Со вступлением в силу закона «О Следственном комитете» в России должна наконец закончиться кампания по реформированию данной структуры, в которой сосредоточены наиболее квалифицированные следователи в стране, заявил эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин в интервью «Актуальным комментариям».
15 января вступил в силу закон о Следственном комитете. Новый независимый государственный орган создан на базе Следственного комитета при прокураторе и напрямую подчинен президенту.
Эксперт отметил, что «до последнего времени самое серьезное сопротивление вызывало юридическое закрепление разделения следствия и прокурорского надзора», несмотря на то, что по факту это произошло еще три с лишним года назад.
«При этом почти все критики разделения «забывают», что объединение двух инстанций было советской «новацией» и окончательно произошло в середине 1930-х гг., когда госаппарат интенсивно готовился к массовым репрессиям», - подчеркивает Салин.
Политолог поясняет, что «объединение следствия и надзора было призвано свести к минимуму потенциальное межведомственное противодействие для того, чтобы «конвейер обвинений» работал максимально оперативно».
Он отмечает, что в большинстве стран мира следствие и надзор разведены по разным структурам.
По мнению Салина, «процесс перманентного реформирования не лучшим образом сказывался на работоспособности следователей». Эксперт поясняет: «Если человек не знает, что его ждет через 3-6 месяцев, он сто раз подумает, прежде чем взять на себя ответственность и бороться с преступниками, особенно имеющими мощных покровителей в бюрократической среде».
Эксперт замечает, что сейчас есть «все предпосылки для того, чтобы Следственный комитет занял свое уникальное место в системе следственных органов». «Если милиция традиционно занимается «бытовухой», а ФСБ - преступлениями против государственной безопасности, то СКР прежде всего сосредоточится на борьбе с коррупцией в ее новой форме», - уточняет политолог.
По мнению эксперта, власть противится попыткам бюрократии списать все грехи на превратившееся в «мальчика для битья» МВД. Салин напоминает, что «СКР обладает широкими полномочиями по возбуждению дел в отношении так называемых «спецсубъектов» - бюрократов, занимающих государственные должности и потому пользующихся иммунитетом от судебного преследования».
«При этом на местном и региональном уровне зачастую именно они выступают если не лидерами, то партнерами и покровителями преступных групп, которые легализовались и выступают под прикрытием бизнес-структур и ЧОПов, как этот происходило в Кущевской», отмечает он.
Эксперт убежден: «без уничтожения всей коррупционной вертикали, включая и покровителей преступников во властных кабинетах, бороться с коррупцией бесполезно. Это все равно что косить сорняки на поле - оставшиеся в питательной среде корни быстро дадут новые всходы».
С учетом сложности стоящих перед ним задач «обновленный Следственный комитет не так уж и «перенакачан» полномочиями, как это утверждают противники его руководства», полагает Салин.
По его словам, «в экспертном и медийном сообществе широко распространено заблуждение, согласно которому новый единый следственный орган станет полным аналогом американского ФБР».
«Однако речь идет об объединении исключительно следствия, в то время как ФБР располагает большим штатом и возможностями для ведения оперативно-розыскной деятельности - от опроса свидетелей и участников преступлений, до наблюдения и задержания подозреваемых», - поясняет политолог. Салин отмечает, что СКР «для получения подобного рода «услуг» вынуждены просить о помощи своих коллег, прежде всего, из ФСБ».
Как сообщали ранее «Актуальные комментарии», в компетенции обновленного Следственного комитета – тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, похищения людей, изнасилования). СК также будет расследовать преступления, совершенные гражданами с особым правовым статусом – судьями, следователями, адвокатами, депутатами. Кроме того, следователи комитета будут заводить уголовные дела о налоговых преступлениях, которые ранее расследовали в МВД. Комитет будет также рассматривать обращения граждан о правонарушениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия следственных органов.
Органы следствия других ведомств пока останутся в прежнем виде. МВД по-прежнему будет расследовать основную массу преступлений, кроме особо тяжких, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - профильные преступления, а ФСБ - в основном дела, связанные с терроризмом, шпионажем и крупной контрабандой.
Источник: АНО «Верное решение»