Top.Mail.Ru

«Архитектор – это сейсмограф», - Евгений Асс

31

11 марта в нижегородском Арсенале состоялась лекция архитектора, художника и педагога Евгения Асса, основателя и ректора Московской архитектурной школы МАРШ.

МАРШ — это независимая школа, которая строит свою деятельность на оригинальных авторских программах ведущих отечественных и зарубежных архитекторов, используя передовой международный опыт в образовании. Об этом уникальном для России учебном учреждении и рассказывал Асс на встрече с нижегородцами. Отметим, что талантливый художник своей работой сделал и наш город лучше. Он является одним из авторов проекта реконструкции ГЦСИ «Арсенал».

Перед лекцией Евгений Асс ответил на вопросы корреспондента «В городе N», высказав свою точку зрения на ряд актуальных проблем сегодняшней городской архитектуры.

Евгений Викторович, Вы являетесь одним из тех, кто принимал непосредственное участие в реконструкции нижегородского Арсенала. Что для Вас значит эта работа?

— Прежде всего, не могу не сказать о моем коллеге Александре Епифанове, который является автором проекта реставрации Арсенала, а также о сотрудниках моего бюро «Архитекторы Асс», которые работали над проектом. Я думаю, что эта работа - одна из самых интересных в моей жизни. Здесь сходятся многие мои интересы: к скромной, но между тем качественной архитектуре, к истории, к реконструкции как способу привнесения новой жизни в старые здания и, конечно, к современному искусству. При этом переоборудовать бывший Арсенал в полноценно функционирующее выставочное пространство было довольно сложно и с конструктивной, и с инженерной, и с эстетической точек зрения. Надеюсь, что работы, как запланировано, завершатся к декабрю и порадуют не только нас, но и нижегородцев.

Часто ли Вам удается поработать в провинции?

— Если на то пошло, то я не считаю Нижний Новгород провинцией. У меня нет работ в Санкт-Петербурге, например, зато есть проекты в Перми, Краснодаре, в далеком городе Сатка в Челябинской области.

Ваш проект эспланады в Перми, например, в итоге так и не был реализован. Что мешает интересными и креативным работам появляться за пределами столицы?

— Это не простой вопрос. Тогда в Перми проект был довольно рискованным, он вызывал неоднозначную реакцию населения. С другой стороны, есть множество примеров, когда что-то в первый момент вызывает протесты, а потом становится городской достопримечательностью. Самый простой пример — Эйфелева башня в Париже.

Осторожность в выборе художественных средств со стороны администрации вполне естественна. Здесь есть своя политическая составляющая: власти не хотят рисковать своим статусом. Если есть негативные реакции, то политический лидер будет стараться избежать острых углов. Но ведь это еще и вопрос, связанный с просветительской деятельностью внутри города. И мне кажется, что Арсенал ведет важную работу в Нижнем Новгороде по воспитанию в людях любви к современным формам искусства

Здесь, в Арсенале, уже несколько недель открыта Электронная экспозиция проектов градостроительных решений Нижнего Новгорода. Что Вы о ней думаете?

— Есть два основных аспекта. С одной стороны, хорошо, что есть такая информация, и жители города могут познакомиться с тем, что планируется осуществить в градостроительном плане. С другой - в этом случае важна сама форма презентации. Сейчас это выглядит случайным набором нескольких эпизодов, не связанных между собой.

Было бы хорошо разъяснить простому нижегородцу основные направления в стратегии развития города, в которых будут вестись работы по преобразованию среды. С точки зрения локализации, инвестиций, социальной политики.

Сейчас эта презентация не отражает больших стратегических замыслов. Отдельные эпизоды недостаточны для полного понимания замыслов архитекторов. Кроме того, само качество предоставленных материалов не вызывает большого доверия. Экспозиция сделана грубовато с профессиональной точки зрения, поэтому может разочаровать неподготовленного зрителя. Если мы хотим убедить горожан в правильности будущих решений, то презентация должна быть безупречной.

В последнее время в Нижнем Новгороде идут живые дискуссии о сохранении объектов культурного наследия. Вы, как архитектор, считаете, что можно организовать комфортное городское пространство, не лишая его исторической застройки?

— Русские города не обладают таким большим пластом истории, как города в Европе - Рим или Афины, поэтому я считаю, что нам просто необходимо сохранять историческую застройку. Тем более то, что предлагается построить взамен, далеко не всегда равноценно с точки зрения культуры.

Во многом это вопрос, так сказать, культурной экономики. Ведь сохранение и реставрация исторических зданий всегда требуют больших материальных затрат. Это не выгодно с точки зрения финансовых инвестиций, но в тоже время это бесценно в качестве инвестиций в культуру. С моей точки зрения, необходимо вести очень взвешенную политику относительно сохранения объектов культурного наследия. И во многих странах вопрос зачастую решается именно в пользу сохранения.

Вы часто говорите о недостаточном уровне образования современных российских архитекторов. Значит ли это, что сейчас в стране нет архитектурного образования как такового?

— Какую-то вы страшную тему затронули. Я бы не хотел отрицать сам факт существования архитектурного образования. Оно есть, но с моей точки зрения оно неудовлетворительное. Самое прямое тому доказательство — невысокий уровень собственно городской архитектуры.

Есть вещи, которые невозможно списать лишь на недостаточность финансовых средств, профнепригодность строителей или косность администрации. Это, собственно, качество архитектуры - то, с чем человек должен прийти в профессию. То огромное количество архитектурных и градостроительных ошибок, которые мы сейчас видим по всей стране, свидетельствует о том, что люди, которые взялись за эту работу, не вполне компетентны. А это значит, что они не получили хорошего образования.

Это связано со многими обстоятельствами, и говорить об этом можно долго. Во-первых, в нашей стране снизился уровень архитектурной дискуссии. В результате многих лет изоляции мы так и не восстановили полноценной связи с мировой архитектурой. Наше образование до сих пор не включено в мировой образовательный процесс, а педагоги и профессоры не включены в обмен с другими университетами. Встречаться с коллегами им мешает и незнание иностранных языков…

И получается так, что студенты учатся на образцах из книг и журналов, не включаясь в ту дискуссионную среду, в которой эти образцы и проекты порождаются. Сам факт того, что в Россию для проектирования значимых объектов часто стали приглашать иностранных архитекторов, говорит о многом. Наших специалистов никто никуда не зовет.

Сегодня самый популярный вид строительства — торговые центры. А чем интересуются Ваши студенты?

— Есть несколько типов проектов, чрезвычайно популярных не только в провинции, но и в Москве. И это не потому, что кто-то заботится об улучшении качества жизни населения, просто это самое эффективное вложение денег на данный момент. Именно торговые центры и элитное жилье составляют львиную долю инвестиционных проектов. Это говорит о недостатке внимания и понимания городом социальных задач, которые перед ним стоят. Кроме того, быстрые деньги являются основным интересом в условиях нашей предельно либерализованной экономики. Архитектура в этом случае выступает как агент большого бизнеса и власти, а не как агент общественных интересов и культуры. И это большая ошибка, так как в конечном итоге торговые центры усложняют городскую жизнь.

А моих студентов я ориентирую на решение каких-то актуальных задач, которые стоят перед городом. Если мы говорим о жилье, то не о элитном, а для реальных потребителей. Если это культурные объекты, то те, которые реально нужны людям, в новых районах, которые смогут обогатить и улучшить городскую среду.

Один из лозунгов нашей школы — воспитание ответственности перед обществом, а не перед заказчиком.

В одном из интервью Вы как-то сказали, что хотите спроектировать сельскую школу. Вам это удалось?

— К сожалению, сельскую школу никто мне не заказал. И это симптоматично для России. У нас не заказывают ни сельских школ, ни больниц, ни библиотек. Когда это начнет происходить, когда исчезнет глухомань и когда вся территория станет социально освоенной - тогда что-то в стране действительно изменится.

Вы один из авторов проекта реставрации Крымской набережной в Москве. В чем для Вас заключается интерес работы с такими объектами?

— Сама идея сделать набережную пешеходной принадлежит мне. Я проектировал и парк «Музеон», который к ней примыкает. Забор, который отделял парк от реки, казался мне недоразумением. Когда идея снести его овладела массами, возникла и потребность благоустроить саму набережную.

Интерес в проектировании общественных пространств заключается в том, чтобы предоставить людям новые возможности для другого типа городской жизни. В Нижнем Новгороде, например, есть Большая Покровская и Рождественская, это попытки создания естественной циркуляции горожан. Крымская набережная — это часть большого рекреационного пространства. Она тянется на много километров, начиная от Воробьевых гор, переходит в Нескучный сад и идет вдоль всего Парка Горького. Если нам удастся построить пешеходный мост, то она замкнется бульварным кольцом и превратится в уникальную для Москвы пешеходную зону.

Архитектура — профессия, можно сказать, элитарная. Какими качествами нужно обладать, чтобы быть частью этого сообщества?

— Чтобы талант архитектора раскрылся правильным образом, необходимо обладать рядом важнейших человеческих качеств. Это чувствительность и понимание реальности нашего сегодняшнего существования. Архитектор — это своего рода сейсмограф. Он должен точно, и даже болезненно, реагировать на колебания, происходящие вокруг него. Быть чувствительным в социальном, политическом и физиологическом смысле, то есть понимать движение человеческого тела в пространстве, его реакции на свет, температуру, качество поверхностей…

Кроме того, и этого не хватает в современном образовании - нужно обладать большой интеллектуальной базой. Знать философию, историю, социологию. В МАРШе мы как раз и пытаемся делать упор на гуманитарную составляющую, пытаемся воспитать в студентах особый тип мыслительной деятельности, который необходим для этой профессии.