Есть такое понятие – великий американский роман. В основном о нем говорят, вспоминая Маргарет Митчелл, Уильяма Фолкнера и Джерома Сэлинджера. Они отразили настроения жителей страны и сформировали не только литературную традицию, но и, в значительной степени, культуру в целом. И если были художники, отразившие то, о чем писали Фолкнер и Сэлинджер, на холсте, то одним из важнейших среди них, несомненно, был Эндрю Ньюэлл Уайет.
Уайет родился в 1917 году в городке Чеддс-Форд в штате Пенсильвания. Отцом будущего художника был великий американский иллюстратор Ньюэлл Конверс Уайет. Образование Эндрю из-за слабого здоровья получил дома, совмещая учебу с занятиями живописью под руководством своего отца. Так же, как и он, Эндрю был пленен американскими пейзажами, историей и не чужд романтики. Первые картины младшего Уайета были написаны акварелью, однако позже он стал писать темперой. Именно в этой технике и были написаны его лучшие произведения.
Первая выставка юного живописца была организована, когда ему исполнилось всего 20 лет, и все выставленные в экспозиции картины были довольно быстро распроданы.
1940-е годы были для Уайета, пожалуй, самыми сложными, но и самыми плодотворными.
В 1940 году он женился в первый и единственный раз на Бетси Джеймс. До конца его жизни она оставалась его секретарем, моделью, консультантом. Она придумывала сюжеты для картин супруга, давала им названия. Уже в 1943 году у них родился первенец Джеймс, впоследствии пошедший по отцовским стопам и ставший одним из видных американских живописцев-реалистов. К середине 40-х сформировалась творческая манера самого Уайета, совмещавшая магический реализм и символизм с реалистическими традициями вроде идеализации фермерской Америки. Тогда же, в 1945 году, в автокатастрофе погиб отец художника.
В 1948 году художник закончил свою, наверное, самую известную картину – «Мир Кристины». Героиней стала соседка Уайетов по летнему дому в штате Мэн Кристина Ольсен, хотя позировала художнику его супруга. У Кристины были парализованы ноги, однако художник был совершенно поражен ее целеустремленностью и силой духа, которые и вдохновили его на написание полотна.
В последующие годы Уайеты попеременно жили в Мэне и Пенсильвании. Уайет вообще не любил путешествовать. Сам он приверженность родным местам объяснял тем, что боится потерять что-то важное, что есть в его картинах. Стиль Уайета почти не менялся с годами, разве что изображения классических американских пейзажей все больше наполнялись символами, приобретали большую значительность и глубину.
Последним циклом работ художника стала серия портретов еще одной его соседки, Хельги Тесторф.
Всего Уайет за 1971–1985 годы написал 247 портретов Хельги. Особенность этой работы в том, что за весь длительный период об этих картинах не знал никто, кроме художника и модели. Когда супруга Уайета увидела их, то сказала: «Если бы они мне не понравились, я бы его просто убила». Художник никак не комментировал таинственную историю создания. Судя по всему, он просто не мог иначе – как-то он обмолвился, что Хельга символизировала его мятущуюся душу.
За свою долгую творческую жизнь художник был удостоен многих премий, был членом американской, французской, британской и даже советской академий искусств.
Вчера, 16 января, представительница картинной галереи родного города Уайета Чеддс-Форд сообщила, что после непродолжительной болезни Эндрю Уайет скончался.