Какой уровень грамотности у вчерашних абитуриентов и какие типичные языковые ошибки они допускают, приступая к обучению в университете, ИА «В городе N» в День русского языка, который отмечается 6 июня, узнало у преподавателей одного из нижегородских гуманитарных вузов.
Так, в пунктуации (правильной постановке знаков препинания — прим. авт.) чаще всего первокурсники забывают обособлять запятыми причастные обороты, также игнорируется тире между подлежащим и сказуемым, когда это требуется. Например, в предложении: «Увидеть Байкал — моя мечта». При этом довольно распространенный случай, когда вместо тире ставится запятая — «радость, это ходить на любимую работу».
Что касается орфографических ошибок, студенты при написании теряют дефис в неопределенных местоимениях «кто-то», «что-то» и т. д., а также неверно употребляют прописные буквы, причем, для некоторых откровением является то, что слово «вуз» — больше не аббревиатура.
В плане лексики и грамматики встречаются следующие ошибки: «крайний» вместо «последний», «что касаемо», а не «что касается», «согласно приказа», тогда как надо писать «согласно приказу», «по приезду» вместо «по приезде». Кроме того, трудности возникают со склонением числительных в родительном падеже: «двухста», «трехста» при правильных вариантах «двухсот», «трехсот». Ну и типичная «чеховская ошибка» в употреблении деепричастия — «подумав, мне стало ясно».
Читайте такжеОбласть ошибок: почему возникает путаница между нижегородцами и новгородцами?
По мнению одного из преподавателей вуза, в который обратилось агентство, основная проблема в том, что студенты не контролируют себя.
Грамотно писать — как дышать: ты пишешь без ошибок всегда, и в официальном общении, и в частном. А многие сейчас пытаются писать грамотно только тогда, когда знают, что это будет проверено и оценено, — поясняет педагог.
Также, по ее словам, много ляпов допускается студентами, потому что они полагаются на принцип «как слышу, так и пишу».
Некоторые ошибки бывают «намеренными», но зачастую нельзя сказать точно, знал или не знал человек, когда писал, например, «девачки» вместо правильного варианта, а в пунктуации есть две тенденции, и обе мне не нравятся. Первая — ставить знаки препинания везде, где сделал вдох или задумался; вторая — вообще не ставить никаких знаков, — резюмировала преподаватель.
Ранее мы писали о том, что больше 50% жителей Приволжья верят в связь уровня дохода со знанием русского языка.