Как выглядели послевоенные автоматы с газировкой, Бахчисарайский дворец и малороссийский костюм в начале прошлого века? Все это можно узнать на выставке «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии», открывшейся в Нижнем Новгороде 18 января.
Ее привез в областной центр Мультимедиа арт музей Москвы. На ней можно увидеть не только историю возникновения цветной фотографии России, но и проследить периоды истории СССР, ведь выставка охватывает более ста лет временного периода — от 1860-х до 1980 годов.
Как рассказал ИА «В городе N» хранитель московского Мультимедиа арт музея Игорь Волков, выставку можно разделить на три периода. В частности, в первом зале нижегородцы и гости города могут посмотреть зарождение цвета в фотографии на примере раскрашивания черно-белых фотоснимков.
«С начала фотография была техническим средством и стремилась ближе и точнее передать реальность, а для этого, конечно, нужен был цвет, но возможностей не было, поэтому наиболее постоянной техникой было раскрашивание фотографии акварелью или анилиновыми красками. В первом зале как раз представлены фотографии второй половины 19 века — начала 20-го, когда в основном раскрашивались портреты и пейзажи, так как это было коммерчески востребовано. Такие работы чаще всего продавались как сувенирная продукция на ярмарках в разных городах России», — рассказывает Игорь Волков.
А. Нечаев «Портрет молодой девушки», 1860 год.
Во втором зале представлен эстетический эксперимент с фотографией, например, пикториальные фото, когда авторы целенаправленно стремились приблизить фотографию к графике или живописи. Для этого они использовали экспериментальные техники, например, накладывали масляную краску до того момента, пока работа не становилась по фактуре похожа на картину.
Елена Мрозовская «Портрет девочки в малороссийском костюме», датировка 1900-е годы. Серебряножелатиновый отпечаток, раскраска.
Кроме того, зрители могут посмотреть и авангардные фотографические опыты с цветом, в частности первые коллажи. В этом же зале представлены и более поздние раскрашенные фотографии Советского периода. Эстетику данного направления позднее перенимает харьковский фотограф Борис Михайлов. Он работает уже во второй половине 20 века и в начале 1980-х годов делает свою серию под названием «Лурики», используя технику уже с точки зрения концептуализма в эстетическом ключе.
В последнем зале демонстрируются работы, которые были сделаны при помощи цветной пленки. И хотя изобретение появилось еще в 1936 году, но в Советском союзе его стали использовать только после войны благодаря трофейным немецким разработкам. Первоначально такая фотография была доступна немногим, в числе счастливчиков — И. Шагин, В. Микоше, Дм. Бальтерманц и Вс. Тарасевич.
Всеволод Тарасевич «Семья начальника инструментального цеха ЗАЛа», 1954 год
«Такие фотографии в основном снимались для журналов и для открыток, а в последствие их видела вся страна. Они издавались многомиллионными тиражами и пользовались большой популярностью», — отмечает Игорь Волков.
Посмотреть выставку в Нижнем Новгороде стало возможным благодаря победе нижегородцев в грантовом конкурсе 2017 года на поддержку программ межмузейного сотрудничества. Сама выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии» впервые была показана в 2008 году и с этого времени путешествовала по разным городам России и зарубежья, но до столицы Приволжского Федерального округа добралась только сейчас — в 2018 году.
«Поскольку работы охватывают временной период более столетия, то, конечно, каждая фотография отражает тот или иной этап состояния России, поэтому на выставке можно проследить историю страны на протяжении века», — отмечает директор русского музея фотографии в Нижнем Новгороде Вера Тарасова.
Свое мнение о выставке рассказал и руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов. Он считает, что работы будут интересны всем посетителям независимо от возраста и профессии.
«Для архивиста это интересно как исторический источник — это вид эпохи, возможность оценить костюмы, технику, особенности строений, жизни и прочее. Для неискушенного зрителя — это познавательно, они посмотрят наглядно, как возникла фотография. Для профессиональных фотографов — это особенности творческого поиска мастеров разных эпох, при чем здесь — богатейшее собрание. А пожилые посетители увидят свою молодость — это им будет особенно приятно», — резюмировал Борис Пудалов.
Напомним, коллекции православных дизайнеров представили в Нижнем Новгороде.
Фото автора