Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Кулешов, руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив «Газпром нефти» Виктор Чуяков, координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.
12 ноября во Всемирный день качества в России прошла вторая ежегодная федеральная прямая линия по качеству автомобильного топлива. Эфир длился три с половиной часа, за это время на вопросы автомобилистов успели ответить ведущие российские и европейские эксперты по топливу и технологиям сохранности нефтепродуктов, ученые и общественные деятели.
География зрителей прямой линии оказалось широкой — с вопросами обратились не только россияне, но и жители Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Беларуси и других стран. Чаще всего они беспокоились о качестве топлива и его влиянии на работу двигателя, жаловались на недолив и проблемы в эксплуатации автомобиля после заправки.
По данным аналитического агентства «Автостат», в России сейчас насчитывается около 52 млн единиц техники, причем 80% из них — это легковые автомобили. В это число входят и дорогие, и бюджетные модели. Можно ли сократить свои постоянные расходы, просто заменив автомобиль, поясняет эксперт агентства Сергей Удалов:
Если мы говорим об абсолютных цифрах, то да. Но если рассмотреть, какой автомобиль больше расходует, то сравнивать нужно «одноклассников». Одна из крупнейших статей затрат — то, на сколько автомобиль подешевеет в течение года, если вы захотите его продать. Вторая статья затрат на автомобиль — это стоимость топлива, которое вы потратите, если будете на нем передвигаться. Все это может составлять от 10% до 40% в зависимости от класса автомобиля.!
Например, если сравнить BMW X5 и «Lada Granta», в первом случае расход на топлива от общей стоимости автомобиля составит только 14%, а во втором — до 50%. То есть, даже если водитель начнет всячески сокращать свои передвижения, топливо все равно останется самой важной статьей расходов. Однако новые автомобили являются более экономичными, чем транспорт с «пробегом».
Удалось услышать и точку зрения зарубежных коллег — к эфиру подключился глава направления моторного тестирования топлив и масел испытательного центра APL Торстен Каберник. Он пояснил, можно ли оценить грядущие расходы еще на стадии покупки автомобиля, стоя в автосалоне.
Да, это возможно, но нужно учитывать свой стиль вождения. Если вы ездите в стрессовом режиме, то это, конечно, влияет на работу двигателя. За счет того, как вы водите, можно сократить свои расходы, если, например, вы купили небольшой автомобиль. Также сейчас существуют разные двигатели: одни более экономичны, другие менее. Выбирая автомобиль, нужно учитывать много моментов, — рассказал Торстен Каберник.
Многие активные автомобилисты и блогеры в поиске качественного топлива устраивают проверки автозаправочных станций. Чаще всего они измеряют октановое число с помощью популярных ручных октанометров, однако руководитель программы «Главная дорога» на НТВ Илья Скрябин утверждает, что доверять приборам, которые используются при таких проверках, стоит далеко не всегда. По его словам, достоверно определить октановое число можно только в специальной лаборатории.
Говоря про факты недолива топлива, Скрябин напомнил, что важно знать устройство автомобиля:
Помимо бака существует еще и топливная система автомобиля — это заложено в конструкцию транспортного средства. В эту систему входит до 10% топлива. Плюс к этому баки современных автомобилей имеют свойство расширяться. Очень важна температура топлива, так как оно тоже может расширяться и сжиматься — это элементарная физика.
Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Кулешов пояснил, что только за текущий год поступило более 500 жалоб на факты недолива и ненадлежащее качество топлива.
«Общество синих ведерок» проводит системную работу совместно с ОНФ, исследуя 100 заправок ежемесячно в Москве и Московской области. Представитель движения Петр Шкуматов уверен, что факты реального недолива все-таки имеют место.
Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Кулешов, координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов, эфир «Прямой линии» провели Антон Комолов и Алёна Огнева.
Сейчас по закону проверки проводятся с предупреждением о факте визита. Но в следующем году, 1 июля, силу вступит новый закон, который позволит проводить проверки в режиме «тайного покупателя».
Радует, что Росстандарт занял довольно жесткую позицию по отношению к недобросовестным практикам. У нас же нет цели кого-то оштрафовать, всю информацию мы предоставляем в Росстандарт, а они своими способами это проверяют. Как только вступит в силу закон о госконтроле, очевидно, что все эти заправки начнут следить за своими топливно-раздаточными колонками, — сказал Шкуматов.
Результаты проверок позволяют сделать вывод, что на небольших частных заправках вероятность столкнуться с недоливом выше, чем на АЗС крупных компаний-сетевиков. Как уточнил руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив «Газпром нефти» Виктор Чуяков, на предприятии сейчас активно развиваются цифровые инструменты контроля — ими оснащены как топливораздаточные колонки на АЗС, так и нефтебазы. Все параметры нефтепродуктов теперь измеряет компьютер, у сотрудников нет необходимости использовать ручные приборы, как это было раньше.
В 2019 году мы запустили первую полностью автоматизированную нефтебазу в Ленинградской области. Фактически оператор не совершает никаких действий с нефтепродуктом, это делает автоматика. В этом формате мы можем доставлять на АЗС ровно такое количество продукта, которое потом и реализуем. У нас нет лишних неучтенных объемов на заправках, и самое главное — топливо нельзя продать на АЗС мимо колонок, ведь все они интегрированы с кассовыми аппаратами и другими системами контроля, — рассказал Виктор Чуяков.
Руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив «Газпром нефти» Виктор Чуяков.
Подобная модернизация приносит свои плоды — согласно исследованиям «Общества синих ведерок», на заправках сети «Газпромнефть» водители получают столько топлива, за сколько они заплатили. Автоматизация не только помогает контролировать все процессы, но и исключает человеческий фактор, который часто становится причиной случайных или осознанных проблем.
Представитель Росстандарта рассказал, что еще планируется сделать, чтобы урегулировать ситуацию на рынке. Сейчас готовится к реализации пилотный проект, которому привлечены компании, реализующие топливо и производящие топливные колонки. Суть его во внедрении нового ГОСТа на топливораздаточное оборудование, который вдвое снижает допустимую погрешность при отпуске бензина или дизеля. При этом на АЗС «Газпромнефть» заранее подготовились к переходу на такой норматив — уже несколько лет внутренними регламентами сети установлена более строгая погрешность при отпуске топлива. А для усиления надежности в периметре компании работает собственная мобильная метрологическая служба, инспектирующая заправочные станции по принципу стороннего аудитора.