Миллиарды задолжали «Теплоэнерго» и «Водоканалу» нижегородские абоненты. Так, просроченная задолженность потребителей «Нижегородскому водоканалу» превысила 1,2 млрд рублей, а «Теплоэнерго» — 1,5 млрд рублей. Как рассказали представители ресурсоснабжающих компаний, накопленная задолженность превышает объемы как инвестиционной, так и ремонтной программ. Это вынуждает их брать кредиты в банках на проведение ремонта оборудования и коммуникаций, чтобы повышать надежность и качество своих услуг.
Проблему платежной дисциплины нижегородцев обсудили участники круглого стола «Задолженность за коммунальные услуги в Нижнем Новгороде» 11 октября. В нем приняли участие руководители департамента жилья и инженерной инфраструктуры городской администрации, а также представители ОАО «Нижегородский водоканал» и АО «Теплоэнерго».
Как отметил директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации Нижнего Новгорода Павел Марков, задолженность населения за коммунальные услуги увеличивается несмотря на то, что уровень оплаты по городу составляет 98%. Он также подчеркнул, что недостающий процент все равно необходимо ликвидировать, а потребители должны помнить, что у них есть не только права, но и обязанности.
«Сумма средств, которую вложили все организации коммунального комплекса города на подготовку к зиме, составила 3 млрд рублей. По сути, при наличии исполненных обязательств со стороны населения ремонтная программа могла быть увеличена в два раза и, соответственно, обеспечивать качество услуг», — отметил Павел Марков.
Как рассказал заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Нижегородский водоканал» Алексей Шаронов, по состоянию на сентябрь абоненты задолжали компании 1,6 млрд рублей. При этом сумма просроченной задолженности составляет 1 млрд 181 млн рублей, из которых около 524 млн рублей — задолженность населения и 657 млн рублей — долги юридических лиц. При собираемости платежей 98%, за последний год общая задолженность горожан перед «Нижегородским водоканалом» увеличилась на 9%.
Похожая ситуация наблюдается также в ОАО «Теплоэнерго». Общая сумма задолженности абонентов достигла 2,6 млрд рублей, при этом большая часть приходится на долю населения. Сумма просроченной потребителями задолженности составляет 1,55 млрд рублей. По словам директора по реализации АО «Теплоэнерго» Александра Котельникова, ежегодно недостаток собранных средств составляет порядка 120–130 млн рублей.
«Конечно 120 млн рублей каждый год — это цифра очень большая. Та задолженность, которая накопилась просроченная 1,5 млрд она превышает и инвестиционную и ремонтную программы „Теплоэнерго“ этого года, — сообщил Александр Котельников. — Для выполнения работ по ремонтам и инвестиционной программе для компенсации несобранных средств, нам приходится брать кредиты в банке. Даже под хорошие проценты (10% годовых), с 1,5 млрд мы платим 150 млн рублей процент каждый год. Эти средства мы вынуждены платить банкам, вместо того, чтобы вкладывать их в состояние нашего оборудования, повышение надежности и качества теплоснабжения города Нижнего Новгорода».
В ходе круглого стола руководители ресурсоснабжающих организаций также рассказали о методах работы с должниками. У компаний имеется целый набор досудебных инструментов, которые используются ими до подачи в суд.
Как «Нижегородский водоканал», так и «Теплоэнерго» используют автоматический дозвон, затем общаются с должниками «вживую». Только после неоднократных напоминаний, следуют штрафные санкции, либо судебное разбирательство.
Для повышения платежной дисциплины абонентов, компании используют не только метод «кнута». Есть и «пряники» — всевозможные акции, рассрочки платежей и другие инструменты. Кстати, с 1 октября у Водоканала и Теплоэнерго действуют похожие акции «В новый год без долгов». Должнику предоставляется возможность не оплачивать пени, полностью погасив всю задолженность.