«Музыка на костях» - так называли джаз во времена стиляг застегнутые до последней пуговки чиновники СССР. «Джаз — это мы сами в лучшие наши часы» - сказал свободный писатель несвободной страны Сергей Довлатов. «Выплеск энергии, которую накопила Америка» - так джаз определил Джордж Гершвин, музыкант, эмигрировавший из чопорной России в эту самую неспокойную Америку.
Довольно утопать в чужих цитатах.
Недавно у нижегородцев появилась возможность составить свое определение неопределяемой музыки. Джаз в своем первоисточнике, без примесей и оттенков, добрался до тающего Нижнего Новгорода.
Афроамериканский джаз-вокалист Кенни Вашингтон (США, Сан-Франциско, штат Калифорния) в компании петербургского джаз-трио Алексея Черемизова дал концерт в Дворце культуры «ГАЗ», после которого поговорил с нами о музыке, медведях и мечтах.
- Кенни, сейчас у вас проходит первый концертный тур по городам России. Как родилась такая идея?
- Я практически не при чем. Идею совместных концертов в России предложил мне Алексей Черемизов – руководитель джаз-бэнда из Санкт – Петербурга, который связался со мной через Iernet по совету наших общих знакомых музыкантов из Норвегии. Почему-то они очень рекомендовали меня Алексею, и вот, я с вами.
Тут стоит отметить, что выбор вокалиста петербургским трио отнюдь не загадка. Дело в том, что Кенни Вашингтон известен в сведущих кругах как редкий виртуозный джазмен с диапазоном в четыре октавы, абсолютным гармоническим музыкальным слухом, фантастическим чувством ритма и невероятными импровизаторскими способностями. Как зритель и слушатель мистера Вашигнгтона, могу подтвердить – все это не пустые слова. Кенни, не смотря на невысокий рост, обладает голосом невероятной силы, способным эмулировать исполнение Стиви Уаедера и, не удивляйтесь, даже Нины Симоны!
-Кенни, что вы знали о России до того, как оказались здесь?
- Боюсь, что ничего, кроме той информации, которую мог слышать в новостях, например, по каналу СNN. Все эти новости про международные конфликты меня очень расстраивают. Люди должны быть добры друг к другу, а задача музыки – объединять и примирять. Музыка – добро, которое разливается на людей всего мира.
- Соглашусь с вами. То есть, слова водка, медведи и пельмени вам ни о чем не говорят?
- О, да! Совсем забыл! Конечно, я знаю, что по Москве ходят бурые медведи, - смеется Кенни, - и, разумеется, слова водка, матрешки и балалайка мне тоже знакомы.
- Ок, Кенни. Поговорим о джазе. Вы родились в Новом Орлеане – городе - колыбели джазовой музыки. Вы с детства хотели стать музыкантом?
- Да, совершенно верно. Я начал серьёзно заниматься музыкой в очень раннем возрасте: сначала посещал церковный хор и школьный ансамбль, играл на саксофоне, затем поступил в университете Xavier University, где изучал различные стили музыки (от классического до современного джаза и ритм-энд-блюза). Джаз для меня – не хобби и работа. Это моя жизнь.
- Если бы у вас была возможность составить дуэт с любым вокалистом любого жанра и любой эпохи, кто бы это был?
- Отличный вопрос. Только Элла Фицжеральд! Это звезда всех времен!
- Кенни, существует распространенное мнение, что настоящий классический джаз могут петь только афроамериканцы – первооткрыватели этого стиля. Действительно ли, «джаз – реванш негритянской культуры над европейской»?
- Конечно, нет. Это правда: среди джазовых вокалистов очень много афроамериканцев, но ничуть не меньше и белых исполнителей. Например, всем известные Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Тони Беннет. Джаз не имеет цвета. Это так называемая радуга таланта. Нет определенной нации, которая бы исполняла и понимала джаз лучше других.
Кроме того, джаз возник на стыке соединения нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Все началось с рабов, привезенных из Африки в Новый свет. Они говорили на разных языках и могли понимать друг-друга только на уровне музыки и танцев. Так зародился музыкальный жанр регтайм. Затем афроамериканские ритмы регтайма слились с европейским блюзом и в результате в 19 веке появился джаз.
- Как вы считаете, русские – музыкальная нация?
- Думаю, да. Это видно по русским слушателям и моим профессиональным партнерам – джаз – бэнду Алексея Черемизова. Я много слушал русский фольклор, и был искренне удивлен, насколько это необычная, совершенно особенная музыка.
- Наш город не первый в списке вашего российского гастрольного тура. Где прием публики был наиболее теплым?
- Сложно сказать. У вас очень непростые названия городов и мне трудно их запоминать. За весь гастрольный тур нам приходилось выступать на разных площадках. Не смотря на то, что джаз не камерная, а, скорее, интимная музыка, приемы в больших концертных залах, как в Нижнем Новгороде, были гораздо теплее, чем в клубах или барах, где зрители невнимательны и больше увлечены едой и выпивкой. Но это не проблема российского зрителя. В Америке все то же самое.
- Кенни, известный российский писатель Евгений Гришковец в одном из своих романов назвал джаз «музыкой для тех, кто отлюбил», имея в виду, что по-настоящему понимать джаз может только человек с жизненным и эмоциональным оптом, испытавший любовь и сильные переживания. Как вы считаете, способны ли современные молодые люди, с теми ценностями, которые у них есть, понимать и любить джаз?
- К сожалению, нет. Джаз, как музыкальное направление и стиль жизни, как это не грустно признать, устаревает. Сегодня молодежь предпочитает более легкую и простую музыку, и, конечно, не может любить джаз так, как мы и наши родители. Все это очень грустно, ведь забывается целая культура с прекрасными мелодиями и великими музыкантами.
- Наверняка, это можно исправить. Кенни, давайте посоветуем, с чьей пластинки молодым людям лучше всего начать знакомство с джазом.
- О, это могут быть записи Майлса Дэвиса, Билли Холлидей, Джэрри Маллигэна, Эллы Фицжеральд и других джазовых исполнителей и музыкантов 50-х годов. Самое главное, я посоветовал бы молодым людям слушать эту волшебную музыку не на CD-дисках или через iPad, а вернуться к истокам – виниловым пластинкам с их особенным звучанием.
- Кенни, чем вам запомнится Нижний Новгород?
- Вами, ребята. Здесь я почувствовал себя настоящей звездой. Это классно!
Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Н. С. Хрущев, очевидно, не носивший брючки – дудочки, кок и галстук - «селедочку» сказал: «Иные джазы исполняют такое, что нормальному человеку невозможно слушать. И это называется музыкой. Я в кармане ношу радиоприемник японский, иногда слушаю его — слушаю музыку. И вот вдруг услышишь джаз, и это меня подхватывает так, как когда бывают колики в животе. Что это за музыка? Я сначала думал, что это радиопомехи. Нет, говорят, это музыка..."
Вот насчет кукурузы, Никита Сергеевич, вы все хорошо понимали. А в джазе, кажется, были профаном. Джаз – это радуга талантов!