Министр энергетики РФ Сергей Шматко включился в «игру» по продвижению Россией своего кандидата на пост генсека Форума стран-экспортеров газа.
Этим летом ему удалось уговорить коллег «по цеху» из других газодобывающих стран перенести окончательное решение по выборам нового руководителя организации на декабрь.
Причина – сложность выбора, с которым столкнулась российская сторона. По словам С. Шматко, составлен шорт-лист из четырех фамилий, выбрать одну из которых необходимо до октября. В декабре состоится внеочередное заседание ФСЭГ, на котором предполагается, что российская кандидатура будет утверждена.
Для России чрезвычайно важно иметь в руководстве ФСЭГ "своего человека". Форум нередко воспринимается как прототип "газового картеля" по аналогии с ОПЕК, а страны-потребители энергоресурсов на Западе расценивают его как одну из серьезных потенциальных угроз стабильности поставок "голубого топлива".
К слову, президент Венесуэлы Уго Чавес, находящийся с визитом в России, - один из активных лоббистов создания "газовой ОПЕК" на пространстве газодобывающих стран (исключительно из "незападного" мира).
Для него это, прежде всего, инструмент давления на США: Чавес предполагает консолидировать "под своими знаменами" не только нынешних членов ФСЭГ, но и традиционно нейтральный Туркменистан.
На этом фоне маневр С. Шматко, который заключается в оттягивании сроков решения по новому генсеку ФСЭГ, выглядит закономерным: у России появляется дополнительное определить подходящую кандидатуру на должность лоббиста российских интересов в ФСЭГ, и, следовательно, на рынке крупнейших газодобывающих стран мира.
Отличие потенциального картеля от Форума состоит в том, что он будет контролировать процесс ценообразования на газ, чего так опасаются на Западе. Что касается перспектив создания объединения наподобие нефтяной ОПЕК, то позиция России пока остается гибкой и неопределенной. Слухи о возможности создании «союза газовых экспортеров» могут оказаться выгодными для России скорее по политическим причинам, нежели экономическим.
По материалам АНО «Верное решение»