Если посмотреть на Нижний Новгород с высоты детского роста, покажется, что живешь в заснеженных горах, за которыми спрятаны тайны и сюрпризы: где-то из-под сугробов еле виднеются сиденья скамеек и урны, караваном тянутся маршрутки и автобусы, стройные ряды которых способны раздвинуть только машины с проблесковыми маячками.
В этом январе погребенными под снежными завалами оказались тысячи машин, чьи владельцы то ли поленились, то ли не осилили раскопки собственного «железного коня». Да и к чему он, когда на дорогах в последнее время ни дня не обходится без пробок, перерастающих в самые настоящие коллапсы. Автомагистрали, и без того не рассчитанные на такой поток транспорта, сузились из-за сброшенного дорожниками на поворотах и обочинах снега. ДТП происходят буквально на пустом месте: то автомобиль помнет бампер стоящему на остановке автобусу, проскочив лишние полметра на превратившейся в лед дороге, то пара осторожных водителей «легковушек» не поделят дорогу на скорости 20 км/час.
Нельзя сказать, что дороги в областной столице не чистят: чистят, конечно, но не поспевая за стихией. Единственный шанс вывезти залежавшийся снег — надеяться, что выдадутся несколько ясных дней подряд. В администрации заявляют, что всему виной скудное финансирование — «всего» 837,5 млн рублей, чтобы содержать дороги улицы в чистоте и порядке. Эти деньги распределены между 12 организациями, пять из которых — городские.
В Канавинском районе ответственность лежит на МП «Коммунальное хозяйство» (контракт на 102,8 млн рублей), крупнейший заказ у МП «Ремонт и эксплуатация дорог Автозаводского района» — на 121,8 млн рублей, а вот МП «Дорожник» за 86,8 млн рублей работает сразу в трех районах — Московском, Ленинском и Сормовском. В Советском районе работы выполняет ООО «Дорожное эксплуатационное предприятие» за 105,6 млн рублей везде, кроме микрорайона «Кузнечиха», на территории которого работает ООО «Саюс-Самара» за 15 млн рублей. Дороги в Приокском районе обслуживает ООО «Нижавтодорстрой» (стоимость его контракта — 57,9 млн рублей).
В этом году горожане передвигаются по дорогам, не посыпанным ни солью, ни химическими реагентами, поэтому риск упасть и получить перелом возрастает. Скажете, сама виновата — разве можно на каблуках зимой бегать? А что делать пожилым людям, которые, стесняясь, но время от времени нет-нет да и попросят молодежь протянуть руку помощи, потому что сами перешагнуть снежные завалы не могут. С другой стороны, нет худа без добра: ни хорошей кожаной обуви, ни китайским дутикам не грозят соляные разводы.
«Снег кружится и тает, и тает…»
Глава региона Валерий Шанцев, выступая на одном из мероприятий в ясный солнечный день, даже пошутил над администрацией Нижнего Новгорода из-за уборки снега. «Солнышко светит, снег наконец-то прекратился, очень хорошее настроение у городской администрации, у которой любимая песня „Снег кружится и тает, и тает…“ сам по себе», — сказал Валерий Шанцев. А еще через несколько дней стало не до шуток: губернатор поручил предоставить городу дополнительную спецтехнику на уборку Нижегородского района. Тут же последовали первые отчеты: за трое суток после вмешательства вышестоящий властей вывезено около 60 тысяч кубометров, треть из которого — с территории Нижегородского района — делового центра города, тогда как за первые три недели января было вывезено всего 100 тысяч кубометров снега.
Что изменилось за дни? В Кремле — единственном, пожалуй, месте в городе, где дороги чистят до брусчатки и асфальта и посыпают солью каждый день без исключения, по-прежнему чисто, но сугроб на остановке на площади Минина остался нетронутым.
Большую Покровскую тоже убирают (хоть и не очень-то оперативно), привлекают эвакуаторы, десятки машин спецтехники, так что прогуляться по главной пешеходной улице без сопровождения скрипов лопат дворников и гула машин не получится (два первых снимка сделаны 13 января, два последних - 25 января: разница очевидна).
Подходы к площади Горького завалены почти всегда, на тротуарах снег просто раскинут по сторонам, лишь бы было, где пройти, во дворах — по-разному.
Нижегородский район убирают сразу семь подрядчиков
Нижегородский район в этом году получил негласно особенный статус: он поделен между подрядчиками сразу на семь участков. В границах площади Горького и улиц Большой Покровской, Красносельской, Черниговской и Добролюбова работают сотрудники ИП Тельнова Андрея Борисовича за 10,5 млн рублей; в границах улиц Черниговской, Рождественской и Нижне-Волжской набережной — ООО «Нижавтодорстрой» (23,8 млн рублей); в границах улиц Бринского, Богдановича и Казанского шоссе — ООО «КМК-Строй инжиниринг» (7,4 млн рублей); на улицах Фруктовой, Усилова, Родионова, Белинского и Большой Печерской — ООО «Вектор» (8,8 млн рублей), вместе с ней частично в границах улиц Бринского, Родионова, Фруктовая — компания «Ареал» (2,5 млн рублей). На улице Варварская, Большая Покровская, Белинского и Ванеева работает еще одна компания ООО «Стройпроект» (4,7 млн рублей); Зеленый город чистит ООО «Управление механизацией 5» за 2,5 млн рублей. Остальную часть района (судя по всему, и территорию Нижегородского Кремля) курирует ООО «Нижавтодорстрой» за 143,3 млн рублей.
При этом, как объяснили в администрации, расчисткой мостов и подъездов к ним, остановок и автобусных «карманов» для подъезда к остановке занимается организация, за которой закреплена данная дорога. А вот за содержание придомовой территории, в том числе тротуаров, отвечает ДУК либо организация, которая арендует помещение в доме.
Куда вывозят снег с городских улиц?
Другой вопрос, куда вывозят весь этот снег? По согласованию с Минэкологии в каждом районе имеется участок для складирования снега. Например, в Автозаводском районе — это коммунально-складская зона микрорайона «Аэродромный»; в Сормовском районе — левая сторона дороги на Ново-Сормовское кладбище, в Ленинском районе — Шуваловская промзона за кладбищем «Красная Этна». Собранный в Канавинском и Московском районе — Бурнаковская низина. В нагорной части снег из Нижегородского района везут к станции Аэрации; из Приокского — в поселок Черепичный; из Советского — на станцию снеготаяния на улице Бринского.
Но так должно быть, а куда на самом деле едут КамАЗы? В соцсетях уже мелькали видеозаписи того, как дорожники сбрасывают снег с мостов в реку. И снова все упирается в деньги — единственная в городе станция снеготаяния рассчитана на плавление 200–250 тысяч кубометров за всю зиму, на строительство дополнительной в городском бюджете средств нет.
Дворников, которые убирают на совесть, в прямом смысле слова слышно с раннего утра, отдыхающих на перекуре дорожников тоже по городу видно немало. А что остается, звонить и жаловаться во все инстанции или пережить молча еще одну зиму и надеяться, что в следующем году ситуация изменится? Безопасность, а не удобство должно быть главным критерием. Ни колея глубиной 15 сантиметров возле парковки, ни раскатанная транспортом гололедица возле автобусной остановки, ни обледенелая лестница в подземном переходе, вызывающие столько негодования, не безопасны. Однако надо понимать, что за уборкой снега стоят конкретные люди — руководители дорожных предприятий, водители спецмашин, дворники, которые работают соразмерно оплате и личному пониманию ответственности за свой труд.