Top.Mail.Ru

Ян Голанд: «Химическая кастрация педофилов – действие чисто символическое»

Общество
22

Проект нового закона о педофилии, который на прошлой неделе был принят Государственной Думой РФ в первом чтении, обсуждался сегодня на пресс-конференции с участием представителей прокуратуры, ГУ МВД России по Нижегородской области, а также нижегородских врачей-психиатров.

Одним из наиболее спорных положений законопроекта, внесенного на рассмотрение Госдумы Президентом РФ Дмитрием Медведевым, по словам начальника отдела государственных обвинителей прокуратуры Нижегородской области Максима Игнатова, является химическая кастрация, которую предлагается применять к лицам, совершившим сексуальное преступление в отношении малолетнего. «Скорее всего, это будет химическое подавление гормона тестостерона определенными медикаментозными средствами», - пояснил эксперт.

При этом Максим Игнатов подчеркнул, что, согласно законопроекту, химическая кастрация может быть только добровольной, и применять ее предполагается к педофилам, освобожденным из мест заключения после отбытия срока, либо к тем из них, кто рассчитывает на условно-досрочное освобождение, - причем исключительно с их согласия. Однако, по опыту врача-психиатра ВВК ГУФСИН России по Нижегородской области Ганны Шевелевой, рассчитывать на такое согласие не приходится.

Той же точки зрения придерживается и врач-психиатр Ян Голанд. «Педофилы никогда добровольно не обращаются за врачебной помощью», - говорит он. Химическую кастрацию Ян Голанд считает «чисто символическим действием». По его словам, медицинские препараты лишь на время подавляют гормональную готовность педофилов и не снижают их сексуального интереса к детям. Более того, существуют медикаменты, способные восстановить сексуальную функцию педофилов.

«Обсуждая эту проблему в профессиональных кругах, мы пришли к выводу, что стоит изолировать педофилов в специальные лагеря и создать из них отряды по ремонту дорог», - толи в шутку, толи всерьез говорит Ян Голанд. По мнению эксперта, в России стоит использовать опыт США, где на домах вешают таблички, сообщающие о том, что жилец данного дома был осужден за сексуальные преступления в отношении малолетних.

Более действенной мерой, нежели химическая кастрация, является введение принудительного лечения педофилов, считает Максим Игнатов. Проект закона о педофилах предусматривает применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией) на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Контролировать применение принудительных мер в случае принятия закона станет обязанностью уголовно-исполнительной инспекции.

Кроме того, новый законопроект исключает условное наказание для педофилов и отсрочку исполнения наказания. Ужесточается процедура, дающая право на условно-досрочное освобождение: такое право преступник сможет получить только после отбытия четырех пятых срока, установленного для него судом (сейчас осужденный педофил может подать прошение об условно-досрочном освобождении, отбыв три четверти срока).

Если преступник уже имеет судимость за ранее совершенные преступления «против половой неприкосновенности несовершеннолетнего ребенка», то, в случае принятия закона, суд будет вправе назначить ему наказание в виде пожизненного лишения свободы. При этом Максим Игнатов отметил: «За последние полтора десятилетия в моей практике не было ни одного случая, чтобы осужденный педофил вышел на свободу».

По данным ГУ МВД России по Нижегородской области, озвученным заместителем начальника 1-й ОРЧ (УР) управления Сергеем Шаповаловым, в последние три года в регионе наблюдается снижение числа сексуальных преступлений в отношении малолетних. Если в 2009 году было зарегистрировано 444 таких преступления, то в прошлом году – только 283; а за девять месяцев текущего года и вовсе 175. «Ложку дегтя» в оптимистичные свидетельства статистики внес Ян Голанд: по его словам, количество педофилов не снижается, просто, будучи тонкими психологами, они стали проявлять большую осторожность и «работают тише».

Проект закона о педофилии, принятый Госдумой в первом чтении, направлен на усиление ответственности за все виды преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних вплоть до 18-летнего возраста; наиболее жесткие санкции предусмотрены для лиц, совершивших сексуальные преступления в отношении детей младше 14 лет. Соглашаясь с необходимостью таких мер, Максим Игнатов, тем не менее, напомнил нижегородским журналистам слова В. Ленина: «Сила закона не в его жестокости, а в его действенности и неотвратимости наказания».