Последняя редакция списка социально значимых продуктов «похудела» почти на треть, в том числе за счет творога, сметаны и сыров. Перечень продуктов, попадающих под госрегулирование, изначально состоял из 33 наименований, но был сокращен до 24 позиций. Министры вычеркнули из перечня социально значимых продуктов соленую сельдь, горох, фасоль, маргарин, сметану, нежирный творог, сычужные твердые и мягкие сыры, свежие огурцы, а также карамель и печенье. Взамен в список была добавлена гречневая крупа ядрица. Список до сих пор не утвержден.
Идея не оставлять пенсионеров один на один с растущими ценами посетила чиновников еще в 2009 году. В декабре был принят закон N381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которым вводилось «регулирование ценообразования в исключительных случаях в сфере розничной реализации отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости». Вокруг списка социально значимых товаров и ломают нынче копья.
Поначалу, в феврале 2010 года, Минпромторг предложил посадить пенсионеров на диету из 33 наименований. В «корзину» вошли: говядина(кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, сельдь соленая, масло сливочное, масло подсолнечное, маргарин, молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5—3,2% жирности, сметана, творог нежирный, сыры сычужные твердые и мягкие, яйца куриные, 10 шт., сахар-песок, карамель, печенье, чай черный байховый, соль поваренная пищевая, перец черный (горошек), мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, рис шлифованный, пшено, горох и фасоль, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, огурцы свежие, яблоки.
Механизм замораживания цен предварительно имеет такой вид: Росстат до 15 числа каждого месяца будет направлять в Минэкономразвития данные за предыдущий месяц о динамике розничных цен на указанные продовольственные товары «корзины» по субъектам РФ. Если окажется, что розничные цены рванули вверх больше, чем на 30%, Минэкономразвития в пятидневный срок проводит анализ, какие следует установить предельно-допустимые цены, и вносит в правительство РФ проект соответствующего постановления.
Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: при таком раскладе крайними оказываются продавцы и производители «социальных» продуктов. Они, понятно, не видят ничего радостного в перспективе обрезания прибыли путем установления твердых торговых наценок. Факт, что «перечень-33» так и не был утвержден, говорит только о том, что лоббистские возможности предпринимателей солидные, и без боя они не сдадутся.
Сейчас в торге между властью и торговцами возник новый компромиссный вариант: список сокращен до 24 позиций. Это означает, что пенсионерам придется вычеркнуть из рациона картошку с селедкой, борщ со сметаной, бутерброды с сыром, салат из свежих огурцов, а также чай с печеньем и карамелью. Взамен старикам предлагается приналечь на гречневую кашу. Вероятно, в представлении господ из Минпромторга гречка не в пример полезнее сыра и печенья.
Впрочем, зам. директора по научной работе НИИ питания РАМН, профессор, доктор медицинских наук Александр Батурин считает, что сокращение списка вряд ли больно ударит по рациону бедных россиян:
– В перечне оставили, я так понимаю, наиболее регулярно потребляемые продукты. И я не могу сказать, что произошла катастрофа. В конце концов, сметану килограммами не едят. Селедка – да, это такой русский продукт. Но все равно, ее тоже не едят каждый день. Хлеб едят каждый день, молоко пьют достаточно часто. Картошка не приедается, и многие едят ее чуть ли не ежедневно, они присутствует либо в качестве блюда, либо как компонент овощного супа. Горох – продукт, конечно, удивительный, очень жалко, что он исчез из списка. Но, опять же, едят его не каждый день. Творог – да, плохо, что его нет в списке. Если говорить о пожилых, для них очень важна группа молочных продуктов. Еще исчезли из списка карамель и печенье. Мы вообще-то ругаем сладости, но, с другой стороны, любим их. Ударит ли сокращение списка по рациону пенсионера? Не знаю, здесь нужны специальные исследования. Мы обследовали питание бедных, и нашли, что это очень разное питание. Люди какие-то продукты покупают дешевле, что-то производят сами. Одним словом, выкручиваются. Единого рецепта организации стола для бедного человека нет, поэтому и сокращение списка социально-значимых продуктов он вряд ли почувствует…
С профессором не согласен председатель Ассоциации независимых розничных ритейлеров Ульяновска Олег Сорокодумов. Кроме того, он считает, что ритейлеры в любом случае не останутся внакладе:
– Я не вижу в этих ограничениях особых проблем. На все продукты, на которые планируется ввести ограничения, торговая наценка и без того минимальная. Торг, какие конкретно продукты включить в перечень, идет, я считаю, со стороны производителей. Но, в любом случае, это повлечет ответные меры со стороны ритейлеров – различные дополнительные условия на продажу этих товаров через розницу. Возможно, бонусы, или увеличения маркетингового плана по этим товарам. Если нельзя заработать на марже, зарабатывать будем на обороте – производителю придется вкладываться в более активную раскрутку этих товаров. Покупатель в любом случае получит то, что ему обещает государство. Но могу сказать: с точки зрения покупателя, разница между перечнем из 33 наименований и из 24 – есть, и ощутимая. По крайней мере, в нашем регионе…
А вот эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров полагает, что в этом сюжете отразилась проблема использования нерыночных механизмов регулирования в условиях рыночной экономики. По мнению Петрова, чем уже будет спектр таких механизмов, тем лучше:
– Речь, по сути, идет о том, насколько в ситуации рыночной экономики возможны действия нерыночных механизмов, которыми и является государственный контроль над ценообразованием. Мы видели серьезную и не завершившуюся до сих пор борьбу вокруг закона о торговле, где с одной стороны выступали владельцы торговых сетей, а с другой – поставщики и аграрное лобби. Здесь мы видим то же самое: чем больше продуктов, по которым устанавливаются жесткие лимиты на торговую наценку, тем тяжелее в принципе торговым сетям. Ведь здесь важно не только количество наименований продуктов, важен объем продаваемой продукции. В первоначальном варианте списка фигурировало такое количество продуктов, что его бы не вынесла ни одна торговая сеть: чуть ли не 90% объема продаж у нее подпадали под жесткий госконтроль за ценами. Мне кажется, что в принципе этот механизм не рыночный, он был придуман в период кризиса, чтобы избежать роста цен для пенсионеров, и тем самым избежать социальных протестов. Нормально, когда кризис постепенно отступает, директивные методы контроля отступают вместе с ним.
Источник: СвободнаяПресса