Правительство нашло новые способы пополнения бюджета 2010 года на сумму 144 млрд рублей, сообщил в четверг премьер Владимир Путин. Допдоходы, в частности, появятся за счет полного зачисления в федеральный бюджет НДПИ и доходов фонда нацблагосостояния и резервного фонда. Все съест недобор налоговых поступлений в ненефтегазовом секторе экономики, предсказывают эксперты.
На заседании в четверг правительство утвердило поправки в Бюджетный кодекс (БК) и в закон о ЦБ. Цель изменения законодательства – привлечь дополнительные доходы в федеральный бюджет на ближайшие три года.
В БК внесут норму о зачислении в федеральный бюджет 100% доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением природного газа). Это, по расчетам правительства, принесет в бюджет в 2010 году не менее 46,5 млрд руб., в 2011 году – 50,9 млрд руб., в 2012 году – 55 млрд руб. Сейчас 5% доходов от уплаты нефтяного НДПИ идет в бюджеты субъектов России. Таких регионов 32. В прошлом году они получили в свои бюджеты за счет этого налога 79 млрд руб., что в среднем по стране составляет 2% всех доходов бюджетов российских регионов. Наибольший объем поступлений этого налога сконцентрирован в Тюменской области (более 60% общего объема), в бюджеты Республики Татарстан зачисляется 6% общего объема, Оренбургской области – 4% и Республики Коми, Пермского края, Архангельской и Самарской областей по 3%.
Изъятие у регионов НДПИ планируется компенсировать. Но не полностью: в 2010 году в объеме 60% от прогнозных поступлений, в 2011 году – 40%, в 2012 году – 20%.
Кроме того, регионы смогут увеличить свои бюджеты за счет роста некоторых налоговых ставок. Предполагается, что их индексация принесет в региональные бюджеты дополнительные 96,6 млрд руб. в 2010 году, заявлял ранее заместитель главы Минфина Антон Силуанов. Большую часть принесут акцизы на нефтепродукты (14,7 млрд руб.), госпошлина (8,9 млрд руб.) и транспортный налог (7,5 млрд руб.). Регионам будет предоставлено право повысить в два раза транспортный налог.
Второй источник дополнительного пополнения бюджета – средства, которые раньше направлялись в резервный фонд и фонд нацблагосостояния. Это так называемые нефтяные сверхдоходы – поступления от НДПИ и экспортной пошлины на нефть: по действующему Бюджетному кодексу, их поступления в бюджет не должны превышать 3,7% ВВП, все остальное идет в два названных фонда. Теперь эти средства будут целиком поступать в бюджет. Эта мера дополнительно принесет ему в 2010 году 77,9 млрд руб., в 2011 году – 86,4 млрд руб. и в 2012 году – 25,6 млрд руб.
Третий источник – прибыль Центробанка от размещения золотовалютных резервов. Теперь в бюджет будет поступать не 50%, а 75% от этой суммы, что позволит дополнительно получать не менее 20 млрд руб. ежегодно.
«В общей сложности все названные сегодня решения позволят увеличить доходы федерального бюджета только в следующем году еще на 144,4 миллиарда рублей», – подсчитал премьер.
Проект бюджета на 2010-й и два последующих года правительство утвердило 30 июля. В следующем году его дефицит составит 3,2 трлн рублей. Дыру предполагается закрывать за счет средств, уже накопленных в резервном фонде и фонде нацблагосостояния, и заимствований. При утверждении бюджета правительство стояло перед выбором: либо резко и, как выразился премьер, «драматически» сократить расходы, либо согласиться с дефицитом, но изыскивать дополнительные источники для его покрытия. «Второй вариант более обоснован и более приемлем для страны сегодня», – решил Путин.
Несмотря на огромную дыру в бюджете, он будет самым социально ориентированным за последние годы. Более 70% бюджетных расходов в 2010 году имеет ярко выраженный социальный характер, считают в правительстве. Наиболее лоялен проект бюджета к пенсионерам. За 2010 год пенсия вырастет на 46% и концу года составит в среднем 8408 рублей.
Не исключено также, что власти решат пополнить бюджет за счет повышения экспортных пошлин на газ. Но пока «Газпрому» удалось пролоббировать иную идею получения дополнительных доходов – за счет роста экспортных поставок. Некоторый рост доходов даст индексация акцизов на вино и пиво.
Эксперты полагают, что правительство соберет требуемую сумму без особых проблем.
«Вряд ли эти 144 млрд рублей можно назвать дополнительными доходами. Это скорее перераспределение средств внутри одной системы – консолидированного бюджета», – говорит Ксения Юдаева, руководитель центра макроэкономических исследований Сбербанка. «Все три источника допдоходов достаточно предсказуемы, точнее, их колебания зависят от общих показателей, влияющих на экономику в целом: цены на нефть, стабильность мирового финансового рынка», – уточняет Алексей Калинин, аналитик АКГ «Развитие бизнес-систем».
Предлагаемая реформа не увеличивает налоговую нагрузку на добывающие предприятия, но предложение перевести все налоговые отчисления по НДПИ в федеральный бюджет вызывает опасения участников рынка. «Для большинства региональных и муниципальных бюджетов добывающие предприятия являются основными донорами, особенно на востоке нашей страны», – говорит генеральный директор компании «Якутгазпром» Андрей Загорский.
Скорее всего, дополнительные доходы покроют недобор налоговых поступлений в ненефтегазовом секторе экономики, единодушны эксперты. «По прогнозу Минфина, при сохранении нынешней стоимости барреля нефти к концу года появится дополнительных 230 млрд рублей, при этом планируется недобор в ненефтегазовом секторе порядка 220 млрд долларов», – подсчитал заместитель директора института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов.
Но с точки зрения бюджетного федерализма шаг, мягко говоря, сомнительный.
«Регионы и без того в начале 2000-х лишились многих бюджетных поступлений, теперь у них изымается еще один источник собственных доходов – НДПИ, еще более повышается зависимость от дотаций из центра», – говорит Калинин. «Это нововведение лишает региональную власть стимулов к развитию регионов и заставляет ее биться за трансферты», – считает Юдаева.
Но с другой стороны, изъятие НДПИ касается менее чем трети российских субъектов, и это в основном «богатые», нефтедобывающие регионы. Сокращение поступлений в их бюджеты увеличивает возможности федерального центра подпитывать средствами те субъекты РФ, где ситуация с доходами бюджета складывается совсем уж критическая, говорит Калинин.
По материалам ЗАО «Газета.Ru»