Двенадцать концепций развития Нижне-Волжской набережной от Канавинского моста до переулка Казарменного в Нижнем Новгороде представили архитекторы на совещании 21 июня, сообщает корреспондент ИА «В городе N».
По словам главного архитектора города Виктора Быкова, все проектировщики и даже студенты были оповещены о разработке концепции комплексного благоустройства набережной — отозвались 14 авторов. Единственным пожеланием администрации было сохранить виды на акваторию и историческую застройку. В результате все проекты за исключением одного получились в объемном выражении невысокими.
1. Основная идея проектного бюро «ДА» заключается в том, чтобы зеленые склоны как бы врезались в саму набережную низкорослыми кустарниками и цветниками. При этом функционально присутствовало все необходимое для разнообразного отдыха: общепиты и туалеты, парковка, смотровые площадки, роллердром, велосипедные дорожки, деревянные набережные для молодежных встреч и концертов «тяжелой» музыки и даже небольшой бассейн с раздевалками.
2. В архитектурном бюро Малковых уверены, что пришло время масштабных проектов — строительство метро, мостов и так далее, и набережная должна стать таким же большим проектом. Нижняя плоскость набережной проходит в виде волны вдоль всего участка, покрыта натуральными камнями, окрашенными в цвет российского триколора, и символизирует реку. На втором ярусе — озеленение, парковочные карманы, а вместо лестниц — наклонные плоскости. Пешеходная зона в целом могла бы представляет собой вытянутую площадь, а подпорные стенки, как вертикальные сады с малыми архитектурными формами, насыщены элементами об истории города.
3. Выпускник ННГАСУ Арсений Безруков предложил максимально сохранить недостроенные колонны и сооружения (например, в недостроенном здании разместить кафе), окружив их зелеными насаждениями, велодорожками и прогулочными маршрутами, выложенными брусчаткой, что позволит потратить на благоустройство минимум средств и в кратчайшие сроки открыть набережную для посетителей.
4. Алена Новикова из мастерской Быкова предложила вариант набережной, открытой «здесь и сейчас» на случай, если нельзя будет убрать строительные объекты. Монолитные сооружения можно использовать, даже оставив все граффити, для спортивных объектов, скалодромов, детской площадки, пунктов проката, колонны превратить в светильники, а вокруг них разместить скамейки, рядом — площадку для массовых мероприятий и деревянные настилы для отдыха.
5. Представитель НПО «Архстрой» Александр Сапунцов выразил мнение, что участок от казарменного переулка до Канавинского моста протяженностью 1,5 км, стоит разделить на две очереди, границей между которыми станет Речной вокзал. Предлагается большие площади засеять газоном, открыть скейтпарк, велопрокат, достроить здание возле вокзала под рынок-барахолку, использовать колоннады и площадь между ними как открытый музей.
6. Творческая мастерская архитектора Горшунова видит на набережной разные маршруты — велосипедные маршруты кольцевые или восьмеркой, прогулочные — с аллеями низкорослых деревьев в историческом стиле для смотровых площадок, являющиеся продолжением благоустроенной части набережной. При этом есть спокойная зона с фудкортами, амфитеатром (ночной кинотеатр), спортивными зонами и музеем истории Нижне-Волжской набережной.
7. «Бригада-С» тоже предложила создать музей, но посвященный Волге — с макетами городов, которые она пересекает, современными мультимедийными элементами о них, что привлекательно не только для туристов, но и нижегородских школьников. Музей разместится вдоль реки, а чуть выше — сборные трибуны, с которых видна Стрелка.
8. Концепция архитектора Сергея Тимофеева отличается от прочих наличием четырех смотровых площадок в виде башен Шухова, симметрично расположенных относительно шпиля речного вокзала, а между ними — зоны отдыха и развлечений. В проекте также присутствует велодорожка на всем протяжении набережной, ступени для сидения, парадные входы для туристов, прибывающих на теплоходах и достроенные уже имеющиеся здания, в том числе для зимнего использования.
9. Максим Горев из ООО «Фирма „СС проект“» заявил, что новый фрагмент набережной надо реконструировать как продолжение имеющейся набережной, проложить велосипедные дорожки вдоль автодороги, отделить их от пешеходной зоны деревьями. Установить «бесконечную» лавку, которая одновременно стала бы берегоукрепительным сооружением. Входов в эту зону было бы три: от Зеленского съезда, от речного вокзала и остановки «Благовещенская площадь». Кроме того, ему представляется возможным продлить трамвайные пути от Большой Покровской на набережную.
10. По мнению Сергея Туманина из ООО «ТМА Туманина С.Л.», обязательно надо вернуть Нижнему Новгороду звание навигационного центра Волги. Также важно убрать все недострои, кроме трех круглых павильонов возле вокзала. Потоки людей, ведущих пассивный и активный отдых, лучше разделить длинными скамейками, учитывая потребности людей с ограниченными возможностями. Изюминкой этого пространства стало бы углубление-пруд в виде «лужи».
11. «Торгпроект» расценивает будущую Нижне-Волжскую набережную как единую прогулочную зону ближе к реке, выше — интерактивную зону с крытыми павильонами для кафе, инсталляциями и выставками, ярмарками, амфитеатром, детской и спортивной площадкой, а также фан-зоной для ЧМ.
11. Завкафедрой ННГАСУ Михаил Дуцев рассказал о том, какой набережную нарисовали второкурсники. Многие из них считают, что движение по ней должно быть криволинейное — со спусками и подъемами. С другой стороны, были предложены и традиционные решения, например, установить памятник Юрию Всеволодовичу напротив Речного вокзала.
12. Юрий Карцев, представляя концепцию «НижегородгражданНИИпроекта», отметил, что разграничения верхней и нижней площадки не будет, зато появится большая плавучая сцена возле Канавинского моста на тысячу зрителей, велодорожка продолжит существующую, а памятник с площади Маркина перенесут на площадку перед речным вокзалом со стороны реки. В дополнение ко всему пустят экскурсионный трамвайчик до Гребного канала.
Экспертное мнение
Главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов считает, что слишком сложно и дорого перенести на Нижне-Волжскую набережную общественную функцию, так как вся эта территория носила только гидротехническую функцию многие годы, но не принять концептуального решения по ее реконструкции и еще на пять лет закрыть набережную нельзя.
«Нужно поэтапное освоение, требуются серьезные исследования — просто насыпать земли на набережную нельзя. На мой взгляд, необходим прогулочный и развлекательный уровень и третий — резервный, собственно для пароходства», — сказал Попов.
По мнению главного архитектора «Архитектоники» Александра Худина, набережная оторвана от города, а основные потоки людей проходят совсем по другим местам. «Это должен быть городской парк для летнего отдыха, боюсь, что сотен тысяч людей на набережную не привлечешь. Все проекты очень дорогие, слишком красивые и слишком сложные, а нужна примитивная концепция — прогулки вдоль воды», — сказал он.
Директор «Архстрой» Александр Дехтяр, напротив, сторонник многофункциональной набережной для всех слоев населения, «не пафосной — весь пафос остался на Рождественской». «Должна быть не парадная, а удобная зона для туристов. Простота и ясность решений — залог успешного проекта, но пока нет ощущения, что хоть один из представленных способен полностью удовлетворить все потребности», — сказал он.
Как отметил глава администрации Сергей Белов, важно понять, чего хотят жители, поэтому проекты будут опубликованы на сайте администрации города и Думы. По его мнению, это должна быть прогулочная зона для общения, для детей. Проект может быть реализован на частные средства или силами города, это вопрос второстепенный, главное сейчас — прийти к единой концепции и получить результаты обследования технического состояния набережной.
А вот глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин признался, что для себя отметил работу «СС Проект», и согласился с тем, что надо создать рабочую группу проектировщиков.
Каким будет проект — уточненным на базе одного из представленных или таким, какой предложит победитель конкурса, пока не ясно.