В прошлом году Российское правительство сделало не легкий выбор – определилось с новой системой транспортного налогообложения. Отныне сам транспортный налог снизился в среднем в 2 раза, а дефицит средств восполняется за счет повышения цен на бензин. Предпосылкой этому стала американская система, где транспортный налог отсутствует вовсе, а водители платят лишь за «аппетит» своих железных коней. Впрочем, Америка – Америкой, а в России всё по-своему…
К чему пришли?
Помните, какое повышение цен нам обещали? Правильно – 1 рубль в год. Мы-то, наивные, и полагали, что стоимость топлива подрастет на рубль+инфляция, что наше государство наконец-то взялось за контроль бензино-денежных отношений. Не тут-то было. Увидев в новом законе «зеленый свет», производители топлива бросились наперебой искать поводы для повышения цен.
Их усилиями только за первые 11 дней 2011 года стоимость топлива повысилась на 0,7%. А за прошедшую неделю спотовые цены на бензин Аи-80 подскочили так и вовсе на 2,5% и побили свой же исторический максимум конца июля 2008 года. Средняя спотовая цена за тонну Аи-80 (по данным ИАЦ "Кортес") сейчас составляет 25,4 тысяч рублей, а розничная – 21,86 рублей за литр. Аи-95 продается за 26,13 руб./л (прошлый максимум – 26,03 руб./л). Самый ходовой Аи-92 пока не достиг рекордной отметки, но быстро к ней приближается.
Первой причиной предновогоднего роста цен все эксперты назвали изменение акцизов, которое произошло 1 января. Это решение, по мнению экспертов, спровоцировало ажиотажный спрос на топливо, в том числе на биржах. Вторая – низкий технологический уровень нефтеперерабатывающих предприятий. Сами же производители топлива аргументируют свою позицию ростом мировых цен на нефть, вот только в мире цены то растут, то падают, тогда как в России стоимость бензина растет постоянно.
Особенно «радует» автовладельцев дизельное топливо. В 2010 году, на фоне 6-9% роста цен бензина, солярка подорожала сразу на 24.8%! Стоимость дизельного топлива на конец декабря 2010 составила 13,56 руб./л, что на 6,9% выше цены в предыдущем месяце и на 32,6% больше показателей декабря 2009. «Сильная разница между спросом и предложением» – разводят руками производители.
Какая бы ни была разница, а ФАС уже заявила о готовности начать «третью антимонопольную войну» с производителями топлива. Цель главных ударов, похоже, уже выбрана – цены на бирже и наличие адресных сделок. Оно и понятно, как отмечает Российская газета, практически весь прошлый год цена на биржах, в особенности на дизтопливо, была выше отпускных цен заводов. Независимые эксперты недоумевают, почему такое произошло. Представитель «ЛУКОЙЛа» пожимает плечами: «Мы к этому отношение не имеем – так отреагировали покупатели на предстоящее повышение акцизов». Но, похоже, такое объяснение не удовлетворяет антимонопольщиков.
Чего ждать дальше?
Снижения цен точно ждать не стоит. Никакая ФАС не отменит рост акцизов и инфляцию. Тем более, что с переходом России на экологический стандарт топлива Евро-3, сама система взимания акцизов изменилась.
В целом эксперты предрекают рост цен на бензин в 2011 году на уровне от 5 до 10%, что связано с усилением внимания государства и постоянно растущим спросом.
Как у них?
Россию, в плане топливных вопросов, традиционно сравнивают с Соединенными Штатами. Между тем, стоимость бензина в Америке куда более предсказуема. Недавнее снижение цен на мировых рынках быстро отразилось на кошельках рядовых американцев – цены на заправках поползли вниз. Служба «Ландберг сервей» провела опрос среди 5 тысяч заправочных станций по всей Америке и выяснила, что самый дорогой бензин продается сейчас в Сан-Франциско (штат Калифорния), где 1 галлон низкосортного горючего стоит 3,10 доллара. Самый дешевый бензин в городе Джексон (штат Миссисипи) – 2,62 доллара за галлон. Другими словами, американцы платят от 58 до 68 центов или (по курсу ЦБР от 02.02.11) от 17 до 20 рублей за литр топлива, аналогичного нашему Аи-80, однако в эту стоимость у них уже включен весь транспортный налог.