободе, воде и парусам. Старшие дети – Данил и Яна – давно занимаются парусным спортом и уже достигли определенных результатов. Восьмилетнюю Машу в этом году потихонечку начали приучать, а младшая Анечка пока наслаждается счастливой порой беззаботного детства.
Гоняясь на одиночной яхте класса «Оптимист», Яне удалось добиться хороших результатов: она участвовала на всероссийских соревнованиях, не так давно стала чемпионкой Дальнего Востока. У сына несколько другие успехи, так как он не обладает тем спортивным характером, который был присущ Алексеевым-Сулоевым.
- Какими качествами и чертами нужно обладать человеку для того, чтобы стать чемпионом? И что требуется для победы?
- Упрямство, упорство и трудолюбие наряду со здоровым пофигизмом. Нужно уметь порой не обращать внимания на неудачи и продолжать двигаться дальше.
Парусный спорт – штука довольно непредсказуемая и многообразная. В нем прекрасно сочетаются детские гонки на коротких дистанциях и океанские переходы, в которых участвуют уже состоявшиеся опытные яхтсмены. Каждый находит в нем что-то свое. Мне по вкусу пришлись адреналин и скорость, водная стихия и солнце.
- Какое чувство вы испытали, когда впервые попробовали самостоятельно встать под парусом?
- Начинал я заниматься парусом на «Оптимисте». В детских воспоминаниях сохранилось лишь то, что спасательный жилет был большой. Тогда были настоящие жилеты с высоким воротником. А еще помню, как мы в детстве приезжали на российские соревнования из Нижнего Новгорода в ватниках и на польских лодках. Это были не судна, скорее, «дрова».
- А каким вы видите будущее парусного спорта в Нижегородской области и как оцениваете подрастающее поколение?
- Парусный спорт сейчас находится в стадии бурного развития. Достойная смена растет, вот только тяжело с ребятами бывает.
- Почему?
- Детям лодок не хватает. Сейчас лодки для мальчишек и девчонок строит нижегородец Михаил Тихонов, который и сам любит принимать участие в регатах, он знает парусный спорт «изнутри». Но на данный момент, к примеру, моя дочь из «Оптимиста» выросла, а следующая лодка уже в разы дороже стоит.
Недавно вместо подходящей яхты нашли на старом складе лодку, которую бы я скорее «дровами» назвал. Настолько судна обветшали и устарели, что за детей страшно. Помню, нам самим в детстве на этих лодках стыдно было гоняться, поэтому все это время они где-то пылились на складе.
Приезжая на соревнования в Москву, наши дети видят на каких яхтах там гоняются другие ребята. В свое время мы тоже испытывали определенные комплексы и чувствовали себя людьми «второго сорта». Не хочу, чтобы это повторялось. Наши дети не должны испытывать те же чувства и страдать из-за этих же самых комплексов. К сожалению, парусный спорт сильно зависит от материальной части.
-Получается, что пока дети катаются на «Оптимистах», у них есть возможность развиваться, а дальше – все, лодок нет?
- Да это так. Сейчас начинается процесс развития этого вида спорта, соответственно, идет и наполнение лодками. Начали с «Оптимистов». Весной прошло выездное заседание Президиума Всероссийской федерации парусного спорта, именно там был задан курс на развитие национальных классов яхт и уход от «олимпизма». Это также означает уход от дорогих яхт и переход к более дешевым. Так мы можем привлечь большее количество людей. Парусный спорт стал доступнее и для детей, и для взрослых. Было бы желание.
В мир парусного спорта люди порой приходят в зрелом возрасте, они учатся рулить и получают права. Многие из них участвуют в гонках и при этом достигают определенных высот. Вот, к примеру, знаменитый гонщик Фрэнсис Чичестер пришел в парусный спорт, когда ему шел шестой десяток лет. Невзирая на все стереотипы, он обогнул земной шар, поставил ряд рекордов и стал одним из самых известных яхтсменов мира.
- Впечатляет. И все же, парусный спорт – это скорее хобби, которое не приносит прибыль. Интересно, чем вы зарабатывайте на жизнь и связанно ли это со спортом?
- Работа не связана с парусным спортом, хотя ветер там присутствует: мы проектируем и монтируем систему вентиляции.
- А чем увлекаетесь помимо парусного спорта, к примеру, когда вода льдом покрывается?
- Горные лыжи люблю. Как правило, мы ездим кататься на Урал и на Кавказ. В этом году, слава богу, не поехал на Кавказские горы. Мы с другом собирались ехать, но в последний момент я отказался, а он все же поехал. Его там лавиной накрыло, и он разбился. Вот такая непредсказуемая штука эта жизнь. Будь я там, мы бы наверно вместе под этой лавиной остались.
- В Нижнем Новгороде недавно прошла первая «Нижегородская бизнес-регата 2012», в одной команде наряду с представителями элиты парусного спорта впервые в качестве матросов участвовали нижегородские бизнесмены, политики и журналисты. Какие у вас впечатления остались от столь нестандартной регаты?
- Первый день регаты не принес ничего хорошего: ветра не было, поэтому яхта практически стояла на месте. Второй день прошел намного лучше. Правда было много судейских ошибок, но на будущее мы это учтем и исправим.
- Были ли казусы у команды? Ведь столь редкий сплав неопытных людей и профессионалов неизбежно должен привести к каким-то ошибкам, интересным и неожиданным моментам, из которых впоследствии рождаются истории и байки?
- Казусы были, без них никуда. Так как матросы у нас на яхте были из разряда «новичков», то они иногда веревки путали, гинакер поставить не могли… В целом же, ребята - молодцы. Они быстро поняли, что делать и что от них, собственно, требуется. Бодрячком, так сказать, отработали.
- А у вас есть своя слаженная команда, с которой и штиль, и буря нипочем?
- Конечно же есть. С детства мы с этими ребятами занимались парусным спортом. Вместе до сих пор и продолжаем.
-А байки часто травите?
- Постоянно: во время гонок и перерывов, пока пьем чай на природе и укладываем парус после соревнований… Порой на ходу придумываем. С байками время летит быстрее. Порой они бывают поучительными, а иногда рассмешат так, что не можешь остановиться и с хохотом эту байку рассказываешь потом в кругу друзей-яхтсменов…
Наш разговор оборвался на полуслове… Глеб нажал на тормоза, потому что это была черта города, ему предстоял еще длинный путь в Тольятти, затем в Москву. Я вышла, а машина отправилась дальше, унося с собой человека, который за свою карьеру успел пройти по Средиземке, Атлантике и Балтике. Иду по нижегородским улицам, а мысли где-то далеко. Так и хочется услышать настоящую незатравленную байку от знаменитого яхтсмена. Но, видимо, это будет уже в следующий раз.