Совсем недавно начался новый учебный год. Родители, отправившие своих чад в школу, в какой-то степени вздохнули с облегчением, а некоторым мамам и папам еще только предстоит через это пройти.
Как правильно подготовить ребенка к школе? С какого возраста лучше начинать заниматься с малышом? Стоит ли выбирать центры дополнительного образования? И если да, то на что родителям следует обращать внимание в первую очередь?
На эти и многие другие вопросы нам ответила педагог дополнительного образования Центра подготовки и развития детей дошкольного и школьного возраста «Радость» Гусар Анна Евгеньевна.
Анна Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, как построена система развивающих занятий в вашем центре?
Занятия проходят в течение года. Основная наша программа ориентирована на детей с трех лет и длится четыре года. Ведь три года — это очень важный возраст в жизни детей. Преодолевается или преодолен кризис трех лет («я сам»). Ребенок пробует быть самостоятельным, наивно и неумело, но требовательно заявляет о праве на собственное решение, выбор. Этот возраст можно сравнить с порой цветения. При благоприятных условиях создаются предпосылки для гармоничного развития личности, ее «расцвета», а неблагоприятные условия препятствуют успеху или даже вовсе исключают его. Наша задача - создать эти благоприятные условия совместно с родителями. Поэтому чем раньше мы начинаем обучение, тем лучше. Важно заниматься с ребенком планомерно.
Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время. Детишки к нам ездят из разных районов.
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главная цель работы нашего центра - всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Для реализации этих задач в нашем центре разработана комплексная программа: один раз в неделю – развитие математических способностей и эрудит, и один раз – речевое развитие и развитие творческих способностей. На занятиях по развитию творческих способностей мы делаем различные поделки из природного материала, всевозможные аппликации, оригами, создаем картины из круп и перьев. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Продолжительность занятий – 45 минут. За это время мы проводим два занятия. Это необходимо для соблюдения требований санитарных норм. Но у трехлеток мы делаем больший перерыв, а у старших деток перерыв поменьше. Некоторые дети и дольше готовы заниматься, им нравится. Но мы не можем позволить себе перегружать детишек. Потому что самое главное – это как в любом образовательном учреждении – сохранение жизни и здоровья ребенка. Мебель у нас корректируется по возрасту. Мы учим детей правильно сидеть за столом, следим за положением их осанки.
Программы для детей какого возраста предусмотрены в Центре развивающего обучения «Радость»?
Развивающие группы формируются по возрастам: с 3 до 4 лет, с 4 до 5, с 5 до 6, с 6 до 7. Программы, по которым проводится обучение, рассчитаны на определенный возраст. Есть программы длительностью 4 года для детей с трехлетнего возраста. Есть и программы для детей пятилетнего возраста длительностью два года. Все обучение построено поэтапно для того, чтобы лучше усваивался материал с учетом возрастных особенностей.
Для того чтобы определить нужную программу, подходящую ребенку в зависимости от его способностей и уровня подготовки, происходит взаимодействие логопеда, психолога, педагогов и родителей.
Все дети, которые записываются к нам, проходят «обследование», с логопедом в том числе. На основании такой диагностической карты, мы пытаемся построить обучение таким образом, чтобы ребенок лучше усвоил программу. Программа не должна тормозить развитие малыша, но и должна быть ему по силам. Ведь иначе он может оказаться в ситуации неуспеха. Когда человек видит вокруг себя успешных людей, он начинает больше комплексовать, меньше раскрываться, меньше получать знаний, поэтому важно избежать такой ситуации у ребенка.
А что представляет собой обследование? Это выполнение различных тестов и заданий?
Обследование проводится в комплексе: это и выполнение тестовых заданий, и наблюдение за ребенком в процессе занятий, как он общается с другими. Не каждый ребенок может раскрыться один на один с педагогом. По взаимодействию в группе можно сказать о ребенке намного больше, особенно в первые два занятия, когда они привыкают друг к другу.
Анна Евгеньевна, а на какие методики Вы опираетесь в обучении детей?
Сейчас большинство родителей хочет, чтобы их дети обучались по современным методикам раннего обучения чтению, например, таким как методика Глена Домана, Н. Зайцева, В. Воскобовича,методике М. Монтессори. Мы не используем эти методики как основные способы обучения.
Ведь наша задача не только научить детей читать, а развивать все стороны речи— воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Все эти задачи решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе, т.е развития каждой задачи имеет комплексный характер. А вышеперечисленные методики не позволяют решать все эти задачи в комплексе.
Например, методика ГленаДомана рассчитана на малышей. Она строится на узнавании ребенком определенного слова. Каждый «иероглиф» на карточке означает конкретное слово. И ребенок в процессе занятий начинает узнавать эти слова. Именно на узнавании и построена данная методика. Однако если у ребенка нет интереса к значкам, то он не сможет научиться читать по такой методике. Очень часто родители расстраиваются, когда после обучения ребенка по этой методике, он не может читать.
Отсутствует диалог, способствующий самостоятельному изучению окружающего мира.
При обучении только карточками отсутствует формирование текстового мышления, он не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.
При использовании методики Н.Зайцева возникают проблемы с освоением некоторых тем школьных программ: трудности при изучении фонетики - мягкость и твердость согласных остались за пределами его понимания; детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам, иногда этот процесс проходит очень болезненно, дети с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор — ведь они привыкли делить слова только по складам.
А что касается системы М. Монтессори, то она совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правилам системы, пока ребенок не обратился за помощью – на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать? А дети в наш центр приходят разные и каждому из них должно быть интересно.
В нашей работе мы используем программы и методики развития речи, разработанные на основе педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Методики, разработанные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой способствуют формированию у детей языковых обобщений, осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Все это придает процессу речевого развития ребенка творческий характер.
Не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален, и ему необходим особый подход. Мы, выбирая методику обучения, должны ориентироваться прежде всего на ребенка.
В обучении мы используем различные элементы. Это способствует лучшему усвоению. Мы можем взять кубики с буквами, карточки-картинки, различные пословицы, потешки, попевки. Очень важно на начальной стадии обучения чтению научить ребенка слушать и слышать звуки. Пока он не знает букв, мы идем от звуков к букве, мы называем при этом букву как звук, чтобы не создавать путаницу у малыша. Он учится слышать мягкие и твердые звуки. Для этого полезно играть в звуковые игры, приводя примеры на мягкость и твердость звуков: кот – киса, заяц – зима. Ребенок учится слышать звуки и различать, какой звучит мягко, а какой твердо.
Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача представлена в игровых ситуациях, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку», «Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый ему предмет, а затем рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.
Конечно, в обучении чтению мы можем использовать и элементы популярных методик Глена Домана и Зайцева, если видим, что малышу будет легче научиться читать именно по ней.
Вся программа ориентирована на подготовку к школе, конечно, учитывая возраст. В трехлетнем возрасте занятия большей частью построены в игровой форме, потому что у детей в это время развито игровое, наглядно-действенное мышление. Детям необходимо совершать как можно больше действий с теми или иными предметами.
А уже в возрасте 5-6 лет у ребенка формируется произвольный интерес, развивается произвольность внимания, хорошо развита наглядно-образная память, формируется самоконтроль. И это является важным фактором подготовки ребенка к школе. Мы уделяем большое внимание развитию волевых качеств, от этого зависит психологическая готовность к школе
Наши программы рассчитаны на опережение программ дошкольного образования. Первые два месяца первоклассник может посвятить тому, чтобы привыкнуть к новой обстановке, построить отношения друг с другом. У ребенка не будет лишних стрессов, связанных именно с обучением.
Наш центр дает достаточно большой объем знаний и умений детям. Эти знания действительно помогают им комфортно себя чувствовать в первый год обучения в школе.
Как Вы выстраиваете программу обучения? В зависимости от каких факторов?
Мы ориентируемся на требования современных школ. Мы проводим беседы с родителями на тему, в какую школу они хотят отдать ребенка, и корректируем программы с учетом требования тех школ. Если в группе есть дети, планирующие посещать школу и с математическим уклоном, и с гуманитарным, то педагог выстраивает занятия таким образом, чтобы внимание уделялось всем аспектам.
У нас хорошая программа по окружающему миру, очень обширная, которая называется «Здравствуй, мир. Школа 2100» авторов Вахрушевой и Кочемасовой. К 7 годам дети уже знакомы с различными континентами, с жанрами литературы, искусства. В тетрадках для домашнего задания прописаны все рекомендации для родителей. Мы учим детей думать, рассуждать, выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения. Это очень важно для общения со сверстниками, для написания сочинений в будущем.
На занятиях по развитию творческих способностей часто используем элементы музыкальной деятельности, что способствует раскрепощению детей, улучшает эмоциональный фон, повышает уровень комфортности. Происходит знакомство с выражением эмоций, развитие воображения: что ребенок представляет, слушая эту музыку. Малыш рассказывает о своих впечатлениях с опорой на знания ребенка, полученные на занятиях, на сказки, на кругозор.
По математике мы применяем методику Петерсона.
Дети учатся пользоваться числовым отрезком, что облегчает им счет. Я даже даю им различные подсказки, как можно быстрее посчитать. И они приходят в школу с неким таинственным способом решения, известным только им.
Наряду с основной программой используем также и блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и другие современные пособия.
Многие современные разработки мы используем в своих занятиях. Мы взяли все самое положительное из современной педагогики и включили в наши занятия.
Какие главные преимущества образовательного центра?
Мы проводим открытые занятия в начале учебного года и в конце. Родителям необходимо видеть, какие есть способы работы с детьми, как лучше заниматься с ребенком дома. И, конечно, необходимо увидеть своего ребенка в другой атмосфере, в другой ситуации.
Конечно, в дошкольных учреждениях с детьми занимаются, но их там много. И как результат индивидуальный подход очень сложно осуществить. Если взять образовательный центр, то группы у нас маленькие, до 8 человек, это позволяет применять особый подход к каждому ребенку, уделить внимание, видеть его плюсы и минусы, корректировать его в нужном направлении.
За один год возможно подготовить к школе?
Каждый ребенок посещает дошкольное учреждение и имеет определенные навыки и умения.
Если, например, он не умеет читать, то в этом возрасте (5-6 лет) он уже достаточно мотивирован для обучения чтению, и научить его можно довольно легко и быстро. Однако если ребенок пропустил момент звукового анализа, то этому научить гораздо сложнее. Оптимальный возраст, чтобы научить ребенка слышать звуки - с 3 до 5 лет. И важно не упустить этот момент.
Какие особенности обучения существуют в вашем центре?
У нас существует система оценок, что позволяет развивать качества личности. Оценки, конечно, ставим не по пятибалльной системе, а в виде наклеек. Если ребенок старается, то он получает большую или радостную наклейку. А если ленится, то наклейка к нему идет только маленькая. Но даже если у малыша что-то не получается, но он старается, то все равно получает большую наклейку. Такая система стимулирует развитие личностных качеств ребенка. В маленьком коллективе, повторюсь еще раз, намного легче замечать всевозможные нюансы и корректировать поведение детей.
Для закрепления пройденного материала мы задаем домашнее задание. Оно также может быть индивидуальным.
Анна Евгеньевна, а как построена работа педагогов и родителей?
Мы уделяем большое внимание взаимодействию с родителями, ведь только совместная работа педагога и родителей приводит к нужному результату. Мы постоянно интересуемся, как ребенок занимается дома, с желанием ли выполняет домашнее задание. Если возникают какие-либо сложности, то мы совместно решаем их. Родители часто обращаются с просьбой помочь решить возникшую проблему, дать совет. Педагоги нашего центра всегда откликнутся на просьбу родителя и стараются оказать квалифицированную помощь и поддержку. Ведь мы все заинтересованы в достижении высоких и оптимальных результатов обучения и развития наших деток.
И хочется отметить, что за последние четыре года все наши выпускники поступили туда, куда планировали. Это как раз благодаря слаженной совместной работе.
Мы благодарим Анну Евгеньевну за беседу и уделенное нам время.
Развивающие занятия проходят в детском центре «Радость» в течение всего учебного года. Вы еще успеет записать своего малыша в группу развития! Подробности по телефону: 8 (910) 121-89-52.