«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо,
на котором отражается их внутренняя сущность».
Александр Дюма (отец)
Не так давно, 23 марта, была снесена часть дома №126 на улице Ильинской. Как оказалось, дом этот является вновь выявленным объектом культурного наследия, который, в общем-то, должно включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Увы и ах, но администрация предпочла бездействие. Теперь улицу, находящуюся в историческом центре столицы Приволжья, украшает не красивый купеческий дом-конфетка, а изуродованное полуразрушенное здание. Но, быть может, есть хоть что-то положительное в истории со сносом дома №126. Например, нижегородцы стали проявлять больший интерес к архитектурному наследию центрального района города, а некоторые не только проявляют интерес, но встают грудью на защиту исторического Нижнего.
О границах исторических территорий Нижнего Новгорода
Для начала разберемся, какие территории входят в историческую часть Нижнего Новгорода. Согласно решению Нижегородского областного совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года №370-м «Об установлении границ исторических территорий г. Н.Новгорода» установлены следующие границы: «Старый Нижний Новгород», «Старое Канавино», «Старое Сормово» и «Соцгород Автозавода».
Так, «Старый Нижний Новгород» располагается в границах берегов реки Оки и реки Волги от Молитовского моста до Слободы Печеры, затем вверх по откосу на 250 м, далее на северо-запад по склону откоса параллельно береговой линии до Печерского съезда, по Печерскому съезду, улице Б. Печерской, улице Сеченова, улице Тургенева, улице Белинского, улице Полтавской, улице Генкиной, улице Тимирязева, южной стороне площади Лядова, далее по Окскому съезду до Молитовского моста. «Старое Канавино» - в границах улицы Марата, улицы Приокской, улицы Фильченкова, площади Революции, далее по железнодорожной ветке, виадуку, улице Мурашкинской, улице Совнаркомовской, далее, пересекая улицу Советскую, до улицы Марата. Историческая территория «Старое Сормово» находится в границах улицы Баррикад, улицы Коминтерна и улицы Свободы. Четвертая по счету территория, «Соцгород Автозавода», - в границах проспекта Октября, проспекта Ильича, пересекая проспект Ленина, включая участок, прилегающий к гостинице "Волна", и участок поликлиники N 37, пересекая улицу Веденяпина, улицу Героя Советского Союза Смирнова, включая территорию ЦПКиО, по проспекту Молодежному, улице Ватутина, проспекту Кирова, улицу Краснодонцев, улице Челюскинцев, улице Школьной, улице Комсомольской, улице Автомобильной, переулку Моторному до проспекта Октября.
В данный момент особый интерес у жителей Нижнего Новгорода вызывает будущее улицы Ильинской. Что в планах у администрации? Известно, что в настоящее время планируется застройка в границах улиц Малая Ямская, Максима Горького, Ильинская и Ямского переулка, в границах улиц Малая Ямская, Максима Горького и Ильинская, а также по переулку Плотническому, по улицам Шевченко, Третьей Ямской и Большие Овраги. Сейчас ведутся проекты планировок территории Большие Овраги, территории в границах улицы Ковровской, улицы Родниковой, улицы Максима Горького, площади Сенной и Казанской набережной. Исходя из этого, можно предположить, что в скором времени на вышеуказанных участках будет идти подготовка к строительным работам.
Уничтожение ценной градостроительной среды
По словам Вадима Воронкова, заслуженного архитектора РФ профессора ННГАСУ, на сегодняшний момент в Нижнем Новгороде продолжается бессистемная реконструкция центрального района, расположенного в границах Борского моста, улицы Шаляпина, Комсомольского шоссе, Комсомольской площади, Молитовского моста, улицы Бринского, далее по улице Родионова и к будущему мосту через Волгу. «Заповедные зоны не сохраняются, уничтожается ценная градостроительная среда. Правительство вообще не интересует облик города. У нас есть Совет Нижегородской общественной организации охраны памятников. Так вот, он не созывался ни разу с момента его создания», - сетует архитектор.
Как отмечает эксперт, за последние 20 лет в центральном районе Нижнего Новгорода не было создано ни одного ансамбля. «Ансамбль на площади Минина и Пожарского разрушен. Площадь Свободы не закончена, и мы не имеем ни малейшего представления о том, какой она будет. Кроме того, изуродована и не закончена площадь Лядова. Мы теряем ансамбли, при этом не строим новые и не восстанавливаем старые, созданные предыдущими поколениями», - говорит Вадим Воронков.
Какой станет площадь Лядова?
Судьба значительно увеличившейся в размерах площади Лядова также заботит общественность. Что же будет воздвигнуто на этой территории и, самое главное, когда?
По сообщению городской администрации, площадь Лядова является предмостной площадью для двух мостов: Молитовского и Метромоста. В два раза увеличилась площадь со строительства подъездов к Метромосту. Новая ее часть формируется в западной части площади постановкой четырех-шестиэтажного комплекса здания Арбитражного суда и административно-общественного здания – доминанты в северной зоне площади, а также строительством многофункционального ТЦ с бизнес-центром и гостинично-спортивным блоком. Окончание строительных работ по данным объектам намечено на 2013 год. Концепция благоустройства площади Лядова предполагает ее единое композиционное решение: взаимосвязь отдельных частей, уравновешенность открытых пространств и повторение одинаковых элементов. «Площадь Лядова – предмостная площадь! Какая же она предмостная? Человек, говорящий подобный бред, попросту безграмотный! - заключил заслуженный архитектор РФ Вадим Воронков. – И вообще, сначала снесли два квартала, а потом начали думать, что же делать. Это неправильно».
Магистраль городского значения в центре Нижнего Новгорода
Еще одно грядущее строительство, вызвавшее волну негодования у нижегородцев, предполагается между площадью Горького и площадью Свободы. На этой территории планируется создать шестиполосную магистраль. Но, как это часто бывает, общественность такие планы горадминистрации не вдохновляют. Да и у архитектора Вадима Воронкова перспектива появления магистрали городского значения в центре Нижнего особого восторга не вызывает. И вот почему. «Создание шоссе повлечет за собой «засасывание» потока транспорта в центр города. Это очень опасная затея. Здесь нужно действовать иначе. Необходимо строить большие парковки на пересечении с радиальными магистралями. Водители будут оставлять свои автомобили на этих парковках, а затем пересаживаться на хорошо работающий общественный транспорт. В противном случае коллапс, который уже практически наступил, приведет к остановке движения в центральной части Нижегородского района», - считает эксперт.
Напомним, что схема организации шестиполосного транспортного движения предполагает перемещение забора парка Кулибина в сторону уменьшения, а также вырубку почти 60 деревьев. Вдоль улицы Горького должен появиться бульвар с компенсационной высадкой деревьев-крупномеров. В эту среду, 17 апреля, состоятся публичные слушания жителей близлежащих территорий по вопросу переноса границ парка Кулибина. А уже 23 апреля члены постоянной комиссии Гордумы по экологии примут решение о выносе вопроса об изменении зон на заседание городской Думы.
Многострадальная Ильинка
В настоящее время администрацией города прорабатываются вопросы по реновации и благоустройству улицы Ильинской, повышению ее привлекательности и организации новых туристических маршрутов. Концепцией реновации и благоустройства района улицы принято объединение в единую взаимоувязанную систему улицы Ильинской (в ее исторических границах), улицы Добролюбова, улицы Почаинской, улицы Сергиевской, переулка Крутого и переулка Почтового. Данная территория по регламенту высотного зонирования входит в красный пояс центральной зоны города. Для района улицы Ильинской предполагается сохранение ее архитектурного облика и основного фронта исторической застройки. Памятники истории и культуры (в т.ч. девять объектов федерального значения), необходимо реставрировать. Как сообщает администрация Нижнего Новгорода, новое строительство должно быть представлено нейтральными вставками современных зданий. На улице Ильинской будут заменены инженерные коммуникации, установлены малые архитектурные формы, проведены мероприятия по озеленению территории и цветочному оформлению.
По мнению правозащитника Марии Поповой, не все так радужно. Проблемой квартала улица Ильинская-улица Горького-улица Новая является неудачная застройка исторического центра. На сайте горадминистрации в разделе «Постановка на кадастровый учет земельных участков под МКД» в открытом доступе имеются проекты межевания. В 2010 году, когда проходили публичные слушания по межеванию, территория Ильинка-Горького-Новая была практически не размежевана. Межевался только дом №5 по улице Горького и гараж УВД, однако, и эти участки сегодня не поставлены на кадастровый учет. Ильинская же не межевалась вовсе. «Здесь мы наблюдаем абсолютное игнорирование прав жителей МКД на землю», - отмечает правозащитник.
Так, утвержденный проект межевания не предоставил этим жителям земельный участок. Теперь, когда речь идет о сносе зданий, жители весьма ограничены в правах. «При расселении жителей оценивается объект недвижимости в виде квартиры. При этом совершенно не оценивается объект в виде золотой земли в центре Нижнего. Гораздо проще бороться за свои права, когда земля находится в твоей собственности», - поясняет Мария Попова.
Кроме того, жители квартала выступают с просьбой отреставрировать дома на улице Ильинской и приспособить их для современного пользования. «На Ильинке вполне реально создать историческую среду, сделать ее экскурсионной. Если мы действительно хотим сделать наш город туристически привлекательным, то надо хотя бы не уничтожать то, что есть, а пытаться сохранить. Я предлагаю сделать эту территорию исторической как юридически, так и фактически», - заявляет защитник прав человека Мария Попова.
Опыт зарубежных стран
Рано или поздно, но перед обществом встает вопрос «Что делать дальше?». Как считает заслуженный архитектор РФ Вадим Воронков, градостроительный совет, возглавляемый Губернатором, должен обращать внимание, прошел тот или иной проект общественные обсуждения или нет, а уже после выносить какие-то решения. По его словам, практика зарубежных стран (Германии, Франции) показывает, что любое знаковое решение, особенно по историческим частям городов, принимается только после предварительных обсуждений. «В Европе просто не принимают к рассмотрению проект, если население его не одобрило. А в России что происходит? На первом плане у инвесторов – деньги, а не интересы жителей», - отмечает эксперт.
Он также поделился своими воспоминаниями, касающимися непосредственно улицы Ильинской. «Я вспоминаю, когда в 2000 году к нам в город из Италии приехали преподаватели-архитекторы. Иностранцы попросили меня показать им старый Нижний Новгород. Я повез гостей нашего города по центральному району. В итоге архитекторы сказали, что нижегородцы очень богатые люди. И попросили беречь город со столь уникальной деревянной застройкой, которая, однако, находится в запущенном состоянии. Я передал эти слова руководству города. Там мне лишь улыбнулись в ответ», - сказал Вадим Воронков.
_____________
Русский писатель Александр Бестужев говорил: «Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое». Все верно, но, быть может, все-таки попробуем сохранить ту самобытность, которой пока еще «дышит» Старый Нижний Новгород?