Жители и гости Нижнего Новгорода могут поскользнуться на его дорогах 159 дней в году — примерно с конца октября и до начала апреля — такие данные среднемноголетних значений «зимней скользкости» приводит Минтранс России. Не так уж плохо по сравнению с тем, что жителям Якутска падение из-за накатов и гололедицы грозит 211 дней в году, Кирова, Кургана и Челябинска — 170, в Москве — 152, а в одном из самых благоустроенных в этом смысле городов Калининграде — 96…
О накате и гололедице регулярно предупреждают не только метеорологи, но и региональное МЧС. Зима в этом году капризная и не балует крепкими морозами в ясный солнечный день, а потому эмоциональные истории нижегородцев на тему: «Как я добрался до работы» появляются беспрестанно. Очевидно, что роль дорожников в этой истории очень велика. Мы задались вопросом, стоит ли их ругать так рьяно, и готовы рассказать о результатах собственного расследования — за что получают деньги компании, которые заключили муниципальные контракты на уборку улиц исторического и делового центра столицы Приволжья — Нижегородского района.
Как известно, после многочисленных жалоб на некачественную уборку снега в прошлом году в 2016-ом Нижегородский район поделили между собой семь предприятий: пять из них заключили контракты на 2,5–10,5 млн рублей, а ООО «Нижавтодорстрой» договорился с городскими властями чистить центральные магистрали и площади за 136 млн рублей (хотя максимальная цена была 143,3 млн рублей), а также территорию в границах улиц Черниговской, Рождественской и Нижне-Волжской набережной — за 23,8 млн рублей. Всего же заключены контракты на уборку города стоимостью 837 млн рублей с 12 организациями, пять из которых — городские.
Что влияет на стоимость контракта
Стоимость договора складывается из нескольких базовых параметров: площадь убираемой территории, ее тип и стоимость реагентов. Цена на песок и соль фиксированная для всех подрядчиков, и, по данным администрации, она составляет 1719 рублей за тонну соли и 557 рублей за тонну речного песка без камней, ила и глины (кстати, пескосоляной смесью называют соединенный с технической солью песок в соотношении 5:1). А вот стоимость содержания одного квадратного метра проезжей части, тротуаров, лестниц и территории, относящейся к остановкам общественного транспорта, разнится в несколько раз в зависимости от ее категории.
В России принято различать I, II, III, IV и V категории дорог в зависимости от числа полос движения, ширины обочины, наличия разделительной полосы, типа пересечения с автомобильной дорогой и некоторых других факторов.
Однако применительно к уборке дорог в Нижнем Новгороде установлены категории «А», «Б», «В», «Г». К категории «А» относятся дороги, по которым в сутки перемещается не менее трех тысяч транспортных средств, как правило, это скоростные магистрали и улицы общегородского значения, по которым ездит общественный транспорт. Соответственно, под категорию «Б» попадают дороги с интенсивностью движения от тысячи до трех автомобилей и общественного транспорта ежедневно. Категория «В» подразумевает, что по дороге проезжают менее тысячи машин и на них нет общественного транспорта. Категория «Г» — автомобильные дороги частного сектора, а также грунтовые дороги.
Было логично предположить, что исходя из соотношения этих площадей и получается такая существенная разница в контрактах. Например, ООО «Вектор», подписавшее контракт за 8,814 млн рублей на содержание автомобильных дорог и элементов их обустройства в границах улиц Фруктовая-Усилова-Родионова-Белинского-Большая Печерская Нижегородского района, чистит всего 91 тысячу кв. метров проезжей части, еще 10 тысяч кв. метров тротуаров, подлежащих уборке спецтехникой, и еще 10 тысяч — вручную, а также 120 кв. метров остановок.
Драгоценная Большая Покровская
Уборка Большой Покровской — ее пешеходной части — обходится «Нижавтодорстрою» почти в 338 рублей за квадратный метр, потому что эта улица считается внекатегорийным объектом, а составляют ее 15 тысяч квадратных метров условной проезжей части, которую можно вычистить техникой, и еще 14 тысяч квадратных метров, подлежащих уборке в ручную. Итого почти 10 млн рублей на обслуживание за зиму (летом это менее затратно).
Помимо этого в зоне ответственности самого крупного подрядчика улицы Звездинка, Алексеевская, Похвалинский съезд, улица Пискунова, площадь Свободы, Маркина, Лядова и другие — всего 648 тысяч кв. метров проезжей части, 142 тысячи кв. метров тротуаров и 8,5 тысячи кв. метров остановок первой категории, плюсом к этому — несколько сотен тысяч кв. метров дорог и десятки тысяч тротуаров категории «Б» и «В».
Вот и получается, что у одной компании больше «недорогих» дорог категории «Б» и «В», у другой больше внекатегорийных, у третьей — почти все самые «дорогие» автомагистрали.
Дело не только в площади территории, но и стоимости содержания одного квадратного метра
Однако оказалось, что эти самые «тарифы» на уборку одного квадратного метра не одинаковы. У «Нижавтодорстроя», например, в договоре прописаны такие параметры: стоимость зимнего содержания автобусных площадок категории «А» — 316 рублей за квадратный метр, категории «Б» — 272 рубля, «внекатегорийных» остановок и объектов — 338 рублей за квадратный метр. Уборка зимой внекатегорийной проезжей части — 86 рублей за квадратный метр, а также центральных дорог, которые обычно относятся к категории «А» — 27 рублей, «Б» — 27 рублей, «В» — 15 рублей, «Г» — 17 рублей соответственно. «Цена» тротуаров категории «А» — 96 рублей, «Б» — 72 рубля, категории «В» — 62 рубля.
В то же время в границах площади Горького и улиц Большая Покровская, Красносельская, Черниговская и Добролюбова (Театральная площадь, набережная Федоровского, переулок Университетский, большинство дворов) работают сотрудники ИП Тельнова Андрея Борисовича за 10,5 млн рублей. Дороги и тротуары категории «Б» у него «стоят» 36 и 96 рублей за квадратный метр соответственно, категории «В» — чуть менее 18 и 128 рублей, что выше, чем у «Нижавтодорстроя».
В границах улиц Белинского — Ванеева — Варварская — Большая Покровская дороги и тротуары категории «В» тоже оплачиваются по 18 и 128 рублей. Но надо сказать, что администрация готова была заключить контракт на их обслуживание стоимостью 4,675 млн рублей, и в итоге договор был подписан на 4,1 млн рублей, с нижегородской фирмой «Стройпроект».
Дороги категории «Г» в границах улиц Казанское шоссе — Лысогорский съезд — Родионова — набережная Гребного канала оплачиваются из расчета менее 12 рублей за квадратный метр. То есть в среднем стоимость содержания дорог, относящихся к одной и той же категории, различается в два раза по сравнению с «Нижавтодорстроем» — как в большую, так и в меньшую сторону.
Как пояснили в департаменте по дорожному хозяйству администрации Нижнего Новгорода, стоимость содержания улично-дорожной сети устанавливается исходя из того, какой комплекс работ требуется — сгребание снега спецтехникой, вывоз снега, ручная уборка и так далее. Причем нюансов множество: ширина тротуара, протяженность бордюров и обочины, площадь «треугольников» безопасности, наличие ограждений вдоль дороги, необходимость перебрасывать снег с помощью снегоочистителей и другое. Стоимость содержания рассчитывает районная администрация (заказчик), но по согласованию с департаментом экономики.
Но главное, надо понимать, что это годовые контракты, а не стоимость зимних работ, и включают в себя летнее содержание дорог тоже.
О взаимных расчетах
В документах также отражено, сколько примерно подрядчик должен расходовать средств ежемесячно. Например, подрядчик, выигравший конкурс на содержание автомобильных дорог в границах улиц Черниговской — Нижне-Волжской набережной -Рождественской тратит примерно по 3 млн 75 тысяч рублей в декабре, январе, феврале и марте, весной-летом — по 1,1–1,2 млн рублей в месяц, в ноябре — около 2,4 млн рублей. То есть больше всего расходов компания несет именно зимой — около 13,5 млн рублей.
Ежемесячно в срок до 5 числа каждого месяца администрация должна выплатить подрядчикам аванс в размере 30% от планируемой стоимости работ на очередной месяц, остальная сумма оплачивается в течение месяца со дня подписания актов о приемке выполненных работ. Если администрация задолжает или опоздает со сроками выплат, подрядчик взыщет неустойку — вплоть до 0,5% от цены контракта.
Может так случиться, что комиссия не довольна выполненными работами, тогда, подписывая акт приемки, члены комиссии могут указать меньшую площадь, подлежащую оплате, чем та, что указана в контракте. Доказать с помощью фото и видеоматериалов, что работы выполнены качественно — обязанность именно подрядчика, причем для подтверждения объема вывезенного снега используется только видеоотчет. Но лазейка для недобросовестных дорожников все-таки есть: проверка фото-видео отчета по вывозу снега проводится выборочно, но не менее четырех дней в истекшем месяце.
В снегопады подрядчик обязан руководствоваться ГОСТами, а не количеством оплачиваемых уборок
Когда идут обильные снегопады, компания должна делать больше, чем оговорено в контракте, и, соответственно, несет дополнительные траты. Дело в том, что в договоре четко прописано, сколько раз производится уборка. Например, центральные магистрали Нижегородского района должны за зиму убрать с помощью спецтехники всего 165 раз — по 30 в декабре—марте, только в этом случае затраты подрядчика будут сопоставимы с тем, сколько они получат за выполненные работы. Другие улицы должны чистить реже — 24 раза, где-то 13 раз в месяц. Тротуары тоже — в лучшем случае 15 раз их вычистят спецтехникой и 15 раз подметут дворники, посыпав затем песком. Но с другой стороны, если прокуратура находит очевидные нарушения общегородских правил благоустройства, а горожане утопают в сугробах — нужно устранять эти нарушения.
Однако из материалов, опубликованных на сайте госзакупок, можно сделать вывод, что условия контрактов при таком количестве уборок близки к невыполнимым. Достаточно и того, что подрядчик должен убрать снег с тротуаров за два часа с момента, когда снегопад закончился. Избавиться от наледи на тротуарах надо успеть за шесть часов — ее должно остаться не более 20% от всей площади, прописанной в контракте, в частном секторе — не более 30%. В то же время не забыть очистить и забитую снегом ливневку.
Общее требование к содержанию проезжей части таково: как только толщина снега достигнет пяти сантиметров, дорожные службы обязаны начинать использовать спецтехнику со щетками. Гололеда на дорогах быть не должно вовсе — ни при каких метеоусловиях. При затяжных снегопадах уборка производится каждые 3–4 часа. В идеале снег с дороги должен быть полностью сметен в течение шести часов после окончания снегопада.
В течение трех часов с начала снегопада должна быть рассыпана пескосоляная смесь, а на подъемах к мосту и некоторых других местах повышенной опасности — в течение часа. Но мало рассыпать соль на подъездах к мосту: дорожники, а не только госавтоинспекторы, должны отслеживать обстановку на таких участках ежечасно.
При вывозе снега дорожные службы руководствуются такими правилам: ширина собранных валов снега не должна превышать 1,5 метров. Кроме того, их нельзя оставлять на перекрестках, ближе, чем в 20 метрах от остановок общественного транспорта и пяти метрах от пешеходного перехода, а также на тротуарах. При этом вывозить снег на полигоны, если он достиг пятнадцатисантиметрового слоя, следует не позднее чем через 16–20 суток в зависимости от категории дороги. Однако из дворов подрядчик его не обязан вывозить, только если накопившийся снег сужает проезжую часть.
Остановочная площадка может быть припорошена, но только рыхлым снегом и толщиной не более 4 см, если уборка еще не окончена. К слову сказать, на остановках, лестницах, в тоннелях допускается использовать в качестве реагента только песок.
И конечно, вывозить снег в несогласованные с администрацией города места запрещено.
Более того, администрация подстраховалась и на случай «ямочного» ремонта: если во время уборки снега дорога была повреждена, подрядчик обязан устранить деформацию, причем с гарантией на последующие шесть месяцев. При наличии предписания от надзорных органов ремонт дороги должен начаться незамедлительно.
Вместо заключения
Шутка про то, что зима в России всегда приходит неожиданно, уже набила оскомину. Администрация объясняет: мол, мы и рады бы заранее заключать контракты на уборку дорог, а не делать это в канун новогодних праздников, но не можем. Деньги распределяются только после утверждения бюджета (а это происходит в конце года), да и выбирать приходится из подрядчиков, которые готовы работать за те деньги, что предлагает администрация.
Случается и так, что желающих нет, и тендер приходится проводить заново, а это отнимает драгоценное время и порождает массу недовольства среди населения. Так, на первый аукцион по уборке территории в границах улиц Черниговской, Рождественской и Нижне-Волжской набережной, который проводился 14 декабря, ни одна компания не заявилась. Через неделю в этом же тендере стоимостью 23,770 млн рублей участвовали кстовская компания ООО «Нижавтодорстрой» и нижегородское ООО «Комплексстройплюс», причем вторая предложила почти на 500 тысяч рублей меньше, но проиграла торги. В итоге годовой контракт был подписан с «Нижавтодорстроем» 30 декабря.
Складывается мнение, что контракты на содержание дорог хоть и составлены с учетом сокращения расходов бюджета, но по какой-то причине даже в сложившейся экономической ситуации цены в них заложены не объективно и, как принято это называть, «непрозрачно». С другой стороны, стоит ли принимать оправдания дорожников за то, что до сих пор не вывезены уже обледенелые горы залежавшегося снега вдоль дорог и тротуаров, хотя таких затяжных снегопадов, как в январе, уже давно не было?
Синоптики говорят, что и в марте не обойдется без снега, ожидается как минимум семь дней обильных снегопадов, а в целом погода будет напоминать февральскую: предстоят и перепады температур, и колебания в районе нулевой отметки, и легкие морозы до -6 градусов днем и даже -16 градусов ночью. Поэтому всем нижегородцам мы желаем даже ранней весной в солнечные дни не забывать смотреть под ноги, а дорожным службам — не пережидать непогоду, а всегда быть готовыми к нештатным ситуациям.