Top.Mail.Ru

1 сентября — стресс или праздник?

866
16+

1 сентября — стресс или праздник? - фото 1

Встреча с друзьями, которых не видел долгих три месяца, учителя, радостно встречающие у дверей любимой школы, и яркие букеты гладиолусов на фоне парадной формы…Если ваш ребенок думает о предстоящем Дне знаний именно так, — поздравляем, вы — счастливый родитель! Но если школьник по мере приближения осени становится все мрачнее, перебегает на другую сторону улицы, едва завидев одноклассников, или даже начинает плакать, когда вы зовете его за покупками канцтоваров к новому учебному году, не исключено, что речь идет не просто о капризах: возможно, ребенку действительно требуется помощь.

Почему школьник не хочет возвращаться за парту, и как сделать 1 сентября праздником, а не каторгой, беседуем с кандидатом психологических наук, доцентом, детским и семейным психотерапевтом Ниной Михайловной Казанской.

Нина Михайловна, далеко не все дети с энтузиазмом ждут начала учебного года. С чем может быть связано нежелание садиться за парту, если мы говорим о тех, для кого 1 сентября станет первым в жизни?

Первоклассник, поскольку первый раз идет в школу, опирается, так или иначе, на опыт своих родителей. Если они, собирая ребенка в школу, периодически говорят ему фразы: «Вот, смотри, пойдешь в школу, а там не до игрушек будет» (учительница тебя накажет… и т. д. и т. п.), то, скорее всего, у ребенка сформируется вполне адекватная реакция: «В школу не хочу!!!». Кто же в 6–8 лет захочет пойти туда, где ругают, наказывают и нельзя играть?! Часто такое «напутствие» дают детям те родители, у которых остались преимущественно негативные воспоминания о собственном обучении в школе, связанные с переживаниями обиды, тревоги, вины, стыда, неуверенности в себе.
Казанская Нина Михайловна
кандидат психологических наук, доцент, детский и семейный психотерапевт

А если мы имеем в виду ребят, которые уже являются школьниками?

Если мы говорим о ребёнке более старшего возраста, то у него формируется уже собственный опыт. Он может быть разным: как позитивным, так и негативным. Чем младше ребенок, тем больше влияние оказывают на него взрослые — родители и учителя. Например, если у младшего школьника авторитарная учительница, которая не уделяет достаточного внимания индивидуальным особенностям детей в классе, то вполне возможно, что он не захочет возвращаться в школу (типичный пример: так называемые флегматики, которые соображают хорошо, но медленно). Нежелание идти в школу может быть связано и с повторяющимися ситуациями переживания неудачи. В данном случае необходимо сформировать у ребенка более адекватную и устойчивую самооценку. Одного убеждения («Верь в себя!», «Соберись!» и т. д.) здесь будет недостаточно. Следует создать ребенку особые условия для переживания удачного, позитивного, опыта. Например, найти ту деятельность, к которой у него много интереса и, соответственно, много энергии.

Что можно сказать о подростках, которые с тревогой думают о 1 сентября?

Вполне вероятно, что нежелание подростка идти в школу связано с его отношениями со сверстниками. Если ребенок в силу ряда обстоятельств является изгоем в классе, то предстоящая встреча в сентябре вызывает тревогу и напряжение.

В любом случае можно говорить, что избегание (в нашем случае — нежелание идти в школу) представляет собой способ совладания с собственной школьной тревожностью. Если не обращать внимания на эмоциональное состояние ребенка, заставлять его идти в школу, то возможны два варианта развития событий. Первый: ребенок, задавливая в себе свою тревогу и другие сильные чувства, желая быть «хорошим мальчиком (девочкой)» для своих родителей, будет из последних сил ходить в школу. Часто все это заканчивается нервным срывом, который приходится лечить у врачей. Второй вариант: ребенок переходит к открытой агрессии, нарушает дисциплину, прогуливает школу.

Чтобы предотвратить и первое, и второе, следует обратиться к детскому или семейному психологу — выяснить истинные причины отказа от посещения школы, выработать наиболее грамотные тактики и стратегии взаимодействия с собственным ребенком.

Нормально ли для школьника такое нежелание возвращаться за парту? В каких случаях родителям нужно насторожиться: что в поведении ребенка должно их беспокоить?

Понятие нормы является достаточно условным. В любом случае я бы порекомендовала родителям, если они встречаются с нежеланием ребенка идти в школу, не сравнивать его с Петей, Васей, Таней (которые, возможно, бегут в школу с радостью), а вместе со специалистом выяснить причины такого поведения. В ряде случаев слезы и истерики ребенка обусловлены его психофизиологическим состоянием. Есть дети, для которых быстрая смена режима дня является практически невозможной. Например, на каникулах вставал в 10 часов утра, а теперь в школу нужно просыпаться с будильником в 7. Тогда, принимая во внимания такие особенности ребенка, следует постепенно переводить ребенка на школьное расписание.

Могут ли родители помочь своему ребенку морально подготовиться к возвращению в школу? Как вести себя в случае, если сыну или дочке только предстоит пойти в 1 класс?

По собственным наблюдениям и опыту моих коллег, современные родители много внимания уделяют интеллектуальной и специальной подготовке ребенка к школе: водят его в различные подготовительные группы, учат читать, писать и считать. Но, к сожалению, забывают, что самым главным является переживание ребёнком учебных ситуаций. Первоклассники еще ничего не знают о школе, поэтому их восприятие в значительной степени зависит от психоэмоционального состояния родителей. Если мать и отец испытывают сильную тревогу, то она всегда передается их ребенку. Некоторые родители, не желая этого, изначально формируют у ребенка так называемую негативную мотивацию: «надо хорошо учиться, чтобы не получать двоек (чтобы тебя не наказывала учительница, чтобы одноклассники не смеялись и т. д.). Более психологически грамотными являются родительские послания такого типа: «Учись хорошо — и тогда ты будешь много знать» и так далее.

Если я работаю с родителями будущих первоклассников, я обязательно спрашиваю их о собственном школьном опыте. Делаю это для того, чтобы потом они не смешивали собственные воспоминания о школе с теми ситуациями, в которые попадает их ребенок «здесь и сейчас».

Но родители часто сравнивают своего ребенка не только с собой в их возрасте, но еще и с детьми своих друзей. Как это сказывается на настроении школьника?

Важным моментом подготовки к школе является то, что родители бы до минимума сократили сравнение своего ребенка с более успешными детьми (поверьте, в школе и так этого достаточно), а направили бы свою энергию и время на формирование способности сравнивать себя «вчерашнего» с собой «сегодняшним». Таким, казалось бы, простым способом можно сформировать то, что принято называть ответственностью за собственную жизнь.

1 сентября — стресс или праздник? - фото 2

Фото: Надежда Кей

Хотела бы обратить внимание на такую наблюдаемую у современных детей тенденцию, как низкая степень произвольности: ребенок испытывает значительные сложности, когда НАДО (в противоположность «ХОЧУ») что-то делать. И тогда совершенно безобидное указание учителя на то, что нужно исправить свои ошибки, у ряда детей вызывает бурные, истерические реакции (их называют «аффект неадекватности»). Это связано с тем, что родители, в процессе воспитания всячески избегали малейшей критики, боясь травмировать ребенка. Критика, если она конструктивная и грамотная (касается не всей личности в целом, а отдельных действий и поступков), является неотъемлемой частью психосоциального развития — и способствует успешной адаптации ребенка в школе.

Таким образом, значительную роль в подготовке ребенка к началу учебного года могут сыграть его родители. Если они не будут переносить собственный негативный опыт на своего сына или дочку и уж тем более сравнивать с успешным «сыном маминой подруги», то школьнику будет гораздо проще и пойти на линейку в первый раз, и вернуться за парту после каникул. Так или иначе, взрослым не стоит закрывать глаза на переживания своего чада и делать вид, что все в порядке, когда тот перестает спать по ночам или ежедневно плачет в тревожном ожидании Дня знаний. Когда речь не идет о серьезных психологических проблемах, родители могут правильно настроить ребенка на школу, в том числе и сделав 1 сентября настоящим праздником. Интересный досуг в компании родных и друзей поможет и первокласснику, и подростку по-другому взглянуть на 1 сентября. Если правильно подготовиться к началу учебного года, то школьник не будет сокрушаться о завершении каникул, а будет ждать Дня знаний как Нового года или собственных именин.

Автор: Ирина Костикова