РЖД пересчитали стоимость строительства первой в России высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. По информации РБК daily, магистраль подорожала на 140 млрд руб. — до 1,068 трлн руб., из которых 62,7% выделит государство.
Отмечается, что оно же станет основным собственником проекта, передав всю инфраструктуру в аренду РЖД. Проект может не окупиться даже за расчетный срок — 40 лет.
В распоряжении РБК daily оказались организационная и финансовая модели проекта строительства высокоскоростного железнодорожного участка Москва — Казань, подготовленные для профильных министерств. Из документов следует, что стоимость строительства 1 км дороги составит 1,39 млрд рублей вместо ранее предполагаемых 0,9–1 млрд рублей. Общие затраты на проект оцениваются в 1,031 трлн рублей.
Отдельно сказано о 37 млрд рублей, которые потребуются на новые вокзальные комплексы в Москве, Нижнем Новгороде и Казани. РЖД надеются построить вокзалы за счет частных инвесторов, предложив им в качестве одного из вариантов контракт жизненного цикла.
После завершения строительства в мае 2018 года компания планирует арендовать магистраль, возместив свои затраты на это за счет субсидий от государства. Помимо этого РЖД хотят отвечать за перевозку пассажиров и продажу билетов и сдавать в аренду коммерческие площади под организацию на них торговых точек и сети питания. При этом РЖД рассчитывают на обнуление налога на имущество и НДС на пассажирские перевозки.
Средняя стоимость проезда от Москвы до Казани (время в пути 3,5 часа) составит 3,8 тысяч рублей, следует из расчетов госкомпании. От Москвы до Чебоксар можно будет доехать за 3,5 тысяч рублей, до Нижнего Новгорода — за 2,8 тысяч, а до Владимира — за 1,8 тысяч. Кроме того, по новой магистрали могут быть запущены поезда «Сапсан» и скорые электрички.
К 2020 году годовой пассажиропоток магистрали должен составить 7,4 млн человек (ожидается, что самым популярным станет маршрут Москва-Нижний Новгород — 3,3 млн человек, и только следом Москва-Казань — 2,09 млн пассажиров), а к 2030 году — 10 млн человек.