Такой режим налогообложения как налог на самозанятых появился в России с 2019 года. Первыми регионами, где запустили проект, были Московская и Калужская области и Республика Татарстан. Очевидно, он оправдал себя, потому что с этого года такой налог стал доступен жителям еще 19 регион страны. Рассказываем, что нужно знать об этом типе налогообложения, если вы решили перейти на него.
Фото: pexels.com
1. Самозанятые могут платить налог в 4%
Самым распространенным мифом по поводу налога на самозанятых является то, что помимо 13% НДФЛ они должны платить дополнительный налог. На самом деле это не так: налог на профессиональный доход является заменой, а не дополнением к основному налогу. То есть, платить одновременно и 13%, и 4% не нужно.
2. Быть самозанятыми можно лишь в 23 регионах
С этого года к первым четырем пилотным регионам, где жители могут оформиться как самозанятые, присоединились еще 19. Это значит, что по такому виду налогообложения могут платить только в 23 из 85 российских регионов. Вот их полный список:
- Санкт-Петербург
- Ленинградская область
- Москва
- Московская область
- Воронежская область
- Волгоградская область
- Калужская область
- Нижегородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Ростовская область
- Самарская область
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Тюменская область
- Челябинская область
- Красноярский край
- Пермский край
- Ненецкий автономный округ
- Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Республика Башкортостан
- Республика Татарстан
3. Зарегистрироваться можно без визита в налоговую
Чтобы официально стать самозанятым, вы должны зарегистрироваться в ФНС. К счастью, сделать это можно, не посещая налоговую лично. Для этого достаточно воспользоваться приложением «Мой налог». Никаких бумаг заполнять не придется. Для регистрации потребуется лишь паспорт и ИНН. Кстати, оплачивать налоги можно там же.
4. Увольнение ради экономии на налогах — не лучшая идея
Когда этот налог только появился, многие работодатели думали, что можно уволить сотрудника и тут же снова нанять его, но уже в качестве самозанятого. Так, мол, можно серьезно экономить на налогах за сотрудников. На самом деле это полная ерунда и вообще-то карается по закону.
Дело в том, что доход с последнего места работы не попадает под специальный налоговый режим в течение двух лет. А значит и вся эта схема не имеет никакого смысла. А вы как сотрудник только теряете: лишаетесь больничных, отпусков и других благ, которые гарантирует трудовой договор.
5. Самозанятые могут получать деньги на личные карты
Это еще одна привилегия налога на профессиональный доход. Самозанятым не обязательно заводить отдельные карты, хотя и это не запрещается. В общем, они могут пользоваться абсолютно любым счетом, который для них удобнее. И им не нужно подтверждать банку информацию о происхождении этих денег — там и так знают, что они самозанятые, им можно.
Фото: pexels.com
6. Самозанятые могут подтвердить доход
Многие по началу опасались, что самозанятым будет сложно подтвердить свой доход перед банком в случае подачи заявки на ипотеку или кредит. Действительно, у них ведь нет работодателей, значит и справку никто дать не сможет. На самом деле это оказалось проще простого. Достаточно зайти в приложение «Мой налог» и извлечь сведения о своих доходах из личного кабинета. Этот документ имеет юридическую силу, и банки должны принимать его при оформлении кредитов.
7. Самозанятые тоже имеют право на налоговый вычет
Правда, это совсем не то же самое, что вычет на НДФЛ или с налога на имущество. Здесь речь идет о конкретной сумме (10 тысяч рублей), которую государство выделяет каждому самозанятому как бы авансом. И за счет этого и без того маленький налог на самозанятых (4%) уменьшается еще.
Так, пока у вас не истечет лимит в 10 тысяч, вы каждый месяц будете платить всего 3%. Этот 1% и является вашим налоговым вычетом. Важно: он дается лишь один раз в жизни и оформить его второй раз не получится.
Фото: pexels.com
8. Страховой стаж не засчитывается, но его можно купить
Самозанятые ничего не платят в счет своей будущей пенсии. А если нет страховых взносов, значит нет и стажа. Так, страховая часть пенсии не копится. Но государство предложило решение этой проблемы: трудовой стаж можно купить за дополнительные деньги. Так, в прошлом году за добровольное страхование пришлось платить 29 тысяч рублей.
9. Совмещать несколько налоговых спецрежимов нельзя
По закону, индивидуальный предприниматель может оформить себя как самозанятого и платить налог на профессиональный доход. При этом ему придется отказаться от всех других бонусов, которые полагались ему, пока он был ИП. Так, при переходе в статус самозанятого необходимо распрощаться с УСН, ЕНВД и ЕСХН.
Фото: pexels.com
10. Работу по трудовому договору можно совмещать с самозанятостью
Этот момент вызывал много вопросов у тех, официально трудоустроены и не собираются увольняться, но хотят узаконить свой доход, например, с хобби. Министерство финансов и ФНС официально заверили: совмещать можно. То есть, работодатель по-прежнему будет платить за вас НДФЛ, а вы будете оплачивать налог на свое собственное дело или подработку по упрощенной системе.
11. Компании могут нанимать самозанятых
По началу многие компании опасались связываться с самозанятыми — попросту не понимали, как с ними работать и как потом за них отчитываться перед налоговой. Со временем разобрались и оказалось, что это очень даже выгодно.
Во-первых, за самозанятого сотрудника не нужно платить НДФЛ и страховые взносы в счет пенсии. Во-вторых, зарплаты самозанятым можно учитывать в составе расходов компании, что очень удобно при заполнении отчетов в ФНС. Главное — составить грамотный договор между сторонами.
Ранее мы подробно рассказывали, кто такие самозанятые и почему быть в их числе выгодно.
По материалам journal. tinkoff. ru.