Базовое учебное заведение Горьковского автозавода стало первым в Нижнем Новгороде, где на уровне среднего профессионального образования теперь можно изучать литейное производство.
Программа подготовки специалистов на Горьковском автозаводе выстроена много лет назад по инициативе промышленника Олега Дерипаски и постоянно расширяется как за счет включения в нее новых возрастных категорий, от младших школьников до студентов, так и за счет обучения новым специальностям в вузах и техникумах.
На нашем предприятии сосредоточены наиболее значимые технологии в области автомобилестроения, — говорит управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов. — Поэтому и в рамках традиционного обучения, и по федеральному проекту «Профессионалитет» в Нижегородском автомеханическом техникуме (НАМТ) проходит подготовка наиболее востребованных заводом специалистов. Среди них — и металлурги. Сегодня для нас это очень актуальная тема. У нас построен новый Литейный завод, в который вложено более 4 млрд рублей, и там нужны сотрудники, которые понимают, что такое современное литейное производство, знают, как работает оборудование и чувствуют магию металла. Раньше обучение рабочих проходило непосредственно на производственной площадке, но современные технологии требуют дополнительных знаний и сокращения сроков адаптации специалистов.
Решение об открытии нового направления родилось не случайно, — продолжает директор НАМТа Ангелина Капшина. — На сегодняшний день подобной подготовки в Нижнем Новгороде нет. В Нижегородской области на металлургов учат техникумы только в Выксе и Кулебаках. Между тем на Горьковском автозаводе существует большая потребность в таких специалистах. Под эти потребности мы открыли новое направление обучения: провели процедуру лицензирования и набрали студентов. Приятно сказать, что на новую специальность был достаточно высокий конкурс, с высоким средним баллом. И я верю, что мы выпустим действительно хороших работников.
Программа обучения разрабатывалась с участием специалистов литейного завода. Для практических занятий на заводе уже оборудована учебная мастерская, где студенты будут знакомиться с производственным процессом. В ближайшее время, по словам Ангелины Капшиной, в техникуме тоже появятся новые мастерские и лаборатории для будущих металлургов.
Сотрудничество с техникумом не стоит на месте: мы постоянно обсуждаем обучение новым специальностям, которые будут востребованы по мере развития нашего современного производства, — рассказал Андрей Софонов.
Так, НАМТ стал первым учебным заведением в России, где было начато обучение бережливому производству, и федеральной инновационной площадкой по этой дисциплине, на базе которой сейчас проводятся чемпионаты профессионального мастерства. Еще одна новая специальность в системе среднего образования — «Мехатроника и мобильная робототехника» — впервые в Нижнем Новгороде тоже появилась в НАМТе.
Среди крупных совместных проектов техникума и Горьковского автозавода по подготовке кадров — сотрудничество в рамках федеральной программы «Профессионалитет», разработанной Министерством просвещения РФ для обучения специалистов, необходимых промышленным предприятиям. В его рамках на базе НАМТа был создан образовательный кластер «Машиностроение». Отличие программ «Профессионалитета» от традиционного обучения — в более глубоком погружении в практику. Базовые навыки студенты получают в современных мастерских, оснащенных оборудованием, максимально приближенным к тому, которое работает в реальном производстве, а потом закрепляют их на предприятии под руководством опытных наставников. Первый набор студентов прошел в 2021 году, и в 2025-м они станут выпускниками.
Это ребята, которые впервые за долгое время заключили договора о целевом обучении, — поясняет Ангелина Капшина. — Первый выпуск «Профессионалитета» для нас — возможность подвести итоги, посмотреть, как система будет работать в современных условиях. Сейчас мы возрождаем институт распределения выпускников, существовавший в советские годы. Заключение договоров о целевом обучении позволит нам привести на наш завод именно тех специалистов и с той квалификацией, которая необходима на производстве в настоящий момент.
Сами студенты, в этом году перешедшие на третий курс, отмечают, что одна из причин, по которой они выбрали программы «Профессионалитета», — сокращенные сроки обучения и гарантированное трудоустройство на предприятие.
Я учусь на специальности «Оснащение средствами автоматизации», — говорит студент третьего курса, председатель студсовета НАМТа Антон Быков. — В прошлом году мы работали в наших мастерских: на станках с ЧПУ, на электрическом оборудовании. Практика мне очень понравилась, потому что она максимально приближена к реальности. С нетерпением жду, когда все это увижу на настоящем производстве.
По словам Антона, федеральный проект помогает готовить действительно классных специалистов, поэтому он, став студентом, присоединился и ко Всероссийскому движению «Амбассадоры Профессионалитета».
Мы рассказываем о проекте и Горьковском автозаводе школьникам и их родителям, потому что это наше будущее, — считает Антон.
Его однокурсник Михаил Низовцев выбрал «Профессионалитет», потому что он дает стабильную работу на Горьковском автозаводе.
Все мои родственники по линии отца работали на заводе, поэтому я тоже решил попробовать, — говорит он. — Буду заниматься обслуживанием станков. Практика, которую мы проходим в мастерских, очень нравится, и преподаватели, которые ее ведут, тоже очень классные.
В этом году третьекурсников «Профессионалитета» ждет практика на автозаводе. Система дуального образования, когда обучение проходит и в техникуме, и на реальном производстве, не только помогает студентам приобрести необходимые навыки, но и сокращает сроки адаптации будущих сотрудников на рабочих местах. Но к корпоративной культуре завода ребята начинают приобщаться еще раньше.
Совет молодежи нашей компании привлекает ребят ко всем мероприятиям, которые у нас проводятся: и спортивным, и культурно-массовым, и командообразующим, — рассказывает председатель профсоюзной организации Горьковского автозавода Сергей Солодов. — Вчерашние школьники и заводская молодежь — представители одного поколения, и, соединяя их вместе, мы создаем условия, в которых через игру и спорт студенты знакомятся с нашими традициями, приобретают новые знакомства. У нас очень богатая и разнообразная корпоративная жизнь, и студенты с удовольствием к ней приобщаются. Поэтому, когда они приходят на завод, им уже многое известно, в том числе о нашем профсоюзе и социальных гарантиях, которые предоставляет сотрудникам предприятие.
На торжественной линейке, посвященной началу учебного года, руководители Горьковского автозавода и техникума пожелали ребятам мыслить по-новому, не терять молодежного задора, использовать все возможности для самореализации, поскольку их в НАМТе, действительно, много.
Источник: