Top.Mail.Ru

«Фотоаппарат – это предлог, чтобы поговорить»

2481

С 6 по 24 марта в Доме Архитектора проходит выставка известного польского фотографа Миколая Гринберга «Много женщин». Этот проект для него начался с личной трагедии, которая стала началом большого пути. За несколько лет Николай Гринберг побывал в девяти странах, в каждой из которых искал себе моделей прямо на улицах городов. Данная выставка – не парад красавиц, но целый ряд невероятных историй. Каждую работу сопровождает краткий диалог, который происходил между фотографом и его героинями – старушкой из Пхеньяна, подружками из Тель-Авива, девушкой из Буэнос-Айреса и многими другими.

Миколай Гринберг не похож на героя-любовника. А что еще ожидаешь увидеть от человека, который сделал тысячи женских портретов? Это интеллигентный, скромный человек в трогательных круглых очках, который искренне краснеет, когда ему задают личные вопросы. Фотограф в России не впервые. Привезти его выставку «Много женщин» в Нижний Новгород помог Польский культурный центр в Москве. Этот проект начался для Гринберга с настоящей жизненной трагедии. «Все началось очень печально. Со смерти моей мамы. Первая и главная фотография в этом цикле - это ее портрет, который имел рабочее название «Вдова». В свое время моему отцу делали очень серьезную операцию. И когда кризис миновал, мы расслабились и решили пошутить, пофантазировать, как бы выглядела мама в образе вдовы. Через три года ее не стало», - рассказывает Миколай Гринберг.

Позже фотограф стал искать предлог, чтобы показать людям этот портрет. Но стало ясно, что выставку не устроишь ради одной фотографии. Тогда он стал снимать близких ему женщин: жену, дочь, коллег, подруг. Все это сопровождалось личными переживаниями, болью утраты. На вернисаже, который проходил в Варшаве, отцу фотографа стало плохо. И когда все это закончилось, Гринберг вздохнул с облегчением.

Путешествие туда и обратно

Спустя полтора года после этих событий польский мастер поехал в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, на фестиваль культуры. «Организаторы хотели показать людям женские портреты, которые я сделал в Варшаве. Я подумал, что было бы глупо проделать столь длинный путь и не поискать материал здесь. Я решил сделать фотосессию в открытом городском пространстве. В итоге мы выбрали место по соседству с двумя вокзалами, где проходило очень много людей. Получилась студия. Я установил освещение и развесил прежние мои фотографии, напечатанные на холсте. Создавалось ощущение, что развешено постельное белье».

Организаторы твердили фотографу, что из этой затеи ничего не получится. Не принято у них приставать на улице к незнакомым женщинам. Но в итоге за два дня он сделал портреты около ста женщин, большинство из которых согласились и сфотографироваться, и поговорить с художником. Вообще разговоры в работе Миколая Гринберга очень важны. Сам он считает их куда более ценными, чем сами фотографии. «Фотоаппарат – это всего лишь повод начать разговор». Такая страсть к общению неслучайна. По образованию Гринберг психолог.

После посещения Бразилии фотограф понял, что это начало большого путешествия. За несколько лет он побывал в Израиле, Аргентине, Украине, Бразилии, Перу, Мексике, Занзибаре и Китае.

«Были женщины, которых я приглашал сниматься, были те, кто просил об этом сам. Были и те, которые смотрели на меня, как принцессы, и говорили, что мне ничего не удастся. Это вызов, который я принимал. С женщинами мне куда интереснее общаться. Ведь я знаю, что происходит в мужской голове, а что в женской - нет», - делится художник.

С окончанием этой работы закончился и определенный этап в жизни самого Миколая Гринберга. «Все это помогло пережить мне утрату моей мамы. Ее друзья говорят, что я сделал для нее очень красивый памятник. Я не перестал по ней скучать, но сейчас я уже в совершенно другом месте в жизни, чем был, когда начинал это путешествие».

«Я работаю над темами, которые связаны с моей жизнью»

Три года назад художник закончил большой проект об Освенциме. Для него события холокоста – это большой фрагмент родовой истории. Он происходит из семьи польских евреев, многие члены которой были узниками концлагеря. «Проект назывался «Аушвиц. Что я здесь делаю?» На протяжении года я снимал посетителей Аушвица и спрашивал, что они тут делают. Ответ состоял из двух частей: почему я сюда приехал и что тут со мною происходит».

Над вопросом, почему ваши работы связаны с грустью, художник задумывается. «Мне кажется, что самые интересное – это диалоги на грустные темы. Когда человек весел и счастлив, то становится скучно. Чем ему делиться? В его жизни все легко. А когда есть драма, перелом, то возникает поистине глубокая связь, рождается истина».