В этом году МВД России ужесточает правила сдачи экзаменов на права. Нижегородцы, как и остальные россияне, будут сдавать экзамен на водительские права по новым правилам уже с 1 сентября 2016 года. Как сообщил 24 мая начальник отдела ГИБДД подполковник полиции Евгений Полозов, по новым правилам придется сдавать экзамен также тем, кто не сдал экзамен с первого раза в августе и пришли на пересдачу в сентябре.
Нововведения затронули все этапы квалификационного экзамена: теорию, автодром и город. Расскажем вкратце об основных изменениях в каждом из них.
Теория
Первым этапом сдачи экзамена в автошколе является теоретический экзамен, который проверяет знание курсантом правил дорожного движения.
Испытуемому дается один билет, состоящий из двадцати вопросов, которые поделены на четыре тематических блока. На выполнение всех заданий дается 20 минут.
Если сейчас кандидат в водители может допустить две ошибки в билете (в разных блоках), то по новым правилам за каждую такую ошибку будет предложено пять дополнительных вопросов из этой же темы (на раздумывание над ними дается по пять минут). Если будущий водитель допустит ошибку в дополнительных вопросах — его ждет пересдача.
«Допускается, если водитель сделает по одной ошибке в двух разных блоках. За каждый ошибочный вопрос кандидат должен ответить на пять дополнительных вопросов. И если он ответит правильно на дополнительные вопросы, то экзамен засчитывается», — пояснил подполковник полиции.
Во время теоретического экзамена запрещается пользоваться литературой, мобильными телефонами или иными техническими устройствами, разговаривать с другими испытуемыми. В противном случае курсанту грозит оценка «не сдал».
Если теоретический экзамен успешно пройден, кандидат в водители допускается до следующего этапа — площадки, или автодрома.
Практика: автодром и город
На автодроме (площадке) проверяется владение будущим водителем первоначальными навыками управления транспортным средством. Всего кандидат в водители должен освоить пять элементов: змейку, въезд в гараж задним ходом, параллельную парковку, разворот и эстакаду. В настоящее время на государственном экзамене выполняется только три элемента из пяти, однако с 1 сентября 2016 года испытуемый обязан будет выполнить все пять упражнений. В то же время, согласно новым правилам, упрощено упражнение «Змейка». А для водителей составов добавлено упражнение «Сцепка и расцепка с тягачом». Также вводится ограничение по времени, за которое экзаменуемый должен успеть выполнить все упражнения. Это время рассчитывается по определенной формуле, которая учитывает размер площадки и удаленность разметки одного упражнения от другого.
«Все эти упражнения были предварительно протестированы: выполнить их вполне реально при соответствующей подготовке», — подытожил Евгений Полозов.
Если испытания на площадке пройдены успешно, курсанта допускают до экзамена в условиях реального городского движения.
Штрафные баллы
Порядок начисления штрафных баллов на экзамене останется прежним. Напомним, ошибки делятся на грубые, средние и мелкие, которые «стоят» курсанту пять, три и один штрафной балл соответственно.
Однако список штрафных баллов по новым правилам будет дополнен. Так, например, грубым нарушением будет считаться задержка начала движения более чем на 30 секунд после команды экзаменатора, выполнение упражнения на автодроме дольше двух минут, игнорирование указаний экзаменатора.
Появится и несколько новых средних ошибок, таких как использование мобильного телефона и нарушение правил перевозки пассажиров.
Если во время прохождения испытания кандидат в водители наберет пять штрафных баллов и больше, то экзамен считается несданным.
Несколько слов об экзамене на категорию А
Претерпел также изменения экзамен на управление мототранспортными средствами.
«В настоящее время будущие мотоциклисты сдают лишь теоретический экзамен, а также экзамен по первоначальным навыкам управления на закрытой площадке или автодроме. Пока что они не сдают экзамены непосредственно в условиях дорожного движения, — отметил Евгений Полозов. — Также для мотоциклистов появится новый элемент со скоростным маневрированием, который активно используется за рубежом».
Во время экзамена ведется видеозапись
Квалификационные требования к экзаменаторам также изменились. Чтобы не возникало нареканий к компетентности экзаменаторов, транспортные средства должны быть обязательно оборудованы средствами аудио- и видеофиксации, которые будут фиксировать обстановку на дороге как спереди, так и сзади. Они также позволят фиксировать все показания приборов и манипуляции, которые проводит инструктор или сам обучающийся внутри салона авто.
Новые сроки
Еще одно важное нововведение — ограничение максимальных сроков проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
«К примеру, для получения водительских удостоверений категорий „АМ“, „А1“ и „В1“ срок с момента подачи заявления и до получения прав не должен превышать 15 дней, на категорию „В“, „С“, „D“ — не более 30 дней, а на трамвай/троллейбус — не более пяти дней», — пояснил Евгений Полозов.
Кроме того, время обмена и получения водительского удостоверения взамен ранее выданного составит не более одного часа.
Нижегородцам, у которых срок обучения приходится на конец лета, нужно быть предельно внимательными. Ведь всем кандидатам в водители с сентября придется сдавать экзамен по новым правилам. Это касается также тех, кто не сдал экзамен с первого раза в августе, а на пересдачу пришел в сентябре.