Top.Mail.Ru

Н.Гурьев провел заседание расширенной коллегии министерства социальной политики

Политика
1

30 марта министр социальной политики Никита Гурьев провел заседание расширенной коллегии министерства социальной политики Нижегородской области. В рамках коллегии были подведены итоги работы министерства за 2009 год и озвучены перспективы деятельности ведомства на 2010 год.

По словам министра социальной политики Нижегородской области Никиты Гурьева, сегодня социальная защита Нижегородской области – это комплекс государственных социальных гарантий, целевых программ и социальных служб, созданных и работающих с целью обеспечить социальное благополучие на территории Нижегородской области. Социальная политика региона ставит целью обеспечить социальную безопасность наиболее уязвимых категорий граждан. В поле зрения органов и учреждений системы социальной защиты находится практически две трети населения: семьи с детьми, пожилые граждане, инвалиды.

Одним из значимых результатов работы в этом направлении является количество детей, возвращенных в родные семьи и переданных на воспитание в замещающие семьи. В 2009 году данные показатели существенно возросли. Такому результату способствовала новая региональная программа «Под защитой семьи», разработанная министерством. Программа стала победителем первого конкурса федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Финансирование Фонда на первые два года реализации программы составило 10,5 млн. рублей.

На снижение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних была направлена деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и органов власти. В развитие этой деятельности был разработан еще один региональный проект «Точка возврата», направленный на организацию непрерывного социального сопровождения и социализации подростков, находящихся в конфликте с законом. Эта программа сегодня является участником 2-го конкурса федерального Фонда поддержки детей.

Приоритетом в реализации государственной семейной политики является укрепление и развитие социального института семьи. Безусловно, хорошим примером такой работы можно считать весь комплекс мероприятий областной целевой программы «Нижегородская семья», где центральное место занимает государственная поддержка социально успешных семей, успешных многодетных семей, пропаганда семейного детного образа жизни.

В настоящее время более 13 тысяч многодетных матерей (2007 – менее 500 чел.), имеющих государственные награды за материнские заслуги, получают ежемесячное дополнительное материальное вознаграждение, а сумма средств из бюджета области на эти цели составляет более 104 млн. рублей. Эти средства направляются в конкретные семьи.

Ключевая задача при реализации социальной защиты инвалидов - обеспечение социальных гарантий и преодоление социальной изолированности инвалидов, которых в Нижегородской области насчитывается почти 400 тысяч.

Для решения актуальных и неотложных проблем инвалидов в 2009 году создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области, разработаны две областные целевые программы («Социальная поддержка инвалидов…» и «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности…»). Уже в 2010 году областным бюджетом предусмотрено выделение более 47 млн. рублей на обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры и информации, создания комфортных и безопасных условий их пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Особую целевую группу, нуждающуюся в социальной защите, составляют граждане старшего поколения, включая нетрудоспособных инвалидов, общее количество которых составляет более 1 млн. 200 тысяч человек. Социальное обслуживание этих граждан осуществляется на дому, в центрах социального обслуживания и в действующих стационарах.

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость модернизации действующей системы социального обслуживания, развитие негосударственного сектора социального обслуживания.

В 2009 году тенденции в уровне жизни населения области складывались под влиянием кризисных явлений в экономике. Несмотря на это, Правительством Нижегородской области, в числе немногих субъектов РФ, принято решение о переходе с 1 апреля 2009 года на новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы. В результате: средняя заработная плата в отраслях социальной сферы за 11 месяцев минувшего года увеличилась более чем на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года при темпе прироста по области – 8%, что позволило сократить разрыв со среднеобластным значением заработной платы.

В 2009 году министерством особое внимание уделялось соблюдению государственной гарантии по своевременной выплате заработной платы работникам организаций, в том числе находящихся в различных стадиях банкротства. Эта работа проводилась во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, правоохранительными органами и федеральным органом по труду, службой судебных приставов. Учитывая сложную экономическую ситуацию текущего года, работа по контролю за соблюдением трудовых прав министерством будет продолжена.

В настоящее время на территории области предоставляется более 83 видов социальных выплат, субсидий, компенсаций.

В условиях экономического кризиса снижению социальной напряженности способствовало увеличение расходов на предоставление мер социальной поддержки. В 2009 году на эти цели из средств федерального и областного бюджета было израсходовано 11,6 млрд. руб., из них 9,1 млрд. руб. – средства областного бюджета, в то время как в 2008 году - 8,9 млрд. руб. На 18 % возросла численность получателей социальных выплат, назначаемых в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи (получателей жилищных субсидий, ежемесячного детского пособия, адресной социальной поддержки). Получателями денежных выплат стали более 900 тысяч человек. Это означает, что каждый третий житель области является сегодня клиентом органов социальной защиты населения.

В 2009 году осуществлен переход на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в денежном выражении. Это была масштабная работа органов социальной защиты населения с органами местного самоуправления, жилищными и расчетными организациями. Переход произошел спокойно благодаря совместной слаженной работе. Проделанная работа позволила произвести назначение и выплаты ежемесячной денежной компенсации 770 тысячам человек.

В рамках реализации федерального законодательства по предоставлению федеральной социальной доплаты к пенсии были приняты все необходимые нормативные правовые акты, отлажено информационное взаимодействие, проведена активная разъяснительная работа с населением. С 1 января 2010 года доплату к пенсии до величины прожиточного минимума в Нижегородской области (4587 руб.) через районные (городские) отделения Пенсионного Фонда РФ получили 65 тысяч человек.

В 2009 году была продолжена работа по присвоению почетного звания «Ветеран труда Нижегородской области». По состоянию на 1 января 2010 года меры социальной поддержки получают 148,7 тысячи ветеранов. Хотелось бы отметить, что реальный месячный доход ветеранов увеличился при получении установленных мер социальной поддержки в среднем на 800 рублей.

В ближайшие годы предстоит решить задачу перехода к предоставлению мер социальной поддержки в электронном виде. Решение этой задачи потребует: внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, регламентирующие предоставление социальных выплат, определения порядка взаимодействия с организациями, участвующими в процессе предоставления мер социальной поддержки, разработки административных регламентов предоставления государственных услуг в электронном виде.

В 2009 году в рамках жилищных программ, реализуемых министерством социальной политики, была оказана господдержка на улучшение жилищных условий 2 995 семьям, в том числе в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилья 1 159 семьям на общую сумму 3,6 млрд.рублей.

Ключевым направлением работы министерства в 2009 году стала реализация программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при софинансировании из средств Фонда содействия развитию ЖКХ. Объем выделенных Нижегородской области федеральных средств составил 2,8 млрд.рублей.

На первом этапе реализации программ главной задачей было переселение граждан из аварийного жилья. С началом экономического кризиса появилась задача не только обеспечить переселение граждан из аварийного жилья, но и поддержать строительную отрасль регионов. Реализация мероприятий именно в таком аспекте проводилась впервые не только в Нижегородской области, но и в России.

В связи с трудностями, возникшими в 2009 году в завершении строительства многоквартирных домов и положительным опытом при строительстве малоэтажного жилья, принято решение при реализации программы в 2010 году приоритетным направление определить малоэтажное строительство. Перспективность данного направления связана с коротким циклом возведения зданий, относительно низкой себестоимостью, возможностью адаптации проектов под местные строительные материалы. На сегодняшний день по итогам реализации мероприятий переселено из аварийного жилищного фонда 1 163 человека. Площадь переселенного аварийного жилищного фонда составила 16,8 тыс.кв.метров.

Хотелось бы особо отметить, что по официальным данным, опубликованным Фондом ЖКХ, Нижегородская область занимает 1 место среди субъектов РФ по количеству введенных в эксплуатацию домов в рамках реализуемых программ (131 многоквартирный дом).

В 2009 году Нижегородская область сохранила лидирующие позиции в области развития ипотечного жилищного кредитования. Благодаря поддержке со стороны Губернатора Нижегородской области государственное предприятия «НИКА», работающее по стандартам «АИЖК», в 2009 году получило самый большой лимит средств (2 млрд. руб.) среди субъектов РФ на выдачу ипотечных кредитов.

По итогам 2009 года объём выданных ипотечных жилищных кредитов и займов (составил 983 млн.рублей) увеличился более чем в 2,2 раза по отношению к 2008 году, благодаря чему ГП НО «НИКА» вошло в первую пятерку региональных операторов России по объёмам поставки в ОАО «АИЖК» вновь выданных в 2009 году ипотечных кредитов. В 2010 году данный объем планируется увеличить как минимум еще в 1,5 раза и сохранить позицию среди лидеров. Таких показателей удалось достичь, в том числе, за счет областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования. В 2010 году рамках действующей программы продолжится развитие классической, корпоративной и социальной (льготной) ипотеки. Кроме того, в 2010 году стартует программа «Стимул», предусматривающая кредитование застройщиков жилья эконом-класса и физических лиц, приобретающих жилые помещения.

В целом 2009 году на реализацию мероприятий в области социальной политики было направлено 18 млрд. 742 млн. рублей. Это на 46,9 % больше расходов 2008 года. Наибольший удельный вес в 2009 году составили расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан – (60,5%). Бюджетом 2010 года на реализацию мероприятий в области социальной политики предусмотрены ассигнования в объеме 20 млрд. 452,4 млн. руб., что на 9,1 % больше расходов 2009 года. «Все действующие перед населением социальные обязательства будут сохранены и в 2010 году. В общем объеме расходов областного бюджета на 2010 год расходы по министерству составят более 25 %», - особо отметил министр социальной политики.

2010 год – год празднования 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. В канун юбилейного для наших ветеранов года создан организационный комитет под руководством Губернатора Нижегородской области и принят План подготовки и проведения мероприятий, посвящённых празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятия Плана в 2009 году реализованы в полном объеме.

В 2010 году стоит ответственная задача обеспечить в каждом городе, в каждом районе и отдаленном поселении Нижегородской области достойное чествование ветеранов Великой Отечественной войны. Ни один из них не должен остаться без деятельного участия и внимания специалистов органов и учреждений социальной защиты.

Во взаимодействии с органами местного самоуправления и общественными ветеранскими организациями органы социальной защиты должны дойти до каждого участника и инвалида войны, до каждого труженика тыла и решить их проблемы, обеспечить в полном объеме государственные обязательства в соответствии с действующим законодательством.

В этой связи особо хотелось бы сказать о мероприятиях, проводимых министерством по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г. в преддверии празднования, а также о планах на 2010 год.

В соответствии с Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны в 1941 – 1945 гг.» Президентом Российской Федерации была поставлена задача - обеспечить жильем всех ветеранов ВОВ, вставших на учет до 1 марта 2005 года. Совместно с органами местного самоуправления, а также с территориальными органами министерства в 2009 году была проведена соответствующая работа, по результатам которой из 777 ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года и проживающих на территории Нижегородской области, улучшили жилищные условия, путем приобретения жилых помещений в собственность 737 ветеранов ВОВ (94,5%). Ветераны, которые не успели улучшить свои жилищные условия в 2009 году, в настоящее время при поддержке территориальных органов министерства и органов местного самоуправления осуществляют подбор и оформление жилья.

В начале 2010 года Минрегионразвития РФ отметил Нижегородскую область как субъект, который опережает предусмотренные планом-графиком показатели по обеспечению жильем ветеранов ВОВ.

Сегодня перед министерством стоит еще более сложная задача – обеспечить всех ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от даты постановки их на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответствующие поправки были внесены в декабре 2009 года в действующее федеральное и региональное законодательство. В настоящее время проводятся мероприятия по выявлению ветеранов, относящихся к данной категории. Министерством совместно с органами местного самоуправления Нижегородской области проводится работа по обследованию жилищных условий ветеранов ВОВ, в целях выявления нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством. Также осуществляется координация деятельности органов местного самоуправления области по постановке ветеранов ВОВ на соответствующий учет. На сегодняшний день обследованы жилищные условия более 27 тысяч ветеранов ВОВ, из них у 3033 человек есть основания быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день 1105 ветеранов ВОВ поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления.

Таким образом, в 2010 году будут приложены все усилия с целью обеспечения жильем ветеранов ВОВ, которые встанут на учет нуждающихся в органах местного самоуправления.

Министерство социальной политики к данному объему работы готово и выполнит поставленную Президентом РФ задачу в срок.

С точки зрения повышения качества предоставляемых социальных услуг, как одной из приоритетных задач министерства, сегодня актуально говорить об оптимизации действующей системы социальной защиты населения.

В каждом районе или городе области действуют территориальные органы министерства, которые проводят единую политику в сфере социальной защиты населения на всей территории Нижегородской области.

В заключение Никита Гурьев сказал, что исходя из того, что главная стратегическая цель Правительства Нижегородской области – высокий уровень благосостояния и высокие стандарты качества жизни населения региона, обобщенная цель социальной политики области – развитие человеческого потенциала и обеспечение социального благополучия каждого гражданина, каждой семьи региона в целом. «Учитывая тот факт, что получателем социальных услуг является более трети жителей региона, оценка жителями условий жизни, политики региональных и местных властей, будет являться критерием оценки работы органов социальной защиты в целом. От того, насколько успешно и эффективно мы будем проводить социальную политику, зависит качество жизни и благосостояние всего региона», - подытожил министр.

Источник: Пресс-служба Правительства Нижегородской области