Top.Mail.Ru

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова

161

Сделать детский спектакль по-настоящему волшебным, чтобы юные зрители поверили в происходящее на сцене — задача не из легких. Безусловно, многое зависит от мастерства актеров, но не менее важную роль играют костюмы и декорации — именно они создают неповторимую сказочную атмосферу, благодаря которой даже взрослый может вновь почувствовать себя ребенком, ожидающим чуда. Именно этим уже на протяжении шести лет занимается главный художник Нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова. Спектакли, которые она оформляет, не оставляют равнодушными ни малышей, ни их родителей.

Мы встретились с Натальей Симаковой в ее мастерской, где уже кипит работа над эскизами костюмов для новой постановки, которую нижегородцы увидят в марте. Какие сюрпризы ждут юных зрителей, как рождается спектакль и сколько сил отнимает этот процесс, Наталья Валерьевна рассказала в интервью корреспонденту ИА «В городе N».

— Здравствуйте, Наталья Валерьевна! Расскажите, с чего начался Ваш путь в профессию? Вы с юных лет грезили театром или выбор профессии был сделан уже во взрослом возрасте?

— Я с двух лет любила рисовать, вырезать и лепить. Посещала изостудию, окончила художественную школу. Долгое время у меня и мысли не было о профессии театрального художника, хотя театр я обожала. Мне было интересно, как создаются декорации, из чего они сделаны, однако мечтала я о карьере художника — модельера одежды. Когда я окончила школу в непростые перестроечные времена, родители не позволили мне поступить в Ивановский текстильный институт. Пришлось, скрепя сердце, подыскивать что-то в Нижнем Новгороде — в итоге я долго выбирала между художественным и театральным училищем.

— И Вы выбрали театральное?

— Да, я посчитала, что наиболее разностороннее и многофункциональное образование может предоставить именно театральное училище. Кроме привычных живописи, рисунка и композиции, мы осваивали таинство различных театральных профессий — от сценографии и истории костюма до бутафорских приемов. Конкурс был очень большой, но я поступила сразу. Именно в училище я приобрела знания и навыки, которые позже, во время обучения в вузе, не раз помогали мне двигаться дальше, оказавшись прекрасной базой.

— В Вашей семье были творческие люди, художники, оказавшие влияние на Ваш выбор?

— Напрямую с искусством никто не был связан, мои родители — инженеры, но папа очень хорошо рисовал, что всегда вызывало у меня интерес. Родители одобрили мой окончательный выбор профессии, они были рады, что я свяжу свою судьбу с искусством, с творчеством.

— Чем Вы занимались после того, как закончили учиться?

— Следующие 15 лет я преподавала в театральном училище. Эти годы оставили очень приятные воспоминания, мы все были близки по профессии и по духу. Со многими коллегами мы до сих пор общаемся и дружим.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 1

— Поддерживаете отношения со своими выпускниками, следите ли за их судьбой? Есть ли среди них те, чьими успехами вы особенно гордитесь?

— Многие из них служат артистами в театрах, другие занялись режиссурой или снимаются в кино. Всегда приятно слышать об успехах своих учеников. Я надеюсь, что и мои учителя радуются моим достижениям.

— А кого Вы можете назвать своим главным учителем?

— На каждом этапе моей жизни был свой учитель. Я искренне считаю, что мне всегда везло с преподавателями: в художественной школе я училась у Людмилы Леонидовны Фоминой — прекрасного педагога. Моими наставниками в театральном училище были известный нижегородский скульптор Вячеслав Михайлович Потапин, Ольга Владимировна Синицына, Марина Константиновна Зорина, и, наконец, в университете — профессор Вера Романовна Мосина. И, конечно, нельзя обойти вниманием Татьяну Васильевну Цыганкову (директор Нижегородского театрального училища с 1970 по 2012 гг — Авт.). Она вкладывает душу в каждого выпускника. Я благодарна каждому своему преподавателю, и очень рада, что со многими мы по-настоящему дружим, а не просто поддерживаем формальные отношения.

— Как сложилась Ваша судьба после того, как Вы завершили преподавательскую деятельность?

— Около трех лет я работала в Нижегородском академическом театре кукол. Вместе с Александром Антоненко (режиссер-постановщик, заслуженный артист России. — Авт.) выпустили спектакль «Про маленького дракона», а также я оформила две новогодние сказки, будучи художником-постановщиком. Выходит, первоначально я была все-таки связана с куклами, да и в театральном училище работала на кукольном отделении. Затем судьба распорядилась таким образом, что вся наша команда из театра кукол перешла в ТЮЗ, где мы и работаем по сей день. Словом, путь оказался длинным, но я горжусь тем, что с детства занимаюсь любимым делом.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 2

— Опыт, полученный в театре кукол, пригодился в ТЮЗе?

— Безусловно. Любые знания всегда полезны. Здесь есть еще один нюанс: дело в том, что художник-кукольник, художник театра кукол, может работать в драматическом театре, а художник драматического театра создавать кукольные спектакли, думаю, не может. Точнее сказать, он не может создать главного, в театре кукол — это кукла…

— Что входит в обязанности художника театра?

— Я работаю над пьесой в тесном контакте с режиссером. Мы обсуждаем все задумки и идеи, затем я воплощаю их в эскизах, чертежах и макетах, произвожу подбор материалов. И только когда решение спектакля определено, я передаю эскизы в мастерские театра. С этого момента начинается работа над материальной частью спектакля. Руководствуясь эскизами и чертежами, швейный цех шьет костюмы, столярный — мастерит декорации, а бутафорский приводит все к конечному результату. В итоге получается продукт, готовый к показу на сцене.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 3

— Сколько же времени требуется от идеи до ее конечного воплощения на сцене?

— Мы ограничены временными рамками и не можем себе позволить работать по полгода над одним спектаклем. Конечно, иногда времени катастрофически не хватает, приходится трудиться с утра и до утра. В среднем на один спектакль отводится полтора — два месяца.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 4

— Есть ли у Вас помощники, заместители, подчиненные?

— Есть команда, с которой мы вместе работаем над спектаклем. Это и столяры, и бутафоры, и швеи, и костюмеры, и осветители, и гримеры — словом, без малого весь штат театра.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 5

— Что Вас вдохновляет на создание костюмов и декораций? Что необходимо для того, чтобы настроиться на нужный лад?

— Конечно, очень важно, чтобы сама пьеса вдохновляла. В таком случае она влечет за собой ассоциативный ряд (природа, картины известных художников, музыка). А вообще, поиск «нужного лада» всегда происходит по-разному. Иногда мысли путаются, не идут совсем, а порой образы рождаются без усилий, за секунду. Хотя… пожалуй, я замечала, что магическое действие на меня оказывает вода. Она будто «подсказывает» идеи, причем всегда правильные.

— Всегда ли Вы довольны результатом своей работы, когда видите ее на сцене? Не возникает желание что-то изменить в оформлении спектакля?

— Настоящий художник всегда хочет что-то улучшить. Это естественное желание. Иногда кажется, что я все придумала и решила, а на следующий день приходит понимание, что все надо было сделать иначе. Творческий процесс идет постоянно. Даже анализируя те спектакли, над которыми я работала пять лет назад, сейчас я наверняка бы что-нибудь изменила.

— Вы оформили 16 спектаклей ТЮЗа, среди которых есть как детские, так и взрослые. Каких принципов придерживаетесь, работая над теми и другими? Есть ли различия? Ведь, как известно, дети — очень требовательная публика, которую невозможно обмануть.

— Совершенно верно, поэтому детские спектакли оформлять сложнее, чем взрослые. Там должно быть волшебство, перевоплощения, быстрая смена декораций и костюмов, весь реквизит должен работать, чтобы юные зрители не заскучали и поверили в происходящее на сцене. Сейчас дети не такие, какими были мы, когда росли. Они привыкли воспринимать все клипово, им не нужны длинные монологи, но нужен яркий зрительный образ и постоянное действие.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 6

— А какой спектакль стал для Вас самым сложным? И есть ли любимые постановки?

— Каждый спектакль сложен по-своему. Я всегда боюсь ошибиться, что-то сделать не так, — к очередному спектаклю я всегда отношусь, как к первому. Хочется придумать то, чего еще никогда не было, поиск идет постоянно. И каждый спектакль для меня любимый, ведь мы вынашиваем его, как ребенка, вкладывая частичку души, знаний и навыков. Иногда я все же ловлю себя на мысли, что некоторые работы получились более удачными. Самыми интересными за неполные шесть лет в ТЮЗе для меня стали «Женитьба Фигаро», «Летучий корабль» и «Горе от ума». Все они совершенно разные, и для меня они стали самыми яркими этапами.

— Зритель ТЮЗа — кто он? Идут ли сегодня дети в театр? Многие родители жалуются, что подрастающее поколение интересуют исключительно компьютерные игры и зарубежные мультфильмы…

— Посещаемость у нас почти стопроцентная. Есть хитовые спектакли, всегда идущие с аншлагом, например, на «Бременских музыкантов» билеты раскупают за несколько месяцев. С большим успехом идет и «Летучий корабль». Детям нравятся яркие краски спектаклей, да и родители всегда смотрят их с удовольствием. Выходя из театра, они поют известные всем песни, получают такое же наслаждение, как и дети.

— А реально ли заинтересовать театром подростков? Запомнилась ваша находка в оформлении спектакля «Птица Феникс», где главные герои одеты по-молодежному.

— Да, это сделано специально. Пьеса Ярославы Пулинович написана для молодежи, поэтому и подход к решению спектакля был соответствующий. Костюмы и музыка выдержаны в единой концепции, и это работает на зрителя. Что же касается старшеклассников, то часто целые классы приходят на «Горе от ума». Мы переживали, что классика будет скучновата для них, но спектакль воспринимают на «ура». Подростки узнают крылатые фразы, которые, наверняка, слышали раньше, но не знали, откуда они. Словом, наши опасения не оправдались. Постановка получилась очень удачная, и отзывы только положительные.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 7

— Как известно, у актеров есть мечта сыграть Гамлета. А есть ли подобные мечты у театрального художника? Какой спектакль Вам бы хотелось оформить?

— В нашем театре репертуар подбирает режиссер, и мы «танцуем» от конкретной задачи. Художник не может предлагать свои варианты постановок, каждый занимается своим делом. Но если говорить о мечтах, то мне бы очень хотелось поставить «Алису в Стране Чудес». Вот где было бы над чем поработать, что придумать. Но материал очень сложный, нужны большие сроки и финансовое обеспечение. Пока таких планов у ТЮЗа нет, но если появятся, я с удовольствием возьмусь за эту сказку. После «Горя от ума» появилось также желание поставить «Беду от нежного сердца» — прекрасный водевиль. Эти два спектакля кажутся мне «созвучными, конечно, по названиям.

— А есть материал, от которого приходится отказываться?

— Да, мне, как художнику, не каждый материал бывает интересен, я оставляю за собой право выбора. Одни спектакли мне близки, другие же — совершенно «не мои». Я не буду браться за то, к чему я равнодушна — у меня просто может не получиться. Например, мы ставили спектакль «Визит». Главный режиссер ТЮЗа Виктор Шрайман предложил мне взяться за него, но я намекнула, что это не мой материал. Над ним работал другой художник, и спектакль получился замечательный.

— Актеры часто дают советы художнику? Вы учитываете их пожелания при создании того или иного образа?

— От артистов иногда бывают просьбы. Мы можем к ним прислушаться, учесть их пожелания относительно удобства. Я всегда спрашиваю, комфортно ли актер чувствует себя в костюме, ведь ему предстоит находиться на сцене 2-3 часа, иногда с множеством переодеваний. Но если сам образ уже продуман и утвержден режиссером, менять ничего нельзя. Конечно, иногда бывают случайные «переделки». Например, когда мы выпускали спектакль «PRO собак», для одной из героинь были сшиты широкие штаны. Но когда актриса пришла на примерку, они оказались слишком большими. Мы их приподняли, и получился комбинезон. Это даже лучше вписывалось в образ героини, и на сцене комбинезон смотрелся гораздо выигрышнее. Запомнилась и работа над спектаклем для взрослых «Абонент безумно счастлив». Четыре новеллы, четыре места действия, четыре героини, разных по характеру и возрасту. Это моноспектакль, и их всех играет одна актриса — заслуженная артистка РФ Ирина Валерьевна Долганова. Мы вместе пришли к этим образам, и я думаю, мы неплохо справились. Ирина Валерьевна прекрасно справляется со своими четырьмя ролями, она везде абсолютно разная. Я надеюсь, что те костюмы, элементы декораций и реквизита, которые мы вместе придумали и создали, помогают ей.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 8

— Как известно, костюмы должны быть не только красивыми, но и удобными для артистов, которым предстоит в них «жить» на сцене. Каким образом Вам удается достичь этого максимального комфорта?

— Для комфорта артистов, я стараюсь использовать натуральные ткани. Впрочем, любые материалы приобретаются непосредственно для спектакля. Иногда приходится заказывать их по каталогам. В «Горе от ума» я использовала лен приятных, натуральных цветов, а также очень благоприятным материалом оказались мешковина и даже матрасная ткань, из которой мы шили платья для дам. Для премьерного спектакля — «Али-баба и 40 разбойников» — я использовала разноцветный шелк для достижения атмосферы Востока. А для некоторых спектаклей — например, «Приключения Чиполлино» и «Летучий корабль», — ткани специально разрабатывались и отдавались в производство. Такие ткани точно нигде не купить, они тщательным образом работают на образ костюма.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 9

— Не менее удобными и безопасными должны быть и декорации, которые постоянно меняются. Каким образом это происходит?

— Здесь уже идет работа наших цехов. Они следят за тем, чтобы все механизмы правильно функционировали. Но я всегда стараюсь быть в курсе событий, и если что-то не получается, мы решаем проблему вместе, прорабатывая каждый нюанс, и при необходимости вносим изменения. Важна каждая мелочь, например, в какую сторону будет открываться дверь, или где будет располагаться окно.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 10

— Ваша семья посещает спектакли, которые Вы оформляете? Слышите от близких критику?

— Мой сын рос вместе с моей профессией. Он посещает все мои спектакли, что-то ему очень нравится, что-то вызывает вопросы, и я объясняю ему свои задумки. Начинали мы с «Репки» и «Теремка», сейчас сыну уже 18, и он «созрел» для серьезных взрослых спектаклей. Все премьеры посещают и мои родители, которым, конечно, все нравится.

— Сын не пошел по вашим стопам и не связал свою жизнь с театром?

— Нет, хотя он тоже с детства любил рисовать и лепить. Однажды в детском саду он сделал такого динозавра, что я даже испугалась — настолько реалистично и грамотно он был вылеплен. Потом Артем увлекся спортом, появились другие интересы. Сейчас он изучает языки, учится по специальности «международный менеджмент». Может быть, это и к лучшему, одного художника в семье достаточно.

— А Вы посещаете спектакли других нижегородских театров? Обращаете внимание на их художественное оформление? Наверняка, у них тоже есть чему поучиться, перенять опыт?

— Да, я стараюсь ходить на премьерные спектакли. Всегда обращаю внимание на костюмы, декорации, сценографию, свет. Конечно, поддерживаю отношения с другими художниками, обмениваемся опытом, но, к сожалению, времени на встречи не всегда хватает. Встречаемся обычно только на премьерах и выставках. Когда путешествую, тоже стараюсь посещать театры других городов. Порой даже бывает, что не запоминается название спектакля, а сценографическое решение, костюмы или механизмы декораций оставляют яркие впечатления. Фантастическое впечатление на меня произвел спектакль «Король Лев» Лондонского театра. Это было потрясающее зрелище мирового уровня. Настоящим феноменом является то, что этот спектакль идет на своей сценической площадке два раза в день на протяжении целых 17ти лет, а зрительный зал вместимостью 2 200 человек каждый раз заполнен!

— Над чем Вы работаете сейчас и какие планы на будущее?

— Вместе с режиссером Владимиром Червяковым мы создаем спектакль «Матушка-Крапива». Это замечательная пьеса для детей, но я думаю, что она будет интересна и взрослым. В эмоциональном наборе произведения переплетаются юмор, глубокий серьезный замысел и грусть. Очень интересны персонажи: папа-гриб, матушка-крапива и их приемный сын — мальчик Алешка. Есть также царь, царева дочка, дочь кикиморы, гувернантка, фрейлина… Я уже начала проработку эскизов костюмов. Премьера спектакля запланирована на весенние каникулы, чтобы его могли посмотреть как можно больше детей. После этого труппа будет работать над французской комедией — спектаклем для взрослых.

«Чтобы дети поверили в происходящее на сцене, необходимо показать волшебство перевоплощения», - главный художник нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова - фото 11

— У Вас очень насыщенная и интересная работа. Остается ли время на хобби и увлечения?

— Я люблю делать кукол, заниматься батиком, живописью и вышивкой. Но порой приходится и дома работать над спектаклем, чертить, рисовать эскизы. Поэтому времени на хобби практически не остается. Бывает, даже в отпуске я часто занимаюсь работой. Например, в свой последний отпуск я разрабатывала эскизы костюмов для спектакля «Горе от ума». Словом, художник — он всегда художник, без права на отдых <смеется>. Это не только моя профессия, но и моя жизнь.

Беседовала Надежда Кей

Фото: Надежда Кей