Top.Mail.Ru

В ТПП НО состоялось расширенное заседание Совета региональной Общественной палаты, на котором обсудили проект Нижегородской АЭС

Политика
3

4 сентября в Навашино пройдут публичные слушания с участием энергетиков, проектировщиков, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, научных, экологических организаций. Таким образом, ключевой темой заседания Совета Общественной палаты стали предстоящие общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду строительства Нижегородской АЭС, экономические, экологические и социальные приоритеты в рамках реализации этого проекта. В заседании приняли участие члены региональной Общественной палаты, представители правительства и органов местного самоуправления Нижегородской области, научных кругов, предприятий, общественных организаций.

Модератором обсуждения выступил генеральный директор ТПП Нижегородской области, заместитель председателя региональной Общественной палаты Дмитрий Краснов. Он подчеркнул, что одним из ключевых факторов стабилизации ситуации в стране является внедрение в производство эффективных инновационных технологий. Одним из таких инструментов является введение в эксплуатацию новых генерирующих мощностей. Энергетика, особенно атомная, является необходимым компонентом, в котором заложен значительный потенциал социально-экономического развития России, особенно в посткризисный период.

Министр внутренней политики Нижегородской области Александр Цапин отметил, что в последнее время проводится серьезная работа по информированию жителей области и, в первую очередь, Навашинского и прилегающих к нему районов по строительству Нижегородской АЭС, ведется основательная подготовка к публичным слушаниям, главная цель которых – максимально полно представить мнение общественности, выразить сомнения и опасения, задать все возможные вопросы.

По инициативе главы администрации Навашинского района создан организационный комитет, в который входят 46 человек - члены Правительства Нижегородской области, руководство территории, представители общественности Навашинского и соседних районов. В середине августа состоялась поездка нижегородской делегации в город Удомль Тверской области, где представители Правительства региона, Законодательного собрания, администрации Навашинского и прилегающих районов, а также рядовые жители Навашино, Кулебак, Выксы, Мурома и журналисты знакомилась с работой Калининской АЭС и жизнью атомщиков.

Александр Цапин выразил надежду, что столь масштабная подготовка позволит при проектировании объекта предельно полно, современно и с расчетом на долгосрочную перспективу учесть вопросы безопасности, экологии и социально-экономического развития Навашинского района и Нижегородской области в целом.

В свою очередь, заместитель министра экономики региона Николай Петровский сообщил, что размер ежегодных налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона, обусловленных эксплуатацией АЭС в Навашино, составит 1 – 2 млрд. рублей. По его словам, речь идет о поступлениях в бюджеты Нижегородской области и Навашинского района отчислений от платежей по налогам на прибыль, на имущество, земельного и транспортного налогов. «Эксплуатационный ресурс АЭС составляет 60 лет. Это означает, что в течение этого времени регион будет стабильно получать дополнительные доходы в солидном объеме», - отметил замминистра.

Г-н Петровский подчеркнул, что при разработке стратегии развития Приволжского федерального округа реализация проекта по строительству АЭС в Нижегородской области рассматривается как крупнейший инфраструктурный и социально-значимый проект. Кроме того, он отметил значимость проекта АЭС непосредственно для Навашинского района и Нижегородской области в целом. «С начала года количество безработных в Навашинском и прилегающем к нему районах увеличилось в среднем в 2 раза. Считаю, что строительство АЭС помогло бы решить там проблему занятости», - сказал г-н Петровский. По его словам, в настоящее время средняя зарплата персонала АЭС составляет 39 тыс. рублей.

Основным на заседании стал доклад главного специалиста ОАО «НИАЭП» Владимира Чистякова о проекте Нижегородской АЭС и возможных воздействиях на окружающую среду при сооружении и эксплуатации станции. Он сообщил, что проект предусматривает 2 энергоблока, суммарной установленной мощностью - 2340 МВт(э) с возможностью расширения до 4 энергоблоков. В качестве прототипа Нижегородской АЭС определена строящаяся Нововоронежская АЭС-2. Проект нижегородской атомной электростанции обозначен как «АЭС-2006».

Владимир Чистяков отметил, что рассматривались два альтернативных района для размещения Нижегородской АЭС: «Южный» (площадка «Монаково») в Навашинском районе и «Северный» (площадка «Шеманиха») в Краснобаковском районе. Обе территории по совокупности показателей пригодны для размещения АЭС. Однако, технико-экономический анализ показал, что район размещения «Южный» предпочтительнее с точки зрения сокращения средств на капитальное строительство АЭС-2006. В денежном выражении преимущество составляет 19,2 млрд. руб. в текущих ценах при общей стоимости сооружения двухблочной АЭС с учетом электросетевого строительства и затрат на водоснабжение в текущих ценах – 216,8 млрд. руб.

Значительная часть сообщения главного специалиста «Нижегородатомэнергопроекта» была посвящена проектным основам безопасности АЭС и ключевым факторам воздействия станции на окружающую среду. Г-н Чистяков сообщил, что проект выполнен таким образом, что радиационное воздействие на население и окружающую среду при нормальной длительной эксплуатации вообще необнаружимо и не превышает фоновых значений, а при эксплуатационных нарушениях не приводит к превышению установленных доз облучения населения. «Радиационная безопасность населения и окружающей среды при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и аварийных ситуациях на энергоблоке проекта «АЭС-2006» надежно гарантирована в соответствии с требованиями российских и международных норм и правил», - подчеркнул г-н Чистяков.

В свою очередь, заместитель директора ОАО «ОКБМ им. И.И. Африкантова» Александр Бахметьев отметил, что проект АЭС-2006 принадлежит к поколению III+, где безопасность выступает ключевым фактором и обеспечивается рядом направлений:

- Внутренняя самозащищенность реакторной установки – защита на уровне законов природы. Так, по словам г-на Бахметьева, в Чернобыльском реакторе чрезмерный разогрев теплоносителя (воды) привел к росту мощности – законы природы работали в направлении «подстегивания» реактора. В реакторе TMI-2 (США) в аварийных ситуациях требовалась принудительная разгерметизация контура теплоносителя. Реактор АЭС-2006 предполагает, что при чрезмерном разогреве теплоносителя законы природы будут стремиться заглушить реактор, а рост давления в аварийных ситуациях ограничивается без принудительной разгерметизации контура теплоносителя.

- Усовершенствованный механизм аварийной остановки реактора.

- Аварийный отвод тепла от реактора обеспечен при потере всех источников электропитания без ограничений по времени.

- Модернизированная система локализации радиоактивных продуктов: двойная защитная оболочка реактора и фильтрация межоболочечной среды на основе естественных процессов.

- Управление тяжелой аварией: ограничение последствий за пределами энергоблока обеспечивается усовершенствованными решениями по предотвращению тяжелого повреждения активной зоны, специальными техническими средствами по ограничению последствий тяжелой аварии, инструкциями и процедурами по управлению маловероятными авариями, модернизированной системой контроля за состоянием реакторной установки.

- Эффективный персонал: изменение мировоззрения в части приоритета безопасности.

В ходе заседания заведующий кафедрой экологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доктор биологических наук, профессор Давид Гелашвили подчеркнул, что с точки зрения биоэкологии принципиальных ограничений для строительства АЭС на выбранной площадке нет, и этот вопрос переходит в разряд социальных, экономических и политических.

Однако, участники обсуждения отметили, что часть населения Навашинского района выражает сомнения в необходимости строительства АЭС в месте их проживания (владельцы дачных участков, люди пенсионного возраста, представители молодежи, работники агропромышленного комплекса), хотя мониторинги общественного мнения показывают, что 65% населения особое внимание уделяют перспективам создания большого количества рабочих мест.

По итогам заседания Совет Общественной палаты принял решение, в котором, говорится, в частности, что проект нижегородской атомной электростанции имеет гораздо больше плюсов, нежели минусов, так как наряду с экономическими составляющими, несет социально-гуманитарный аспект, позитивно повлияет на улучшение качества жизни населения – снижение тарифов, уменьшение уровня безработицы, развитие социальной и транспортной инфраструктур – и является одним из важнейших элементов вывода экономики региона из кризиса.

Общественная палата Нижегородской области считает, что ядерная энергетика является реальным и существенным источником обеспечения электроэнергией населения области в долгосрочном плане, не вызывающим отрицательные явления (парниковой эффект, кислотные дожди и т.д.), и считает актуальным строительство энергоблоков Нижегородской АЭС при организации строгого общественного контроля. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на возможность изучения внедрения энергосберегающих технологий и развития альтернативных источников энергии.

Решение Совета Общественной палаты содержит следующие рекомендации:

- Поддержать строительство АЭС в Навашинском районе Нижегородской области как возможный путь ликвидации энергодефицита и дальнейшего социально-экономического развития региона;

- Создать областной общественный Совет по контролю за строительством и эксплуатацией АЭС;

- Рекомендовать Государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом» и ее структурам провести широкую просветительскую работу по опыту работы АЭС в РФ и за рубежом и довести до сведения населения информацию о потенциальных рисках использования ядерной энергетики; изучить вопрос о размещении заказа на производство оборудования для АЭС на предприятиях Нижегородской области;

- Общественной палате, Правительству и Законодательному Собранию Нижегородской области, экспертным организациям создать рабочую группу по изучению внедрения энергосберегающих технологий в Нижегородской области.

Кроме того, по итогам расширенного заседания Совета Общественной палаты региона планируется издание брошюры с материалами совещания.

По материалам ТПП НО