Битва за мандаты депутатов гордумы будет жаркой, прогнозируют эксперты. В первую очередь потому, что политический вес городских парламентариев грядущего созыва возрастает. Депутаты впервые в истории города изберут из своих рядов главу МСУ и утвердят сити-менеджера. За административным рычагом в городской парламент пойдут в основном бизнесмены, работающие в строительной отрасли.
Городскую думу Нижнего Новгорода, полномочия которой истекают в октябре, эксперты называют «бизнес-думой»— за подавляюще большинство бизнесменов в ее составе. Сейчас наиболее ярко в ней представлено строительное лобби. Так было не всегда. В думах предыдущих образцов (до 2005 г.) активно действовали лоббисты градообразующих предприятий— ГАЗа, ГЖД. Но к выборам 2005 г. масштаб города для таких крупных предприятий стал неинтересным. Они переключились на властные структуры регионального уровня. В политические игры городского уровня включились предприятия помельче.
Способствовало этому и то, что в 2005 г. в Нижегородской области в очередной раз сменился губернатор: президент назначил главой региона бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева. Эксперты сразу предположили, что новый чиновник приведет за собой крупных столичных застройщиков. Представители местного строительного бизнеса забеспокоились и решили пробовать себя на политическом поприще. Многие надеялись, что, став депутатом гордумы, они сумеют не утратить доступ к интересным строительным площадкам: административный ресурс поможет. В результате в городской думе, избранной в октябре 2005 г., появилось строительное лобби. К слову, выборы городской думы не обошлись без политических казусов. Главный из них состоял в низком результате «Единой России»: партия получила как минимум на 10% меньше голосов населения, чем ожидалось— 27%. Зато показала высокий результат «Российская партия пенсионеров», которую выбрали 17% пришедших голосовать нижегородцев. Результат был выше среднероссийского. Как и у коммунистов, которые набрали 10,7% голосов.
Город лишился полномочий
Хоть и велико было количество партий, перешагнувших 5% планку, городской парламент оказался аполитичным. Доказательством тому стала процедура избрания спикера. Депутаты поддержали не выдвинутого лидера фракции единороссов Александра Мелешкина, а предложенного коммунистами беспартийного Ивана Карнилина. «Мы замечательно тогда сработали, не дав единороссам поставить своего человека на пост председателя. Это только доказывало, что депутаты пришли не играть в политику, а работать»,— вспоминает Николай Рябов, в 2005 г. возглавлявший фракцию КПРФ в городской думе.
Реализовать свои лоббистские намерения в полной мере городские парламентарии не успели: в 2006 г. губернатор Валерий Шанцев провел инициативу, в результате которой право распоряжаться землей от муниципалитетов перешло к региональным властям. Прогнозы экспертов оправдались: пришедшие за новым губернатором московские строительные гиганты потеснили местных застройщиков.
В Нижнем Новгороде процедура изъятия земли происходила наиболее болезненно: город лишался и финансового ресурса. Когда часть налоговых поступлений была перераспределена в пользу регионального бюджета, «бизнес-дума» приняла тактику обороны городских интересов, поддерживая мэра Вадима Булавинова.
Наиболее яркий пример противостояния городских и областных властей— отстаивание муниципального «Водоканала». Планы на приватизацию этого предприятия были как у области, так и у города. В результате гордума одобрила намерение мэра акционировать МП, оставив 100% созданного АО в муниципальной собственности.
Постепенно в руках городских депутатов остались лишь полномочия утверждать тарифы для населения, работать над местным бюджетом и контролировать его исполнение, а также менять зонирование городской земли.
О политике в городской думе вспоминали лишь изредка, например, когда перестали существовать «Российская партия пенсионеров», партия «Родина» и СПС, а депутаты, избранные от них, нашли себе место в рядах независимых парламентариев или во фракции «Единой России». Так, ЛДПР потеряла своего единственного депутата— он предпочел влиться в ряды единоросов. «Очень жаль, что нельзя отзывать из думы депутатов. Уверен, если бы такой механизм был, то больше половины депутатов были отозваны теми, кто их избирал. Плохая работа в округах, перебегание из одной партии в другую, использование своего положения в личных целях— все это только понижает авторитет депутата»,— уверен координатор НРО ЛДПР Александр Курдюмов.
Оппозиция появилась ближе к сроку выборов
Несмотря на лояльность городской думы, мэр не всегда получал ее безусловную поддержку. «Булавинов, конечно, достаточно напористый и резкий глава города, но он всегда бережно относился к городской думе. Если он видел, что его инициатива не получает поддержки, он снимал вопрос с повестки, вел переговоры, а потом опять вносил его в гордуму, чтобы уже получить полную поддержку», — отмечает один из депутатов гордумы.
Единственным громким скандалом действующего созыва стал срыв кворума в 2009 г.: большинство депутатов не явились на рассмотрение изменений в Устав города, сказавшись больными или командированными. Изменения планировались судьбоносные — решался вопрос о переносе выборов с октября 2010 г. на март, а также об отказе от прямых выборов мэра. Надо отдать должное Вадиму Булавинову: он смог преодолеть сопротивление депутатов и после переговоров городской парламент внес-таки изменения в Устав. Гордума не стала сокращать срок своих полномочий на полгода, но зато повысила свою роль в управлении города, наделив себя правом выбирать главу местного самоуправления.
Однако ближе к сроку выборов, в гордуме все чаще стали звучать высказывания, критикующие работу мэра. Ряд депутатов, предпочитая ориентироваться не на лишенного ключевых полномочий мэра, а на полновластного губернатора, обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить продажу мэрией «Центрального рынка» и привлечение бизнесменов к финансированию спорта.
Лидер справороссов Александр Бочкарев уверен, что у мэра должна быть оппозиция, так как депутаты должны контролировать его работу. Соглашается с ним и лидер нижегородских либерал-демократов Александр Курдюмов: «Какая же это дума, если в ней нет оппозиции? Это уже не дума, а собрание при мэре», — уверен политик.
Но есть и другое мнение. «Это и не оппозиция вовсе. Просто у депутатов есть своя точка зрения, они ее высказывают. Это нормально», — считает секретарь регионального политсовета «Единой России» Александр Тимофеев. А лидер «Правой силы» Денис Лабуза просто недоумевает: «Какая может быть оппозиция, если вся вертикаль власти пронизана одной партией?»
Гордума по карману лишь бизнесменам
Депутат Олег Сорокин считает, что изменения в составе городской думы нового созыва будут значительными и затронут от 30 до 50% депутатского корпуса. «В первую очередь это связано с уходом с политической арены игроков, имевших серьезное влияние на электорат, например «Российской партии пенсионеров». Как перераспределятся голоса ее избирателей между действующими игроками прогнозировать сложно. Во-вторых, практика показывает, что избираться на второй срок сложнее, и это удается далеко не всем»,— говорит Олег Сорокин. При этом депутат отмечает, что «Нижний Новгород сегодня не выдерживает никакого сравнения с другими городами-миллионниками, и это признается как экспертами и предпринимателями, так и жителями». Вероятно, желание повлиять на инфраструктуру города тоже будет для местного бизнеса стимулом на получение депутатского мандата. «Вера в силу депутатского значка все еще в силе. И, как ни странно, местный строительный бизнес считает, что мандат поможет удержаться на рынке, получать заказы, площадки, быстрее дойти с жалобой до нужной инстанции. Одним словом— административный ресурс в цене»,— считает один из депутатов гордумы.
О том, что строительное лобби в новом созыве городской думы, расширит свое присутствие, говорят многие. «Городская дума, которую изберут в октябре 2010 г., будет иметь в своих рядах еще больше бизнесменов. И опять это будет все то же строительное лобби— это нормально для таких больших городов, как Нижний Новгород. К тому же у строителей есть деньги»,— уверен депутат городской думы, справоросс Александр Бочкарев. Появление лоббистов из другой сферы он ставит под сомнение. «Кто это может быть? У нас есть энергетики, но что им делать в городской думе, когда в этой сфере уже все попилено? Огорчать должно другое: в этой гордуме может совсем не оказаться бюджетников— врачей и учителей»,— считает депутат.
Лидер нижегородских коммунистов Николай Рябов тоже отмечает, что городская дума Нижнего Новгорода нового созыва станет парламентом бизнеса, который попробует проводить свои интересы даже при условии усеченных полномочий.
Есть и еще одна причина для захвата гордумы бизнесменами— расходы, которые кандидат должен понести, находясь хоть в списке, хоть выбираясь по одномандатному округу. По оценкам источника в одной из политических партий региона, выборная кампания кандидата-одномандатника стоит около 3-4 млн руб. Для бюджетников эта сумма просто неподъемна.
Источник: А'БМ