Top.Mail.Ru

«Донжуан» русского балета Гедиминас Таранда

71

Гедиминас Таранда, наполовину литовец, наполовину русский, в далеком 1994 году создал Имперский русский балет, известный теперь во всем мире. В Нижний Новгород худрук балета, заслуженный деятель искусств РФ, приехал неспроста. В минувшую среду, 20 февраля, Имперский русский балет выступил на сцене Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина с постановкой «Ромео и Джульетта». Но, несмотря на довольно плотный гастрольный график и колоссальную нехватку времени, Гедиминас нашел полчаса для беседы о своей труппе, будущих проектах и, конечно же, о женщинах.

Российская публика и заграничные гастроли

Труппа Имперского русского театра, состоящая из 40 человек, работает буквально без остановки с одним 15-дневным отпуском в году.

«График труппы Имперского русского балета сумасшедший, и многие ребята его не выдерживают. Они хотят спокойной жизни. Поэтому приходиться отсеивать тот молодняк, который сейчас приходит. В наше время многие живут по принципу: меньше работать, больше получать. В балете этот принцип не годится. Здесь надо вкалывать, вкалывать, вкалывать, и только потом ты начинаешь что-то получать», - говорит Гедиминас Таранда. О наитруднейшем пути к достижению успеха и славы бывший солист Большого театра знает не понаслышке.

«С начала нового года мы выступали в Мадриде, где дали 40 представлений за один месяц. К слову, так не работает ни одна труппа. После января мы отправились по городам России. Я вообще считаю посещение российских городов обязательным. То есть два месяца мы обязательно должны отдать посещению городов России – такова моя политика. Русская публика, она ведь другая, она отличается от заграничной, такой больше нет нигде. В России нас любят уже заранее. Вот начинается музыка, поднимается занавес, а зрители начинают громко аплодировать. За что?», - задается риторическим вопросом худрук Имперского русского балета.

Сомневаться в том, что у труппы одного из всемирно известных балетов напряженный гастрольный график не приходится. Оно и понятно, жить артистам балета на что-то надо.

«В Нижний Новгород мы приехали после трех дней пребывания в Москве. Потом отправимся в Ижевск, Киров, Пермь. Через день едем на Дальний Восток, где даем восемь спектаклей. 9 марта мы возвращаемся и 20 дней гастролируем по Среднему Поволжью (Самара, Энгельс и т.д.). В апреле нас ждет, как мы ее называем, «ближняя Москва» (Тула, Рязань, Владимир). Туда-обратно ездим на автобусе – дико тяжело! В мае отправимся на месяц в Китай, в июне-июле – в Бразилию. Летом у труппы будет 15-дневный отпуск, после которого три осенних месяца она проведет в Австралии. В общем, чем больше мы ездим, тем больше зарабатываем. Государственных дотаций у нас нет. Мы сами зарабатываем», - говорит Гедиминас.

Праздники - вдали от любимых женщин

26 февраля у основателя Имперского русского балета день рождения. Но как это бывает у людей творческих профессий, особенно у артистов, праздники Гедиминас проводит зачастую вдали от родных и близких.

«День рождения – очень сложный день. С одной стороны, тебя все помнят, любят, хотят поздравить, а с другой стороны, гораздо интереснее делать чужой день рождения, нежели свой собственный. Моей супруге уже сейчас звонят друзья, родные и спрашивают, где Таранда справляет день рождения. А я люблю уединиться в этот праздник где-нибудь в Литве или Финляндии. Конечно, южные страны я люблю, но северные – больше, особенно Финляндию. 8 марта я буду на Дальнем Востоке. Супруга и дочка в этот день будут дома без меня. А вот мои балетные девчонки ждут, что во Всемирный женский день я буду с ними», - говорит он.

Беременным женщинам – памятник!

Гедиминас, обладатель самой обаятельной и лучезарной улыбки среди российских танцоров, слывет любимцем женщин. Но, как выяснилось, и сам он с трепетом относится к прекрасному полу.

«Я, конечно, всегда относился к женщинам по-особому, и с годами отношение к ним менялось только в лучшую сторону, но после того, как я принял роды у своей супруги, и, кстати, не упал в обморок, понял, что женщинам в нашей стране не уделяется должное внимание. Приезжая в разные города России, я часто обращаюсь к мэрам с предложением поставить памятник женщине: беременная женщина держит за руку маленького ребенка, а рядом с ними обязательно должен стоять муж. Ни в коем случае она не одинока, обязательно в окружении близких людей. Вообще считаю, что беременная женщина должна стать модой. Сделаем беременность модой – повысим рождаемость. Наши чиновники, к сожалению, не понимают, что все можно пропагандировать через культуру, искусство. И беременность в том числе. Я уже придумал и разработал проект, который хочу осуществить в будущем. Он посвящен беременным женщинам, и должен будет проводиться в каждом городе России», - делится своими грандиозными планами артист балета.

Утечка кадров за рубеж

Не секрет, что многие выдающиеся танцоры балета, живущие и работающие за границей, русские. Дело в том, что в России артистам театров очень трудно заработать на жизнь, да и условия работы порой невыносимые.

«Пропаганда нашего балета, да и оперы тоже, идет очень слабо. Городские власти должны поддерживать театры оперы и балета, продюссировать их. И, конечно же, каждый артист должен знать, что такое гастроли. Гастроли для артиста – это все. Однако нельзя не отметить финансовое положение балетных артистов, работающих не в столичных театрах. Многие из них уезжают работать за границу. Италия, Франция, Америка, Германия – все эти страны буквально заполнены русскими артистами, можно сказать, лучшими нашими кадрами», - рассказывает Гедиминас.

Взрослые игры Большого театра

Не так давно, 17 января, в Москве было совершено покушение на худрука балетной труппы Большого театра Сергея Филина. После чего в адрес премьера Большого театра Николая Цискаридзе начали отпускаться намеки на его причастность к нападению на балетмейстера.

«Атмосфера в Большом театре сложная. Должно быть четко понятно, что приходит новый художественный руководитель, и на своей должности он будет 5 лет. Всё. И никто копать под него не будет. А то, что сейчас произошло с Сергеем Филиным, - это не только отражение Большого театра, но и всей действительности в нашей стране. Нельзя не заметить моральный спад нашего общества. В общем-то, мишенью в этой истории оказался Николай Цискаридзе. Его облили грязью. Могу сказать, что Колю фактически «убрали» с политической сцены Большого театра», - комментирует он недавние скандальные события в мире русского балета.

Творческий тандем Таранда – Маликов

В конце 2010 года во Франции прошли гастроли Московского театра «Новая Опера» совместно с Имперским русским балетом и популярным певцом и пианистом Дмитрием Маликовым с концертной программой «Симфоник-мания». С восторгом и блеском в глазах Гедиминас немного рассказал о совместном с Дмитрием Маликовым проекте.

«О, мы с Димой Маликовым задумываем такие грандиозные вещи! В позапрошлом году мы с ним ездили во Францию с проектом «Симфоник-мания», где дали 65 концертов. Французы просто ошалели! Оркестр – 100 человек, хор – 50, балет – 40, солисты оперы – 8, да еще и Дима Маликов. Это был настоящий шоу-спектакль. Потом мы привезли «Симфоник-манию» в Россию, и здесь, конечно, этот концерт оказался менее востребованным. В настоящее время мы с Димой Маликовым планируем еще один концерт на музыку из популярных советских фильмов», - делится планами на будущее основатель Имперского русского балета.

Валенок на льду Первого канала

Талантливый танцор и художественный руководитель балетной труппы, Гедиминас Таранда находит время и силы на участие в телевизионных проектах. Одним из них стал проект «Ледниковый период», в котором он принимал участие в паре с олимпийской чемпионкой Ириной Слуцкой.

«Безусловно, мне легче всего танцевать на сцене, где крепко стоишь на ногах. За время проекта моей главной целью было хоть как-то научиться двигаться, стоя на коньках. А после проекта меня еще и на гастроли взяли. Чтобы хоть как-то развеселить и развлечь публику, мы с моей партнершей Ириной Слуцкой придумывали различные сценки. Вообще, я долго не соглашался принять участие в этом проекте. Илье Авербуху пришлось уговаривать меня аж три года. Я сопротивлялся так, что Илья даже перестал со мной разговаривать. Однажды я прилетел из Японии, и на выходе из аэропорта меня встретил Илья Авербух, а на улице меня ждал Кадиллак. Оказалось, что сам Константин Эрнст (генеральный директор Первого канала – прим.) пригнал за мной этот автомобиль. Ну, думаю, сейчас какую-нибудь программу интересную предложат. Привозят меня куда-то, смотрю – каток. Тут я заподозрил неладное. Помню, заходит Константин Эрнст и говорит: «Гедиминас, не могли бы вы нам помочь?». Конечно, говорю, помогу. Он пожал мне руку. Следом довольный Илья Авербух протягивает мне коньки. Я спрашиваю, когда начнется проект? Оказалось, что начало через неделю. Нагрузка была колоссальная. Приходил после репетиций в 10 вечера и уходил на репетицию в 4 утра. Никогда я не стоял на коньках – валенок валенком. Но это был один из лучших проектов в моей жизни. Мне довелось стоять на льду с олимпийскими чемпионами. Я открыл их для себя не только как спортсменов, но и как великих артистов», - говорит танцор балета.

А на вопрос, какой самый сложный для него элемент на льду, Гедиминас Таранда с присущими ему юмором и искренностью заявляет: «Самый сложный элемент на льду для меня – просто стоять на коньках».