Top.Mail.Ru

«Транспортный коллапс»: кто виноват и что делать?

Авто и транспорт
10

«Транспортный коллапс» – словосочетание, «модное» в Москве, но набирающее все большую актуальность и в Нижнем Новгороде.

Прошла тяжелая зима, с вьюгами, двухметровыми сугробами, лютыми морозам и апокалипсическим месяцем беспросветных пробок. Казалось бы, можно выдохнуть, выкопать или выколоть свой автомобиль из снежного завала или ледяной стены, и в путь! Но, не тут-то было. Пробки никуда не делись. Город стоит и задыхается. Все больше нервных клеток нижегородцы уничтожают в забитых до предела и нарушающих все мыслимые правила безопасности маршрутках.

И ситуация только ухудшается. Если в 2005 году на 1000 нижегородцев приходилось 240 автомобилей, то в 2011 эта цифра выросла до 305, а в центральной части города – до 480!

Скорость движения транспортного потока в Нижнем Новгороде резко падает. Еще не достигнув запредельно низкого московского показателя, она, тем не менее, стабильно к нему приближается.

Опуская классический вопрос «Кто виноват?», не менее литературную дилемму «Что делать?» в авторской программе Георгия Молокина «В городе N» решали лучшие мужи этого самого города.

«Необходимо перестроение, грамотное проектирование дорожной сети», – с этим утверждением Николая Мамонова, заместителя начальника ГИБДД Нижегородской области, никто из присутствующих спорить не решился. В качестве элементарных мер представитель ГИБДД предложил введение дорог-дублеров, изменение светофорных режимов, запреты левых поворотов, ужесточение штрафов и эксплуатацию альтернативного вида транспорта – метро.

На это Юрий Гаранин, генеральный директор МУ ГУММИД, сообщил, что еще четыре года назад была разработана «Концепция совершенствования организации движения Нижнего Новгорода», согласно которой введен ряд дорог с односторонним движением, реорганизовано движение на нескольких участках нижней части города, удлинена зона парковки на магистралях. Но нет предела совершенству. В настоящее время УГИБДД, департаментами архитектуры и транспорта разработана «Концепция развития парковок Нижнего Новгорода», которая начнет материализовываться, как только найдется финансирование.

Тем не менее, Юрий Анатольевич согласился, что без строительства дорог-дублеров, дополнительных автомагистралей, двухуровневых развязок, пешеходных переходов и парковок кардинально ситуацию изменить невозможно.

Владимир Грибов, директор департамента транспорта и связи Нижнего Новгорода, с оговоркой на то, что департамент транспорта строительством не занимается, сообщил: «Проекты некоторых дорог – дублеров уже разработаны».

Так, например, закончен проект дороги – дублера проспекта Гагарина, строительство которой намечено на 2012 год при условии поступления финансирования.

Одобрен проект дороги дублера проспекта Ленина (от Молитовского моста до Мызинского), предположительно (учитывая реальное положение дел и бюджета), строительство начнется в 2014 году. Также в разработке находятся двухуровневые развязки на улицах Должанская и Циолковского.

Прекрасные проекты, достойные планы!

«Город задыхается и стоит. Не знаю, как вам, мудрецам, но нам, простым смертным, такой исход был понятен и четыре и пять лет назад. Я задам вам злой вопрос: почему же ничего не делали раньше? Зачем нужно было доводить до нынешнего положения?», – обратился к гостям программы Георгий Молокин.

«Россия только недавно достигла стадии развитого капитализма, – отшутился В. Грибов. – Мы почему-то забываем про то, что уже сделано за последние 2 года. Метромост функционирует, открыт спуск на проспект Гагарина. В этом году в реализацию будут запущены 30-40 серьезных объектов, откроется закрытая сегодня улица Марата, начнет работу параллельная развязка самой проблемной улицы Горького. Мы делаем многое, хотя, согласен, не успеваем».

Новые дороги – первый шаг на пути к просветлению автомобильного мрака. Второй шаг в этом направлении – «разгрузка» города.

С этой целью Минстрой планирует в текущем году вынос автовокзала с площади Лядова за черту города, в деревню Ольгино, и перенос автостанции «Сенная» в район садоводческого товарищества «Маяк» на Казанском шоссе.

Такие перемены отразятся, в первую очередь, на пожилых садоводах и иногородних студентах.

«Теперь, чтобы добраться до автостанции в Ольгино, мне понадобится больше денег и времени, и с учетом сегодняшних пробок есть большая вероятность опоздания на рейсовый автобус», – выразил всеобщие опасения молодой человек.

Юрий Гаранин успокоил студентов – потерь финансов бояться не стоит: «Дело в том, что стоимость билетов в рейсовом транспорте находится в прямой зависимости от проезжаемого километража. Соответственно, билеты, которые будут реализовываться в Ольгино, должны быть дешевле, чем те, которые вы покупаете на действующем автовокзале».

Про нестабильное расписание городского транспорта чиновник умолчал.

Удивительное дело. Руководители страны на весь мир объявили о вступлении России на рельсы модернизации и инноваций, в то время как «поезд» движется по ним без расписания.

Пунктуальные иностранцы – гости нашего города – искренне недоумевают, когда ждать автобуса, троллейбуса, трамвая или маршрутки приходится более 15 минут. Откуда им, привычным к педантичным точностям, знать, что железная табличка, косо прибитая к столбу на остановке общественного транспорта, в суровой России ничего не значит?

Что же мешает уполномоченным ведомствам выделить отдельную полосу для общественного транспорта и, таким образом, вынести его из зоны пробок?

«Мы работаем в этом направлении», – отвечает заместитель начальника ГИБДД Нижегородской области.

Другими словами: плюсы на всех фронтах.

Еще одной причиной частых пробок и нижегородских дорог являются большегрузы.

Весь цивилизованный мир и даже Москва поняли нерациональность использования грузового транспорта на городской территории днем. До Нижнего Новгорода, очевидно, как до глубокой провинции, осознание этого еще не дошло. На вопрос Геннадия Молокина «Почему не перенести работу фур, которые подвозят продукты к большим супермаркетам, на ночь?», генеральный директор МУ ГУММИД ответил, что, оказывается, на протяжении последних 3 лет в Нижнем Новгороде действует запрет движения грузового транспорта свыше 3,5 тонн по городскому кольцу.

Что же тогда означают грузовики, лихо несущиеся по площади Горького?

Основную ставку в борьбе с дорожными коллапсами МУ ГУММИД, ГИБДД Нижегородской области и департамент транспорта и связи Нижнего Новгорода делают на столь ожидаемое открытие в верхней части города метро, которое позволит перераспределить пассажирский поток.

«Связь левого и правого берега должна кардинально изменить транспортную схему города» – утверждают чиновники.

Булгаковский Коровьев говорил: «Нет документа – нет человека». В истории с нижегородским метро всё наоборот: во всемирной энциклопедии Викепедия давно расположена статья с точными датами открытия станций, а улица Горького, меж тем, все еще перекрыта.

«Уже третий год метрополитен строится очень хорошими темпами. 17 лет мы пытались соединить левый и правый берега (заречную и нагорную части города). Сегодня это удалось – введен в эксплуатацию мост, строится Горьковская станция», – заявил  директор департамента транспорта и связи Нижнего Новгорода В. Грибов.

Согласно идеальному плану А, первый поезд должен привезти нижегородцев из заречной части на станцию метро «Горьковская» 4 ноября 2012 года. План Б – простор для фантазии.

Согласно планам департамента транспорта, в «ближайшее время» (до 2014 года) нижегородский метрополитен раскинет следующие ветки:

1) заречная часть – площадь Горького,
2) продолжение Автозаводской линии до площади Сенной – Печер – Кузнечихи – Щербинок – Новинок
3) линия Стрелка – Мещера – Сормово

Директор Управления по строительству метрополитена Ю. Гаранин объяснил, какие последствия повлечет за собой открытие станции: «По мере ввода в эксплуатацию новых станций метро будет меняться маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта. Продолжать введенную в 90-е годы традицию – осуществлять доставку человека «от порога до порога» больше нельзя – город задыхается. Мы будем формировать короткие подвозные маршруты до станций метро на всех пассажирообразющих точках. Кроме того, сократиться количество единиц общественного транспорта».

Все мы, действительно, надеемся, что с открытием развитого метрополитена в наш город придут большие перемены: рассосутся пробки, посвежеет воздух, а мы, весело поднимаясь по эскалатору, подобно герою любимого фильма «А я иду, шагаю по Москве» будем напевать веселую песню. Перемены, безусловно, придут. Если изменится наше сознание. Если мы перестанем быть заложниками автомобильного бума, припарковывать машины на тротуарах или ставить так, что из 4 полос на проезжей части останется только одна, если овладеем культурой поведения на дорогах и в жизни, и чаше будем читать классическую литературу, герой которой говорил: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения».