Девяносто четыре потребителя наркотиков выявлено среди учеников школ, студентов колледжей и первых курсов вузов Нижегородской области за время анонимного тестирования, стартовавшего в 2011-м году и продолжающегося до сих пор. Если наглядно, то в одном учебном заведении это три группы по 30 человек. Разумеется, все они не из одного учреждения и появились не одновременно. Да и случись подобное, судьбу такого заведения предсказать несложно. Суть - в другом: почему и как наркотики становятся частью жизни наших детей?
«С профилактикой наркомании в школах далеко не все хорошо»
В областном наркологическом диспансере по итогам 2012 года на диспансерном наблюдении находится 6091 потребитель наркотиков. В 2010 году их было 5462 человека, в 2011-м – уже 5746. Речь обо всех возрастных категориях. Наркоситуацию в регионе оценивают как «стабильно напряженную». Что же дети? Дети в этой «стабильно напряженной» ситуации живут, как губки впитывая если не асоциальный стиль поведения, то набираясь его предпосылок. Специалисты рекомендуют рассматривать это явление максимально широко, поскольку в повседневной, казалось бы, спокойной жизни предтеч к началу употребления наркотиков достаточно много. Прописная истина о том, что все проблемы родом из детства, в данном контексте приобретает наиболее актуальное звучание.
По словам Алексея Нелидова, заместителя главного врача Нижегородского областного наркологического диспансера по детской наркологии, начало употребления наркотиков до 18 лет у подавляющего большинства является следствием возрастных кризисов развития, первый из которых приходится на 12-13 лет, второй и третий на 13-14 и 15-16 лет. При этом он отмечает, что детей группы риска больше, чем принято считать. Их отчетливо видно в начальной школе. Это, например, гипервозбудимые дети с дефицитом внимания, которые по психологическим причинам не могут систематически учиться, у которых не формируется мотивация учебной деятельности. К четвертому классу отчетливо понятно, что ребенок не готов к переходу на следующую образовательную ступень. «По нашим оценкам таких ребят 15-18%, - говорит Алексей Нелидов. - Что делать с ними? Существует четкая программа исправления этого состояния психологическими методами, с помощью лечения, воспитания, обстановки дома. Если синхронно реализовывать все эти направления, то есть высокая вероятность, что с первого по третий класс вы успеете за счет компенсации создать основательную базу, чтобы у ребенка нормально работала нервная система, чтобы у него не обрушилась успеваемость, и он был готов к переходу в пятый класс».
Другая группа, которую также видно уже в начальной школе, - дети, изначально неготовые к учебной деятельности: несамостоятельные, ленивые и незамотивированные на учебу. Еще одна группа - дети с фобическими расстройствами (страх учителя, страх получить плохую оценку, страх допустить ошибку, страх приступить к домашним урокам и т.п.). Таких ребят примерно четверть. Алексей Нелидов отмечает, что если не компенсировать состояние этих детей, то чуть позже наступают спонтанные компенсации, но в третьем-четвертом классе состояние вновь обостряется: у школьников включается защита от страхов в виде избегания учебы, отказа от нее. Но на этом группы риска не заканчиваются, их можно перечислять долго: многодетные семьи, вынужденные мигранты, матери-одиночки... Воспитание в таких условиях вносит «посильную» лепту в общую копилку возможных «спусковых крючков» девиантного поведения несовершеннолетних.
И что ожидает детей групп риска в школе? «К сожалению, с профилактикой наркомании в школах далеко не все хорошо, - отметила на прошедшем в минувшую неделю городском семинаре по профилактике асоциального поведения учащихся Марина Жаркова, начальник сектора по вопросам дополнительного образования и воспитания департамента образования Нижнего Новгорода. – При различных проверках выявляется, что данный вопрос практически не выносится на обсуждение педагогических советов, в большинстве случаев нет системности в работе, у родителей и преподавательских коллективов нет единого подхода к решению проблемы. Речь, безусловно, не обо всех учебных заведениях, но таких крайне много. Мы говорим о необходимости пропаганды здорового образа жизни и профилактики в детских садах, а этого нет даже в начальной школе. А если мы пропустили ее и в средней школе начали рассказывать, что вот есть такие нехорошие явления, то уже опоздали». По словам Марины Жарковой, не только родители и педагогические коллективы не могут найти единый вариант решения проблемы, но и среди преподавателей не выработана общая концепция. «Когда проверяешь планы работы социально-психолого-педагогической службы, порой складывается впечатление, что это планы трех разных учреждений, – прокомментировала она. – По факту нет и аналитической работы, есть лишь описание проведенных за год мероприятий».
Неподконтрольные наркотики
Позавчера, 3 апреля, в селе Мамоны под Иркутском пять школьников отравились неизвестной курительной смесью. Как сообщают местные СМИ, трое учеников шестого класса и двое семиклассников перед уроками почувствовали себя плохо. Они жаловались на тошноту, головокружение и боли в животе. Врачам школьники признались, что до начала уроков приятель предложил им попробовать покурить, после чего они почувствовали себя плохо. Следствие разбирается, что за смесь курили подростки. 20 марта на пресс-конференции заместитель начальника УФСКН России по Нижегородской области Наталья Змеева заявила, что нижегородские специалисты обеспокоены появлением в молодежной среде неподконтрольных наркотических веществ, передозировка от которых наступает от минимальных доз. По ее словам, только в 2012 году наркополиция обнаружила в незаконном обороте более 50 «новых» веществ, которые не относятся к подконтрольным в России, но, по сути, являются наркотическими. При этом большинство из них используются наркопотребителями как «курительные смеси» и известны как «дизайнерские наркотики». Передозировку таких веществ может вызвать даже минимальная доза (в отдельных случаях до нанограмма; к примеру, героин убивает при передозировке в три грамма). Небольшое количество опасного вещества быстро растворяется в организме, поэтому следы от употребления «дизайнерских наркотиков» обнаружить крайне сложно. Также сложно установить причину смерти наркопотребителя при передозировке. В настоящее время правоохранители активно работают по пресечению нелегального использования карфентанила, предназначенного для усыпления крупных животных (зоотехники применяют его для усыпления слонов и носорогов). Известны случаи, когда случайно попавшая на кожу капля вещества приводила к смерти человека. Сам препарат дорогой, но набирает популярность среди наркопотребителей из-за малых доз, которыми подготавливают целые партии наркотика. Однако к подконтрольным веществам карфентанил пока не относится. В это же время неофициальные источники указывают, что в Нижегородской области наркотики стали сбывать под видом корма для рыб. Причем выявить наличие в организме вредных веществ после их употребления также невозможно. Алексей Нелидов указывает, что: «второе пришествие» курительных смесей в Нижегородскую область (вслед за первым 4-5 лет назад) детским наркологам больше известно не в виде «корма для рыб», а в виде курительных трубочек. В них в основном содержатся синтетические каннабиноиды, вызывающие тяжелый токсический эффект». Возможно ли решить проблему неподконтрольных препаратов? Не так давно ФСКН России инициировала возможность наделения себя правом временного запрета на оборот веществ, в отношении которых не установлены ограничения и запреты, но обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическим. Дело – за принятием решения федеральными властями.
Вместе с тем специалисты отмечают, что вызывают тревогу новые формы и схемы распространения наркотиков в регионе. Весомую долю среди способов реализации занимает так называемый бесконтактный способ, при котором продавец и покупатель общаются через Интернет, деньги перечисляются на указанные расчетные счета, а наркотик находится в обусловленном месте. Такой формат распространен в основном среди молодежи и отличается высокой степенью конспирации. Кроме этого, к сбыту наркотиков продолжают привлекаться несовершеннолетние, как правило, цыганской народности, прибывшие из Украины. «Ежемесячно наше Управление направляет в адрес прокуратуры Нижегородской области информацию о результатах проверки Интернет-сети на предмет выявления фактов пропаганды наркотиков, - говорит Ольга Кобзан, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. – К этому прилагаются соответствующие заключения для организации исковой деятельности по понуждению операторов связи ограничить доступ к запрещенным ресурсам. За 2012 год проверено 108 Интернет-ресурсов, из них 9 – по сообщениям граждан. В прокуратуру области направлено 102 представления на прекращение деятельности доменов, удовлетворено уже 54».
Тестирование на наркотики - дело добровольное
«В регионе отмечены случаи раннего начала (в возрасте до 10 лет) употребления психоактивных веществ, но речь идет о курении и употреблении пива, - говорит Алексей Нелидов. - Случаев употребления наркотиков в этом возрасте не зафиксировано. Из выявленных во время тестирования употребляющих наркотики большинство имеют дело с так называемыми стартовыми наркотиками, как, например, марихуана». Всего анонимным тестированием в регионе охвачено пока 13,5 тысяч школьников и студентов. Много это или мало для составления объективной картины? Алексей Нелидов отмечает, что масштаб надо оценивать не от всего населения области, а от численности несовершеннолетних тех возрастных рамок, которые были избраны для тестирования. «По данным ЮНИСЕФ (Дети в России. 2009: Стат.сб./ЮНИСЕФ, Росстат. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.), в Нижегородской области несовершеннолетние дети составляли 552,5 тысяч человек; соответственно, возраст 14-18 лет равен 27,77% от всего несовершеннолетнего населения, то есть – 153,5 тысяч человек, - говорит он. - Таким образом, протестированные 13,5 тысяч составляют 8,8%, а ожидаемое к концу апреля число тестированных в 17 тысяч составит уже 11,1%. Для начала неплохо! Тестирование предлагает населению честно проверить себя на наркотики, причем совершенно бесплатно. Родителям предоставляется возможность серьезно поговорить с детьми и проверить, согласится ли ребенок на тестирование. Если нет, то – это, что называется, «информация к размышлению». Важно, что школы осваивают новое для них и важное направление вторичной профилактики, а также выявляют степень готовности несовершеннолетнего населения и родителей к самой возможности выявления начинающих потребителей наркотиков».
Добровольное анонимное тестирование априори избирательно и, конечно, не выявляет всех потребителей, но специалисты ожидают, что с развитием профилактики оно будет охватывать все больше несовершеннолетних. И тогда показателем станет противоположная группа населения – отказавшаяся от тестирования, именно она будет считаться «группой риска». Пока же к такой «группе риска» неофициально можно причислить большую часть школьников Нижегородского района столицы Приволжья. Так, здесь запланировали тестировать 400 человек, в то время как в равном ему по численности Ленинском районе это 1300 человек. По мнению Алексея Нелидова, такая ситуация говорит об определенной настороженности у местного населения, среди детей которого преобладают выходцы из семей интеллигенции, управленцев. «Необходимо искать подход к такой аудитории, - считает заместитель главного врача областного наркодиспансера. – В регионе есть районы с численностью населения вдвое меньше, чем в Нижегородском, но и здесь тестируются 1200-1300 человек».
Постскриптум
В мае этого года, по совместному приказу областных министерств здравоохранения и образования, в регионе запланирована серия совещаний с оценками результатов акции. По итогам в образовательных учреждениях области предполагается внедрить типовые планы профилактической работы. По факту это означает решение проблемы, о которой говорила Марина Жаркова. Идея, как и многие на начальном этапе, неплохая. Вопрос – в реализации. Выстроена же во всех ответственных ведомствах работа по борьбе с наркотиками, но что представляет собой ее качество, если в какой-то момент объявляется антинаркотический месячник, а с трибун звучат фразы вроде: «Основная задача месячника - донести до молодежи, родителей опасность распространения наркомании, поэтому мы будем проводить сотни мероприятий...» (губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, комментируя старт месячника). А что делали в остальное время? Напоминает субботник, когда все жители города выходят на улицы и начинают вывозить мусор, на который раньше не обращали внимание. Безусловно, коммунальные службы могут прекрасно работать, улицы могут быть чистыми и без субботника; а горожане попросту отдают дань уважения месту, где проживают, в едином порыве становятся лишь сплоченнее и внимательнее друг к другу. На эту тему можно проводить какие угодно аллюзии. И если задача месячника – в сплочении населения, то дело это, действительно, важное. Но цифры, факты и оценки самих же экспертов говорят, что до идеала в профилактике нам еще весьма далеко. Может, такая ударная и всеобъемлющая работа, какую наблюдаем в месячник, должна стать каждодневным явлением?
Памятка родителям
Признаки начала употребления ребенком наркотика
Ребенок становится скрытным – перестает рассказывать, что интересного и успешного было в школе, с друзьями. Перестает делиться переживаниями. В ваших профилактических разговорах с ним о наркотиках становится незаинтересованным, начинает даже как бы «защищать» наркотики и употребляющих их. Вы замечаете у ребенка слабые (отдаленные) признаки опьянения от наркотиков. При опьянении от героина – заторможенность (будто сонливость), резко суженные зрачки (до «маковых зернышек»), снижение аппетита, удлинение утреннего сна. При опьянении психостимуляторами (марихуаной, «спайсами», амфетаминами, т.н. «легалками») – двигательное и эмоциональное возбуждение (вместо эмоционального возбуждения с двигательным торможением, как при алкогольном опьянении), ускорение мышления и повышенная смешливость, повышение аппетита, позднее засыпание (если признаки опьянения возникли вечером). В карманах ребенка вы можете найти сигареты или специальные (стеклянные или из другого негорючего материала) трубки, набитые табакоподобной измельченной травой с запахом не табака; реже – пакетики с травой, пахнущей коноплей. В более тяжелых случаях, когда ребенок начинает употребление наркотиков сразу с героина, у него можно обнаружить шприц (1-2-миллилитровый с короткой тонкой «инсулиновой» иглой), следы от уколов на локтевом сгибе, запястьях и голенях, реже в других более скрытых местах. Характерны пропажи денег, так как этот наркотик не дешевый. Во всех случаях вы можете определить, что опьянение не похоже на алкогольное, не сопровождается запахом алкоголя изо рта.
Привыкание к наркотику у ребенка происходит одновременно с развитием зависимости от него. Скорость развития зависимости разная при разных наркотиках: при героине и других производных опийного мака – от одной первой инъекции до нескольких ближайших; при каннабиноидах (марихуана, гашиш, спайсы) и амфетаминов («дискотечные таблетки») – 5-15 первых проб. Быстрое развитие зависимости у детей связано с тем, что их личность недостаточно зрелая: не развита система ценностей и смыслов жизни, еще только формируется воля и психологические защиты от стрессов, способность быть самостоятельным деятелем и другие признаки взрослого. Фактически зависимость от наркотиков использует любые слабости и несовершенства личности, паразитирует на них, создавая у человека иллюзию благополучия при их употреблении. Первый удар принимает на себя нервная система. Возникает все чаще повторяющаяся потребность в опьянении; вскоре она сознательно и волевым путем уже ребенком не контролируется, а, наоборот, сама начинает руководить всем в жизни ребенка. Нервные клетки отмирают, снижается интеллект, память, способность учиться и работать.
Изменения в других органах зависят опять же от вида наркотика. От героина возникают поражения т.н. паренхиматозных органов – печени, почек: их клетки также попросту отмирают, а функция теряется, вплоть до полной утраты (гепатиты, печеночная и почечная недостаточность); кроме того, поражается мышца сердца. Снижается иммунитет, возникают гнойники на коже в местах инъекций. Все эти расстройства обостряются при синдроме отмены наркотика (в «ломке»), то есть при наступлении физической зависимости от наркотика. Время жизни героинового наркомана в условиях отсутствия помощи – от 3 до 8 лет с момента начала физической зависимости; причины смерти – передозировка (наркотическая кома) под воздействием физической неодолимой тяги к наркотику, отказ печени и почек, инфаркты сердца, отек головного мозга с остановкой дыхания и сердцебиения.
От каннабиноидов и амфетаминов возникают в первую очередь психические расстройства, объединяющие стойкое истощение нервной системы с неспособностью учиться и общаться (кроме как с «друзьями» по наркотикам), патология мышления (вплоть до бредовых расстройств), нарушения восприятия (иллюзии, галлюцинации), исчезновение прежних ценностей. Возникает и физическая зависимость, в отличие от «поверья», что ее при этих наркотиках не бывает: тягостный физический дискомфорт (хроническая усталость, снимаемая следующей дозой), стойкое снижение работоспособности в отсутствии наркотика. Каннабиноиды и амфетамины напрямую не приводят к смерти, но их употребление является «входными воротами» в зависимость от других наркотиков, от которых уже возможна и смерть, а, главное, привычка испытывать химический «кайф» способствует переходу на алкоголь. Время развития алкогольной зависимости (алкоголизма) на фоне предшествовавших наркотиков сокращается многократно (например, стадия психологической зависимости сокращается с 4-8 лет до 1-3-х), а физическая зависимость от алкоголя (т.н. похмельный синдром) включает в себя психические расстройства. В результате алкоголизм течет гораздо тяжелее.
Ваша реакция на начало употребления наркотика ребенком – реакция любящих ребенка родителей! В качестве первой реакции не годятся злость, отчаяние, унижение, сравнение ребенка с другими более успешными детьми. Помните: в любом случае начало употребления наркотика – это завершение какого-то нераспознанного вами серьезного кризиса развития личности у вашего ребенка. Этот кризис вам надо изучать и вместе преодолеть. Не стремитесь в первой беседе достичь, во что бы то ни стало, признания ребенка в том, что он употребил наркотик. Независимо от того, сознался ребенок или нет, заявите о своей безусловной любви к нему, но и собственную строго отрицательную позицию по отношению к наркотикам, в том числе и к их употреблению вашим ребенком.
Для прояснения ситуации вы можете предложить ребенку обратиться в химико-токсикологическую лабораторию Нижегородского областного наркологического диспансера для анализа на наркотики, алкоголь и другие психоактивные вещества: улица Ильинская-78а, круглосуточно, тел. 433-65-24. Вы также можете самостоятельно протестировать мочу ребенка тест-полосками из аптеки.
Немедленно психологически сблизьтесь с ребенком и вызовите у него доверие к себе:
- проводите с ним как можно больше времени, желательно – вообще непрерывно (за счет участия всех родственников в разрешении проблемы);
увеличьте ласковый физический контакт с ребенком: обнимания, поцелуи, поглаживания, массаж спины, шейно-воротниковой зоны, головы;
- начните кормить его чаще (до 6 раз в день) и как можно более вкусно, интересно, разнообразно; совместно придумывайте блюда; давайте много витаминов группы «В», ноотропов для стимуляции интеллекта (пирацетам, ноотропил, пантогам и др.);
- говорите обо всем, что раньше интересовало ребенка и, по вашим предположениям, может его заинтересовать сейчас;
- попробуйте присоединиться к его хобби, независимо от того, какими бы они вам не представлялись – просмотру или чтению боевиков или фантастики, компьютерным играм, кулинарии, и в них помогайте ему переживать ситуации успеха;
- попробуйте найти новые интересные совместные занятия с ребенком (рукоделья, ремесла, творчество и др.);
- определите у ребенка наиболее привлекательные для него школьные предметы и на их основе помогите ему быстро восстановить успеваемость и само желание (мотивацию) учиться; потом вы можете начать помогать по наиболее трудным предметам;
- ежедневно подводите вместе с ребенком положительные итоги дня: что было у него успешного, интересного, радостного; ведите с ним дневник позитивных итогов дня.
Описанный подход соответствует принципам позитивной психотерапии подростков.
Если же вы хотите что-то критиковать в ребенке, то критикуйте только отдельные поступки или черты, но никогда не ребенка в целом как личность.
Главное, чтобы каждый раз после критики вы (твердо и с оптимизмом!) перечислили ребенку все позитивные проявления его личности (дела, поступки, принятые решения и др.), которые, по вашему мнению, говорят о его способности преодолевать проблемы.
Ваш ребенок должен точно знать ваши представления о сильных сторонах (ресурсах развития) своей личности – именно они-то являются психологической защитой ребенка от наркотиков.
Вместе с ребенком анализируйте его психологические проблемы. Кроме приведенных выше факторов риска, началу употребления наркотиков в подростковом возрасте способствуют кризисы самого подросткового возраста: кризисы отношений влюбленности; подростковые попытки выйти из под опеки родителей; реакция на хронические конфликты или развод родителей. Каждое обсуждение проблемы начинайте с детального рассказа ребенка о ней, а заканчивайте совместным поиском способов ее решения и составлением плана реализации этих способов; тогда на следующий день совместно анализируйте эффективность действия ребенка, поддерживайте его стремление выйти из кризиса. В результате таких психологических бесед вы решаете важнейшие задачи:
- во-первых, учите ребенка планировать свои успехи, лучше понимать сильные стороны своей личности;
- во-вторых, готовите ребенка к консультации у врача психиатра-нарколога или медицинского психолога детской наркологической службы.
Такое консультирование совершенно необходимо, даже если ребенок будет вас клятвенно заверять (манипулировать вами!), что он «все понял», «такого больше не будет». Не доводите дело до повторного употребления наркотика, тем более – до систематизации употребления!
Консультирование в детской наркологической службе бесплатное, с сохранением врачебной тайны, вплоть до анонимности обращения и лечения. Само консультирование ребенка, употребляющего наркотики (как и алкоголь), но без признаков зависимости от них, по нормам Минздрава России, должно длиться 1 год.
Если ребенок не хочет идти на консультацию к врачу психиатру-наркологу – это можно объяснить теми же подростковым реакциями.
Главное, чтобы вы сами непрерывно консультировались у детского врача психиатра-нарколога и медицинского психолога, совершенствовали навыки психологического воздействия на ребенка – становились психотерапевтами для него.
Что делать, если ваш ребенок продолжает употреблять наркотики?
Обычно это означает, что выявленный вами «первый» случай употребления наркотика был в действительности у ребенка не первым, и у него, может быть, уже есть зависимость от него.
Для этих случаев предлагается:
- немедленно проконсультировать ребенка в детской наркологической службе (телефоны приведены ниже);
- организовать для ребенка своеобразный «стационар на дому»: круглосуточное пребывание с ним кого-то из родственников с применением описанной выше позитивной психотерапии и назначенного врачом лечения; можно временно вывести ребенка на домашнее обучение и общение со сверстниками тоже переместить в дом.
В отдельных случаях можно рекомендовать курс лечения ребенка в психоневрологической больнице или в наркологическом стационаре, но – только по решению вашего лечащего врача детского психиатра-нарколога.
При любом варианте организации лечения оно должно быть непрерывным: по нормам Минздрава России – 5 лет. Никакие отдельные «курсы лечения» или отдельные «чудодейственные» или «одномоментные» лекарства и методы не действуют.
Можно ли применять наказания ребенка в борьбе с употреблением им наркотиков?
Основной подход поведенческой психотерапии наркоманий – гармоничное сочетание поощрений и наказаний. В качестве «наказаний» можно рекомендовать различные ограничения: на общение с психологически и наркологически «ненадежными» сверстниками; на «пустое» времяпрепровождение; на выход из дома; на зрелища и другие простейшие способы развлечений и т.п. Главное в том, что одновременно с «наказаниями» вы будете применять методы психологического сближения с ребенком и массу поощрений любых его успешных дел. Можно рекомендовать составление «договора с подростком»: точно регламентировать, что он (совместно с взрослыми или самостоятельно) делает в течение дня/недели, за что и чем он будет поощряться; уместна и балльная система оценки успешности ребенка.
Консультация врача-нарколога:
-Нижегородский областной наркологический диспансер – 433-65-24;
-Детское Диспансерное отделение № 1 – 245-11-20; 294-46-30;
-Детское Диспансерное отделение № 2 – 241-72-55;
-Детское Диспансерное отделение № 3 – 433-97-47;
-Молодежный телефон доверия – 433-09-69;
Статистика Нижегородского областного наркодиспансера
Группы наркологических пациентов Состоит под наблюдением на конец отчетного года
ГРУППА ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ 2010 год 2011 год 2012 годнаркомания (всего), из них:
дети
подростки
5462
1
125746
0
116091
0
6токсикомания (всего), из них:
дети
подростки
630
28
94586
13
75550
6
46 ГРУППА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 2010 год 2011 год 2012 годупотребляющие наркотики (всего), из них:
дети
подростки
1334
16
1011323
1
761738
9
58
Структура и кадры наркологической службы Нижегородской области
№ п/п 2011 год 2012 год 1. Самостоятельные наркологические учреждения с числом коек круглосуточного пребывания всего: 2/545 2/545 1.1в том числе:
ГБУЗ НО «Нижегородский областной наркологический диспансер» 1/145 1/145 1.2 ГБУЗ НО «Наркологическая больница» 1/400 1/400 2. Стационарные отделения самостоятельных наркологических учреждений с числом коек всего 12/545 12/545 3. Стационарное наркологическое отделение ГБУЗ НО «Областная психоневрологическая больница №2» - 1/10 4. Стационарные отделения ЦРБ, ЦГБ 3/84 3/84 5. Наркологические койки ЦРБ 5/23 5/23 6. Диспансерные отделения всего 11 11 7. Наркологические кабинеты, всего 59 56 7.1В т.ч. в ЦРБ
- для амбулаторного приема взрослого населения 49 46 7.2 - для амбулаторного приема детского населения 24 21 8. Стационарное отделение медико-социальной реабилитации 1/25 коек 3/75 коек 9. Амбулаторное отделение медико-социальной реабилитации 1/25 мест 1/25 мест