В понедельник, 21 октября, в Нижнем Новгороде состоялось собрание инициативной группы по проведению в городе референдума за возврат прямых всенародных выборов мэра. Одним из главных действующих лиц мероприятия стал депутат Государственной думы РФ Дмитрий Гудков.
По информации РПР-ПАРНАС, Нижний Новгород является самым крупным российским городом, где жители лишены права избирать главу города самостоятельно. При этом, согласно данным социологического опроса, проведенного Левада-центром, 87% опрошенных жителей поддерживают возврат прямых выборов главы города. «В 21 веке, в почти 1,5-миллионном городе решение принимают только 42 депутата. А третья статья Конституции гласит нам, что власть принадлежит народу. Однако процедура выборов мэра из числа депутатов не предусматривает механизма отчетности его перед горожанами», — прокомментировал Гудков.В планах группы — провести яркую агитационную компании. Цель — изменить общественное мнение, поднять уровень гражданской активности. На сегодняшний день подобные инициативные группы созданы уже в нескольких крупных городах: Рязани, Челябинске, Кирове, ведется подобная работа в Пензе, Волгограде, Тамбове, Владимире.
По словам Дмитрия Гудкова уже сегодня, 22 октября, Государственная Дума на федеральном уровне поднимет вопрос о возврате прямых выборов мэра. «И я обязательно расскажу о том, что было в Нижнем Новгороде. Активную работу по данному вопросу мы начали сразу после единого дня голосования, так как поняли, что в профильных комитетах Госдумы данный вопрос идет на отклонение, — рассказывает Гудков. — Нужно, чтобы люди поверили и поняли, что это все делается не под конкретную партию, а ради самих жителей».
К слову, в состав инициативной группы в Нижнем Новгороде вошли представители разных общественных объединений и политических партий, в том числе и незарегистрированных: РПР-ПАРНАС, КПРФ, Справедливая Россия, Яблоко, «Народный Альянс» и «5 декабря». Должна была примкнуть к кампании и «Гражданская платформа». Но последние кадровые изменения, касающиеся исключения из рядов партии Максима Маткина, внесли свои коррективы. Кстати, сам Маткин единолично вошел в состав группы. Свою подпись на документе о проведении референдума поставили, например, депутат городской думы Михаил Барковский, общественный деятель Станислав Дмитриевский, депутат Законодательного Собрания Нижегородской области, член фракции КПРФ Сергей Кузнецов, региональный руководитель партии «Народный альянс» Петр Костюк, политолог Виктор Лысов и другие.
Принять участие в кампании изъявили желание и простые нижегородцы, большая часть из которых молодежь. Все они готовы работать волонтерами: распространять листовки, газеты, беседовать с жителями. Большинство из них возмущены тем, что их лишили данного избирательного права. Сейчас у нижегородцев фактически нет возможности влиять на политическую ситуацию.
Михаил Барковский, известный также своим скандальным выходом из партии «Единая Россия», настроен на оптимистичное развитие событий. «Менять ситуацию нужно сейчас, и как можно быстрее. Думаю, что нового главу города мы переизберем еще до 2015 года».
Нижний Новгород всегда воспринимался как город, где протестные настроения находятся на низком уровне. Но социологические опросы, обсуждение в интернет-сообществах показывает, что недовольство горожан растет, пусть и пока выражают они его пассивно.
Пожалуй, главным аргументом активистов служит то, что призвать к ответу всенародно избранного мэра куда проще, чем назначенного узким кружком заинтересованных депутатов. Вспомним резонансные выборы мэра Екатеринбурга в этом году. Непартийный человек, активный житель Екатеринбурга Евгений Ройзман был избран главой города. Сегодня это воспринимается почти как сказка. Правда, система управления в региональном центре Свердловской области аналогична нижегородской: есть и мэр, и сити-менеджер, через которого, кстати, идут все финансовые потоки в виде городского бюджета. По мнению Дмитрия Гудкова, грамотный человек сможет изменить ситуацию. Например, распустить городскую думу или найти возможности работать сити-менеджера так, как того требует общественность.