Сложно писать о десяти днях, которые были столь насыщены интереснейшими концертами, потому что каждый из них оставил живые и яркие впечатления. Значит, мы расскажем понемногу обо всех.
С 26 сентября по 6 октября на ХI Международном фестивале искусств имени Андрея Сахарова «Русское искусство и мир» прошел «французский сезон», посвященный году Франции в России и году России во Франции.
Нижегородцы получили уникальную возможность послушать прекрасную музыку Жоржа Бизе, Гектора Берлиоза, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Камиля Сен-Санса и других не менее интересных авторов. Прогуляться по Парижу слушая произведения писателей Мопассана, Верлена, Беранже.
Открывал фестиваль Национальный симфонический оркестр города Лилль под управлением Жан-Клода Казадезюса. «Нести музыку повсюду, где ее могут принять» – девиз этого необыкновенного коллектива.
Концерт начался с сюиты из балета Мануэля де Фальи «Любовь-волшебница». Об этом произведении испанского композитора говорят, что оно отличается сложными мелодическими переходами, являясь настоящей проверкой музыкантов на профессионализм. В исполнении французского оркестра это было великолепно. Слушаешь и чувствуешь, что это произведение о любви – сильной, страстной и одновременно нежной и романтичной. Кстати, этот композитор написал всего два балета – и оба для Дягилевской труппы. И тут прослеживаются связи с Россией, да и сам Казадезюс имеет русские корни: его прабабушка была родом из нашей страны. Прозвучали первая и вторая сюиты Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Жан-Клод как-то сказал, что «главное – это донести эмоцию, тогда и музыка станет понятной и любимой». Оркестр играл именно так – не по-французски эмоционально.
Во втором отделении к музыкантам присоединилась солистка Софи Фурнье (меццо-сопрано) – состоялось первое исполнение в нашем городе произведения Берлиоза «Смерть Клеопатры». Произведение для арии длинное, звучит, разумеется, на языке оригинала. Завершился концерт сюитой из оперы Бизе «Кармен». Это одно из самых известных произведений классического репертуара – оно знакомо даже тем, кто почти ничего не знает о жанре оперы. Концерт получился интересным и захватывающим. Очень яркое открытие серьезного фестиваля.
Фестиваль – это всегда сюрпризы. И во второй день они ждали любителей и знатоков классической музыки. На сцене Нижегородской филармонии камерный ансамбль «Солисты Москвы» играл на старинных инструментах, изготовленных в конце XVIII века знаменитым французским мастером Жаном-Батистом Вильомом. «Инструменты не принадлежат оркестру. Они хранятся в Государственной коллекции уникальных инструментов, и привезти их в Нижний Новгород было весьма сложно. Это - раритеты и их безопасность стоит очень дорого», – рассказал перед началом концерта художественный руководитель коллектива Юрий Башмет. С одной стороны, трудно играть на инструменте, который держал в руках несколько раз, а с другой – это большое удовольствие. Исполнение артистами музыки Гайдна и Чайковского, Равеля и Моцарта порадовало и удивило публику. Зрители получили колоссальное удовольствие от красивых мелодий.
Сахровский фестиваль не просто музыкальное мероприятие, это фестиваль искусств. 1 октября народная артистка России Антонина Кузнецова рассказывала о Париже устами французских авторов: Мопассана, Ронсара, Беранже, Верлена, Рембо. Каждый из них видит Париж по-совему, но в общем создается достаточно цельное впечатления с яркими штрихами. Антонина Кузнецова обладает удивительным артистичным голосом, он действительно завораживает и погружает в атмосферу города романтиков. Для любителей литературы в рамках Сахаровского фестиваля открылась уникальная выставка «ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: История Франции в мемуарах». Все они принадлежат перу известных политических деятелей, таких, как Наполеон или Маргарита Наваррская. До 15 октября экспозицию можно посмотреть в «Белом зале» Нижегородской государственной областной научной библиотеки им. Ленина.
На следующий день на сцене филармонии играл талантливый пианист Жан-Эффлам Бавузе. Слушать французскую музыку в исполнении французов – это непередаваемое удовольствие: это их музыка, потому что композиторы, которых они играют, родились в этой стране. Музыканты чувствуют её как никто, и она звучит у них иначе. Это как русские понимают Петра Ильича Чайковского лучше, чем представители любых других национальностей. Это – свое, родное, то, что в их характере. И именно так его играл Бавузе. Великолепно.
Главная премьера фестиваля – первое полное исполнение в России оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила». Ноты самой знаменитой работы французского композитора организаторы собирали буквально по всей Европе. Первыми древнюю библейскую историю любви и трагедии Самсона и Далилы в полном варианте, созданном Сен-Сансом, услышали именно нижегородцы. Исполнили ее Изабель Верне и Даниель Гальвез-Валлейо. Музыка оперы Сен-Санса очень мощная и очень живая. Дирижер Венсан Монтей был абсолютно прав на пресс-конференции, когда говорил, что для нее не нужны декорации – она рождает картины в вашей голове. Это очень объемная музыка. А еще Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии – это что-то невероятное. Слушать, как они играют – это такое удовольствие. Артисты прекрасно передали настроение оперы и самой истории. Это было отличное сочетание мощной музыки и хороших голосов.
4 октября на сцену поднялся квартет им. Бородина и Людмила Берлинская. Их программа – это посвящение Валентину Берлинскому – одному из основателей ансамбля, который выступал в коллективе более шестидесяти лет. Звуки квартета №2 Петра Чайковского и фортепианного квинтета Франка плыли над залом Филармонии. Музыка очень гармоничная, а в исполнении струнных – пронзительная. Когда во втором отделении к ним присоединилось фортепиано – звук стал другим, более объемным.
В завершение дней этой страны выступил Денис Мацуев с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии. Великая музыка Берлиоза, Стравинского, Листа стала достойным окончанием этих десяти дней. Здесь были и мощность, и торжественность, что стало достойным завершением фестиваля. Различные виды искусств, замечательные произведения и их красивое исполнение – ко всему этому смогли прикоснуться нижегородцы. Фестиваль имени Сахарова это поистине праздник музыки и искусства.