Директор по планированию продукта Объединенного инженерного центра — Олег Филимонов — рассказал подробнее о тенденциях Горьковского автомобильного завода, работе в условиях кризиса, секретах сохранения качества продукции, новой технике и создании беспилотных автомобилей.
Автор: Олег Филимонов - директор по планированию продукта Объединённого инженерного центра
Еще каких-нибудь пять лет назад мы строили технику в условиях серьезной интеграции в мировой автопром. Это касалось не только компонентов, но и разработки: когда известные мировые производители компонентов предлагали современные технические решения, а мы после некоторого изучения адаптировали их при проектировании новой техники. Казалось бы, удобно, привычно, но создается зависимость от поставщиков, поэтому мы развивали свою систему создания продукта и наращивали компетенции по ключевым направлениям. Нам приходилось вникать во многие нюансы в конструкции компонентов и выстраивать детальный инженерный диалог с партнерами. Именно система и опыт лучшей конструкторской школы страны помогли нам, когда произошел резкий разрыв связей, обвал логистических цепочек, когда ушли с рынка многие брендовые производители компонентов.
А все потому, что мы подошли к кризису во всеоружии. Как говорится, нет худа без добра. Еще с 2018 года компания прорабатывала альтернативные компоненты и технические решения. Тогда были созданы площадки для выявления критических позиций, проводился мониторинг компонентов и поставщиков, оценивались риски, совместно с закупщиками искали аналоги. Найти поставщика непросто, у нас высокие требования к качеству, и мы не снижали их, это была принципиальная позиция. Мы провели серьезные сравнительные испытания и уже в 2022–2023-м годах внедрили основную часть альтернативных компонентов в наши продукты.
Также очень важна общая синергия бизнеса, науки и поддержка госструктур. Существенный результат дала работа с НАМИ над системой стимулирования и развития отечественных компонентных производств, где наша компания была основным драйвером. Несмотря на сложности, потерю инженерных компетенций в автокомпонентной отрасли, работа дает плоды, уже сегодня появились достойные предложения от отечественных производителей компонентов и электронщиков.
Вот что думаю, оглядываясь на прошедшие пять лет. Легко себя проявлять, когда все ресурсы под рукой и есть широкое поле для творчества. Но больше всего кризис проверяет команду на прочность и устойчивость. Наша компания наглядно продемонстрировала эту устойчивость и прочность. Мы ни на день не остановили производство и не потеряли в качестве продукции. Вся команда работала как одно целое — и руководители, и закупщики, и логисты, и производственники, и продавцы. ОИЦ находился в эпицентре этой работы, и я каждый раз поражался тому, какой это единый, слаженный механизм! Мы, ОИЦ, особенно полно ощущали себя частью этого организма. Горжусь нашими сотрудниками и компанией!
Про новую технику
Конкуренция на рынке есть, но мы крепко держимся и продолжаем создавать новые уникальные продукты. Мы вышли с продуктом «Газель NN» в самый неблагоприятный период, когда были ограничены поставки электронных компонентов, но сегодня проблемы практически решены и новейшая электронная архитектура NN освоена. Мы уже видим ее в действии на «Соболе». Внешне это вроде бы та же «Газель», но по сути это продукт нового уровня, другого поколения, архитектура позволяет подключать современные интерфейсы и системы помощи водителю. При этом автомобиль сохраняет нашу фишку и преемственность: прочную рамную конструкцию, многие технические решения, которые прекрасно себя зарекомендовали на рынке.
«Соболь NN» 4х4 – в центре внимания посетителей Comtrans 2023
Дала ростки и наша многолетняя работа по беспилотной тематике и электротяге. Мы прошли путь от создания продукта до его серийного производства. Это, без преувеличения, революционный автобус Citymax 9, выпускающийся на ПАЗе, разработку которого мы вели сразу с учетом новейших требований к панорамному обзору в салоне и удобству пассажиров, включая маломобильных граждан и пожилых людей, мамочек с колясками и молодежь с самокатами. Начали с автобуса с дизельным двигателем, одновременно держали в уме газовую версию и электробус.
Именно в таком подходе секрет успеха быстрого освоения Citymax, а еще в том, что мы применили уникальное для российского рынка решение по планировке салона с двумя широкими дверями в базе и нестандартную для ПАЗа компоновку заднемоторного исполнения автобуса. Рискнули — и предложили. По откликам потребителей видим, что это удачное решение для 9-метровых автобусов. Раньше в передней части салона был уклончик, на который жаловались пассажиры, — устранили его. Теперь в автобус можно зайти с детской коляской, разместить велосипеды и самокаты. Все предусмотрено для людей с ограниченными возможностями, а для молодежи есть места, где можно поставить стаканчик с кофе. USB-разъемы — казалось бы, мелочь, а приятно. Так что пазик уже нельзя назвать привычным ласковым словом — это уже солидный ПАЗ, флагманский продукт Павловского автобусного завода, обладающий характеристиками, присущими большим городским автобусам для мегаполисов. Опыт разработки Citymax позволил нам наряду с продуктами массового исполнения предлагать идеи по созданию кастомизированных продуктов, т. е. транспортных средств, максимально гибких по архитектуре кузова и адаптированных под различные нужды наших клиентов. За последние пять лет очень далеко продвинулись в этом направлении.
Беспилотные автомобили
Мы серьезно подошли к беспилотной тематике, создали несколько образцов автономно управляемых «Газелей», продемонстрировали платформу Neos. Анализ показывает, что беспилотный автомобиль по отдельным позициям гораздо сложнее, чем самолет. У воздушного судна меньше ограничений, больше стандартных ситуаций. Многие вещи, которые сегодня очевидны, в самом начале работ были неизведанными. Например, ранее навигационная система беспилотников была построена на основе показаний со спутников, но в какой-то момент мы стали замечать нестабильность в управлении и позиционировании. Залезаю в советские еще справочники и понимаю, что прохождение сигнала от спутника 0,24 секунды, а автомобиль по городу движется со скоростью 17 м/с, а значит, идет отставание в несколько метров. Пришлось перейти на технологию более точного позиционирования, изучать возможность применения дециметровых hd-карт. При этом наша задача — сделать коммерческий беспилотник без дорогостоящих решений, а один только вычислитель может стоить чуть ли не пятую часть машины. Кроме того, мы не можем не думать о проблемах использования искусственного интеллекта, который должен обеспечивать необходимый уровень безопасности, несмотря на возможные сбои в системах, включая кибератаки. Хотя многие беспилотные решения связаны с ИТ-сферой, где много креатива и динамики в создании новейших проектов, но мы работаем с транспортным средством — источником повышенной опасности. Автомобилестроители вынуждены быть консервативными, как врачи: и у тех, и у других одна задача — не навредить, жизни сберечь. С этим связаны наши очень осторожные движения по беспилотной тематике.
Сотрудники ОИЦ неизменно выступают в роли организаторов и судей полевых испытаний беспилотных автомобилей «Робокросс»
Про молодежь и электронную колбасу
У нас прочные связи с НГТУ и другими ведущими техническими вузами страны. Вовлекаем ребят в инновационную тематику со студенческой скамьи. Основа нашего образовательного процесса — когда студенты растут совместно с промышленным предприятием. Так родилась Инженерная школа ОИЦ, где основное направление — это ИТ. И результат уже заметен: к нам приходят ребята, воспитанные в этой школе, знакомые с нашей структурой, продуктом, историей. Они активные и очень мотивированные. Дальше молодежь вовлекается в лидерские программы. Я сам занимаюсь с такими группами. И мы видим — интерес после первого года работы у молодых не пропадает.
Но у увлечения ИТ есть и своя оборотная сторона: становится меньше инженеров-механиков, а ведь мы далеко не виртуальные существа, нам электронную колбасу есть невкусно. Поэтому опытные инженеры-механики сейчас в цене — важно не потерять их опыт, а сохранить и приумножить. Не зря есть такое понятие — «мехатроника». Это интегральные опыт и компетенции.
Более 20 выпускников проекта «Академия ИТ» уже трудоустроены в Объединённый инженерный центр
А еще мы учим нашу молодежь… мечтать. Как правило, своим примером, чтобы оторвать их от привычных стереотипов, чтобы они не думали шаблонно. Говорю: «Ребята, если завтра будет изобретена технология телепортации, то ваши грузовики станут не нужны». Это заставляет их заглянуть за горизонт.
Молодые часто мне заявляют: «Вот мы придумываем идеи, а это какой-то непонятный и нестандартный процесс, как же двигаться?» Я объясняю: конечно, есть инструменты, помогающие в исследовании, тот же ТРИЗ, но при планировании новейших направлений и продуктов часто приходится быть в области неизведанного, и вот тут собственные технологии, компетенции, опыт и интуиция специалистов дирекции по планированию играют ведущую и объединяющую роль в поиске просвета, к которому мы начинаем продвигаться и вести всю команду проекта. К сожалению, воспитание в шаблонах ЕГЭ может отбить желание мыслить нестандартно даже у молодых ребят. И мы либо через внутренние семинары, либо через задачи в проектах предлагаем молодежи смоделировать сценарии из отдаленного будущего и мыслить, исходя из новой реальности. Очень интересно и результативно получается.
Горизонты будущего
Какая она — «Газель» будущего? Сегодня мы — как богатырь на распутье, только у нас задача сложнее, стараемся не потерять, а только находить. Собираемся большой креативной командой вместе с производственниками и продавцами, обсуждаем, представляем себе образ будущего, предполагаем, в какой среде и кем будут эксплуатироваться «Газели» нового поколения. Рассматриваем тренды, предполагаем, каким может быть образ будущего города, как выглядит новый уровень безопасности, какие проспекты, скоростные дороги, застройка, экологические ожидания — самые разные аспекты. Смотрим планы правительства по развитию инфраструктуры вне периметров городов, скоростных магистралей. Задаем себе еще тысячи вопросов: как будут развиваться маркетплейсы, сельское хозяйство, другие отрасли? А дальше начинается выбор архитектуры самого продукта с использованием технологий собственной системы планирования и разработки продуктов, принципов ПС, ТРИЗ, активно изучаем подходы в проектах IT-компаний.
По материалам издания «Время машин».