Сразу 12 популярных моделей автомобилей с пробегом подорожали в России на 5–9% в августе. Об этом свидетельствует аналитика «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ), которую эксперты подготовили на основе данных компании Haraba.
Оценка проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, где продается больше всего подержанных автомобилей.
Резкий рост курса доллара к рублю остановился только после внеочередного заседания Центробанка 15 августа, на котором ключевую ставку повысили сразу до 12%. Это замедлило и резкий рост цен на вторичном рынке, наблюдавшийся в конце июня. Однако за последний месяц лета подорожание оказалось несколько выше прогнозируемого уровня. В июле автомобилей с пробегом, на которые владельцы повышали цены на 5% и более, было вдвое меньше.
Так, Skoda Rapid подорожал на 9,3% за месяц до 1,52 млн рублей и возглавил рейтинг. Новые автомобили этой модели перестали продаваться еще весной. В то же время количество «свежих» экземпляров, которым не более трех лет, во вторичном сегменте исчисляются десятками тысяч штук. Автомобиль оказался ликвидным и вполне надежным, но ценник, по словам экспертов, кажется завышенным. При этом Volkswagen Polo, составлявший альтернативу модели и считавшийся даже немного выше по имиджу, на вторичном рынке оказался дешевле. Его стоимость выросла на 4,3% и составила 1,46 млн рублей.
В последнем месяце лета резким подорожанием отметились сразу две модели BMW. За седан третьей серии владельцы начали просить в среднем 4,4 млн рублей — это на 370 тысяч больше, чем в июле. Внедорожник X5 дешевле 10 млн рублей тоже стало трудно найти. За месяц он подорожал почти на 800 тысяч рублей, а за год — на 2,3 млн рублей. Эксперты полагают, что причиной резкого взлета стало не только соотношение валют, но и возросший в августе утилизационный сбор. Таким образом X5 в России оказался в сегменте даже не премиальных, а люксовых внедорожников. Предпосылок к улучшению ситуации не прогнозируется, так как количество завозимых по параллельному импорту баварских машин стало снижаться.
Такая же проблема в сегменте бюджетных кроссоверов и у популярных Hyundai Creta (+7,2% за месяц) и Renault Duster (+7%). Цена каждого из них на вторичном рынке постепенно приближается к 2 млн рублей. Также в августе подорожали на 5% и выше Hyundai Tucson (2,98 млн рублей), Mercedes-Benz E (5,03 млн рублей), Toyota RAV-4 (3,6 млн рублей) и два паркетника Nissan — X-Trail (2,86 млн рублей) и Qashqai (1,89 млн рублей). В рейтинг неожиданно вошли два самых бюджетных автомобиля АвтоВАЗа. Так, Lada Granta подорожала до 844 тысяч рублей (+40 тысяч к июлю), а Lada Niva Legend — до 1,012 млн рублей (+52 тысячи). В сегменте новых автомобилей цены на те же модели выросли на 15–20 тысяч рублей. Отмечается, что их недостатка на рынке нет, а значит, августовское повышение может оказаться временным.
Впрочем, прибавки 3–5%, которые оказались равнозначны увеличению цены на 50–150 тысяч рублей, а на дорогие модели машин, как Toyota LC 300 — даже почти на 400 тысяч рублей, в августе можно было отмечать на всем рынке. Понимание покупателями того, что при очередной волне обесценивания рубля нужно вкладываться в «железо», похоже, и дальше останется основным генератором роста цен. Осенью этот процесс не остановится. Несмотря на общий рост вторичного рынка, который наблюдается уже на протяжении последних пяти месяцев, число ликвидных 3-летних моделей западных, японских и корейских марок по-прежнему продолжает сокращаться. А с увеличением ограничительных мер в части налогов и возможных изменений в октябре в оформлении СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств), недостаток «свежих» машин на нашем рынке может только усилиться, — сказала руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая,