Вручены "Оскары": "Миллионер из трущоб" стал лучшим фильмом года, награду за Хита Леджера получила семья, Рурка ограбили, а Кейт Уинслет посвятила свою статуэтку двум мертвым продюсерам.
Минувшая церемония вызвала бурю возмущения — американские комментаторы объявили, что ничего более чудовищного с "Оскаром" не происходило и спасти умирающее чудовище теперь может только чудо, если вообще есть что спасать. По эту сторону планеты все выглядело иначе. Убавив из церемонии пафоса и резвости, напоминающей последние годы не о Фреде Астере, а о вальсе зомби, сценаристы несколькими простыми жестами вернули "Оскару" нечто очень важное, утерянное, как казалось в последние годы, навсегда — смысл. Хотя в наградах почти не было неожиданностей, счастливцы, сжимая в руках статуэтку, не практиковались в остроумии, платья не изумляли лебедями, а политика осталась в стороне — единственное упоминание Барака Обамы и призыв к разрешению однополых браков позволил себе Шон Пенн, сыгравший гея-активиста в драме "Харви Милк".
Все началось с Хью Джекмана, который вел шоу. Представить, как он будет состязаться в скорбном остроумии с Джоном Стюартом или Эллен ДеДженерес, которые вели прошлые церемонии, как-то не получалось — все же Росомаха... Этого, слава богу, и не случилось — Джекман, главным образом, пел, начав с мюзикла-пародии на главные фильмы года. В какой-то момент ему помогла Энн Хэтэуэй — сжав друг друга в объятиях, они спели "Я люблю вас, Фрост/Я люблю вас, Никсон", видевшие фильм оценят.
Но главной находкой стала идея предоставить представлять актерские номинации победителям прошлых лет. Звучит довольно простодушно, но когда великая Ширли МакЛэйн обращалась со сцены к той же Энн Хэтэуэй, номинированной на лучшую роль первого плана за "Рэйчел выходит замуж", в этом, ей-богу, было что-то величественное. Хэтэуэй, судя по ее слезам, момент оценила. А уж когда похожая на живописного космического пришельца София Лорен представляла Мерил Стрип, которой "Сомнение" принесло пятнадцатую в ее карьере номинацию, тут, кажется, все в зале и вовсе затаили дыхание с чувством, что на их глазах вершится история. Те же чувства были, когда Де Ниро представлял Пенна, а Энтони Хопкинс — Брэда Питта.
В целом, было ощущение, что Голливуд вспомнил о себе как о месте, где делаются фильмы, а не вершится история мира, определяются тенденции и преподносятся уроки. И появилось, наконец, ощущение, что "Оскар" это не инструмент давления и агент влияния, а то, что он есть — небольшая позолоченная статуэтка, которую каждый человек из мира кино хочет больше всего на свете, знак уважения и признания от всех собравшихся в зале, а не сомнительная подачка от таинственных троллей из подземелья.
Конечно, не мало определило то, что почти каждый из фильмов и актеров списка номинантов был неслучайным. Не включив вполне заслуживающего номинации "Темного рыцаря" (ведь не хуже он "Властелина колец"...) Киноакадемия очевидно пожертвовала рейтингами, но, как не странно, интрига церемонии "Оскара" в этом году состояла не в том, кому дадут, а в том, что это не важно — недостойных в зале нет. Тем не менее, триумфатором стал "Миллионер из трущоб", получивший восемь наград, включая "лучший фильм", "лучшую режиссуру", "лучшую работу оператора" "лучший адаптированный сценарий" и две награды — за музыку и за песню — индийскому поп-гению А.Р. Рахману. Триумфальный прыжок Дэнни Бойла перед микрофоном войдет в историю, довольные мордашки трущобных детей, сыгравших героев в детстве, которым явно очень весело было на сцене — тоже.
"Харви Милк" победил в двух номинациях — "оригинальный сценарий" и главная мужская роль. С одной стороны, было чувство, что Микки Рурка ограбили, он заслужил эту побрякушку не только за "Рестлера", а вообще — заслужил. Кажется, этого хотелось даже самому Шону Пену. Зал его встретил стоячей овацией, Пенн же закончил свою речь указав на Рурка, горой возвышающегося в первом ряду в непротокольном белом костюме, со словами "Микки Рурк мой брат". С другой стороны — это не первая оскаровская несправедливость, Пенн действительно великий актер, а ждать, что в год, когда идет борьба за легализацию однополых браков в Калифорнии могло быть иначе просто наивно.
"Загадочная история Бенджамина Баттона" получила награды за грим и спецэффекты — камера всего раз показала Финчера, который сидел с видом "глубоко наплевать".
Актерские призы так же разошлись предсказуемо — Пенелопе Крус за "Вики Кристина Барселона", Кейт Уинслет за "Чтеца" (и "Дорогу перемен", которую тоже держали в уме), Хиту Леджеру за "Темного рыцаря", Пенну, как уже сказано, за "Харви Милка". За Леджера награду получали родители и сестра — слухи о том, что статуэтку вручат его трехлетней дочери, которая, по правилам Киноакадемии, и является единственной законной наследницей награды, не оправдались — вероятно, к лучшему. Уинслет, для которой это шестая номинация и первый "Оскар", нашла в себе силы снизить пафос благодарственной речи рассказом о том, что давно ее подготовила — но не на прошлых номинациях, а еще в детстве, репетируя в ванной с бутылкой шампуня в руках. Свой настоящий Оскар она посвятила Сидни Поллаку и Энтони Мингелле — оба выступили продюсерами "Чтеца", оба, по трагическому совпадению, умерли в прошлом году.
Лучшим документальным фильмом стал "Человек на проволоке", по которому весь год сходили с ума умники из артхаусных кинотеатров Нью-Йорка, оттеснив Вернера Херцога с его полярными "Встречами на краю света". А единственной неожиданностью стала номинация "лучший фильм на иностранном языке" — вместо фаворитов "Вальс с Баширом" и "Класс" победили японские "Ушедшие".
Удачным или провальным был минувший "Оскар" — будет, вероятно, еще долго обсуждаться. И то, что во всей церемонии не нашлось хорошей реплики для заголовка — это правда. Но впервые за долгие годы центром его были фильмы, а не комичный голливудский снобизм. И это как-то с "Оскаром" примиряет.
По материалам www.film.ru