Евгений Владимирович Чупрунов, доктор физико-математических наук, профессор, ректор ННГУ им. Н. И. Лобачевского – Национального исследовательского университета, дал журналисту «В городе N» интервью, в котором рассказал, сколько времени занимает подготовка классного специалиста, чем хороша «утечка мозгов» и даже процитировал пьесу «Горе от ума»
- Евгений Владимирович, насколько я понимаю, нововведения в системе высшего образования, в отличие от реформы средней школы, не связаны со стагнацией и проблемами в вузах, а направлены на приближение к мировым образовательным стандартам.
- Совершенно верно. Система, по которой мы в этом году начинаем работать, связана с тем, что Россия в 2003 году подписала Болонскую декларацию. Главная цель этого документа – создание единого европейского пространства высшего образования и развитие мобильности студентов, аспирантов, преподавателей. Что это означает? Например, студент ННГУ им. Н.И. Лобачевского, изъявивший желание послушать лекции в Мордовском университете, может поехать туда на учебу сроком от полугода до года. То же самое касается аспирантов: студент, закончивший магистратуру в Чувашском университете, может поступить в аспирантуру любого российского вуза. Также преподаватели могут уезжать работать в другие университеты по контракту. То есть реформа высшего образования направлена на упрощение внутрироссийского и международного движения. Для этого необходима совместимость образовательных программ разных стран, написанные на одном языке дипломы, какие лекции прослушал студент, чему научился, что умеет. Болонская декларация предусматривает целую систему действий, которые активизируют академическую мобильность.
-Российские студенты и преподаватели станут академически мобильными. Это хорошо и это открывает действительно большие возможности. Как скоро, по Вашим прогнозам, такую систему воспримут работодатели? Ведь еще 2 года назад студенты, имеющие право выбора между бакалавриатом и специалитетом, опасаясь, что диплом о четырех годах обучения будет проигрывать диплому об окончании специалитета, отдавали предпочтение последнему. Болонская декларация лишает студентов права выбора.
- Давайте начнем вот с чего: нам пока не грозит академическая мобильность по бытовым причинам. Например, иногородний или иностранный студент хочет приехать в ННГУ им. Н.И. Лобачевского на учебу. Мы с удовольствием его примем, но обеспечить местом жительства не сможем: обеспеченность наших студентов местами в общежитии – менее 40%. Представьте себе преподавателя, который захочет поехать на работу в вуз другого города или страны: он прибит гвоздями к своей квартире. На Западе система мобильности работает куда проще. Поэтому разговоры о том, что одинаковые принципы обучения обеспечивают академическую мобильность – не совсем правда. Нам необходимо для начала создать бытовые условия для свободного переезда студентов. К сожалению, шагов в этом направлении в ближайшей перспективе не предвидится. Университету нужно построить общежитие. В 2008 году Министерство образования и науки РФ планировало выделить деньги на проектирование и строительство, но кризис перечеркнул все планы.
По поводу работодателей вы абсолютно правы. Ситуацию с неприятием бакалавриата быстро изменить невозможно. Специальных законодательных мер, которые заставят работодателя уважать эту систему, наверное, принимать не стоит. В системе надо поработать. Мы должны привыкнуть: есть бакалавриат с четырехлетним обучением, и магистратура, где студент получает образование в течение 6 лет. Специалист, закончивший магистратуру – качественнее подготовлен, а значит, его заработная плата должна быть выше, условия работы лучше и так далее. Работодатель должен понимать, какой специалист ему нужен.
- С другой стороны, из магистратуры выпускается взрослый специалист, не имеющий столь значимого при трудоустройстве опыта работы.
- Опыт практической деятельности можно приобрести параллельно с получением высшего образования.
У ННГУ им. Н.И. Лобачевского налажены связи с большим количеством госкорпораций. Я приведу примеры двух наиболее значимых. Мы тесно работаем с такими крупнейшими компаниями, как международной корпорацией Intel, ведущей российской госкорпорацией «Росатом».
Компания Intel, с которой мы сотрудничаем на протяжении 12 лет, взяла от нас более 100 специалистов. Способ нашего сотрудничества тривиален: на 3-4 курсе студент факультета ВМК, на котором готовят хороших специалистов в области IT – технологий, идет туда с целью подработать и приобрести определённый опыт. После этого руководство компании смотрит: подходит ли его кандидатура на постоянную работу или нет. То же самое, и со стороны студента. Однако, такой вариант приобретения практического опыта не самый лучший – работа может отвлекать от учебы.
Также неплохой опыт можно приобрести следующим образом. Скажем, есть несколько крупных предприятий, которые имеют тесные научные и производственные связи с нашим Университетом, мы можем содержать некие подразделения, которое будет работать вместе с этими предприятиями. В этом случае студент может проходить оплачиваемую практику прямо в Университете и параллельно выполнять дипломную работу. Формы взаимодействия могут быть разными, но в любом случае студент будет выполнять реальные задачи предприятия и понимать, что его ждет в будущем. Я уверен, за этим методом – будущее. По такой системе ННГУ сотрудничает с Российским Федеральным ядерным центром, госкорпорацией «Росатом». В 2010 году наша лаборатория Института механики выполнила работы на 26 миллионов рублей.
Этой зимой под руководством нашего Президента Дмитрия Анатольевича Медведева в Арзамасе проходил «Совет по модернизации», посвященный, внедрению в производство инноваций и участию крупных госкорпораций в общегосударственном прогрессе. Я был единственным представителем Нижегородской области, кто выступал на совете. Моя точка зрения совпадает с точкой зрения Президента: ребята, надо заниматься, вузам необходимо работать с крупными организациями, создавать научные кадры. Вы поймите одну простую вещь: высокие технологии меняются каждые 4-6 лет. Первый IPad появился два года назад, сегодня в продажу поступила уже вторая версия. Подготовка классного специалиста тоже занимает 6 лет. О чем это говорит? О том, что на первом курсе нельзя сказать, чем человек будет и хочет заниматься в будущем, и поэтому готовить его нужно по общим дисциплинам. И только на последних курсах обучение может стать специализированным.
-Сегодня среди молодых специалистов широко распространена идея миграции по трудовому принципу. Существуют ли какие-либо инструменты, помимо подготовки кадров для больших госкорпораций, для того, чтобы оставлять наших специалистов в России?
- А вы хотите, чтобы все наши специалисты оставались в России?
- Было бы неплохо, учитывая, сколько усилий прикладывает наше правительство для возвращения специалистов, покинувших СССР.
- Наверное, то, что я скажу, многим покажется неожиданным, но утечка мозгов – вещь положительная. Правда, при одном условии: эта утечка должна идти в обе стороны. Вот чего надо добиваться! Научный процесс, не может быть замкнут в рамках национальных границ.
Пусть наши специалисты поработают в иностранных компаниях, но пусть и оттуда к нам тоже приедут. Не по эксклюзивной программе, а потому, что в России им предложат интересную и денежную работу, достойное жилье. Именно в этом случае мы будем интегрированы в мировое научное, образовательное, культурное и любое другое пространство.
Мы постоянно говорим по поводу утечки мозгов, и при этом ничего не делаем для того, чтобы наши специалисты задержались в своей стране. Дети хотят реализоваться. Интересная работа, кстати, стоит у выпускников вузов на первом месте. Они понимают: великим можно стать и в своей стране, в то время как реализоваться на Западе порой крайне трудно. Многие очень интересные ребята, попробовав свои силы за рубежом, возвращаются назад.
Россия будет привлекательной для иностранцев и, в первую очередь, россиян, в том случае, когда станет комфортной для жизни. Это включает в себя наличие достойной работы, зарплаты и уважения в обществе. Возьмите любую газету, и даже серьезное издание: все первые полосы пестрят криминальными новостями – посадили, убили, ограбили. Средства массовой информации должны говорить о наших ученых, их достижениях, на них обращать внимание общества.
- Это правда, уважение общества – провальная тема для нашей страны.
- Вот, к примеру, недавно разработанный закон о тестировании школьников на наркотики. Как такое возможно?! Ну, давайте перешагнем через весь этот псевдодемократический мусор и подумаем о детях. Советское время было хорошо тем, что общество таких возмутительных провокаций не допускало. Я с этими неразрешительными мерами абсолютно согласен.
- К разговору о школьниках. ННГУ им. Н. И. Лобачевского – вуз, занимающий первые места во многих различных рейтингах.
- Вы верите в рейтинги?
- Вы не советуете? Я думаю, что под ними есть какое-то основание.
- «Блажен, кто верует, тепло ему на свете…», - говорил А. С. Грибоедов. (Смеется Евгений Владимирович).
- Я постараюсь учесть. Тем не менее, у ННГУ много высоких регалий: лучший ВУЗ нашего города, один из 14 национально-исследовательских университетов России, составляющих элиту российского образования (1 из 2 классических). Так вот, соответствуют ли нижегородские школьники при сегодняшней школьной подготовке требованиям, предъявляемым к ним при поступлении в ННГУ?
- К сожалению, нет. Я не только ректор, но и практикующий профессор. В этом году я читал лекции на первом курсе и видел, что ребята пришли другие, часто случайные. Читаешь заявление, в котором абитуриент указывает факультеты, на которые планирует поступать: исторический, филологический, биологический и так далее. О чем это говорит? Ему ничего не интересно, он не знает, что ему нужно, и поэтому подстраховывается – пойдет учиться туда, куда пройдет по баллам. Система профориентации в виде подготовительных курсов, которая существовала до введения ЕГЭ, такие ситуации исключала. Но, в общем-то, выпускники такие, какие они есть. С ними надо работать и помогать им определиться с призванием, что мы в ННГУ и пытаемся делать.
- У ННГУ это отлично получается. Могу говорить это от своего имени и имени моих сокурсников, получивших образование на филологическом факультете Университета. Евгений Владимирович, сегодняшний молодой человек, выпускник вуза, знает себе цену?
- Мы в ННГУ как раз и стараемся воспитывать тех, кто знает. Я против принципа «все равны» Самосознание своей ценности, мне кажется, - залог будущей карьеры. Я очень уважаю таких людей.